Воздействие танца на человека

Автор: Татьяна Рузова
Поделиться
Дата: 28.04.2016 | Время на чтение: 12–13 мин.
Воздействие танца на человека

Индийские танцы неразрывно связаны с музыкой, поэтому, чтобы лучшепонять индийские танцы, стоит узнать некоторые подробности и об индийской музыке. Музыка всегда занимала особое место в жизни человека. Она отражала его настроение и помогала найти внутреннюю гармонию. Мир музыки и мир природы тоже тесно связаны посредством звуковой вибрации. Люди использовали силу звука, чтобы вызывать дожди, призывать ветры, зажигать огонь. Этому есть много подтверждений в древних итихасах (исторических хрониках): «Рамаяне» и «Махабхарате», а также Пуранах и других произведениях.


История

История индийской музыки и танца насчитывает тысячелетия. Традиция гласит, что музыку дал человеку Сам Бог, поэтому в ведической культуре к ней всегда относились с трепетом и благоговением. Игра на инструментах и пение считались божественными занятиями, и музыканты всегда пользовались уважением. Даже если произведение писали на заказ, исполнители могли каждый раз по-новому аранжировать его согласно атмосфере на момент исполнения, поэтому каждый концерт был особым событием. Ни одна храмовая церемония не обходилась без музыкального сопровождения.

На Востоке издревле существовало особое отношение к искусству. Стремление к целостности, желание жить в гармонии с природой, тяга к упорядоченному бытию — всё это присуще многим восточным культурам. Музыка там считалась способом соединить свое «я» с Богом, окружающим миром, природой, стихиями. Поэтому в музыкальном воспитании большое значение придавалось овладению миром звуков, искусству общения с инструментом, умению импровизировать. Индийская музыка — это откровение, божественный дар. Хазрат Инаят Хан, известный индийский музыкант, говорил, что «музыка должна побуждать сердце к поискам истины».

Для музыкального аккомпанемента в танцах используется оркестр из нескольких инструментов. Обязательными являются ударные инструменты, такие как мриданга, табла, пакхавадж и др. (в зависимости от стиля танца), а также манджира (тарелочки); при этом один из музыкантов громко произносит особые слоги, являющиеся ритмическим рисунком, который танцовщица в свою очередь отбивает стопами. В оркестр могут входить и другие инструменты: флейта, скрипка, ситар, саранги и танпура. Возглавляет оркестр певец, исполняющий древние гимны или песни. Их и изображает танцовщица с помощью мимики, жестов и движений. Есть также множество композиций, где певец поет не слова, а просто красивые мелодии или названия нот индийского звукоряда, а также ритмические слоги, вырисовывая голосом ритмический узор и расставляя нужные акценты. В этом случае танец является просто абстрактной хореографической композицией, связанной с музыкой через эмоции и ритм.

Эмоции в танце

В индийском танце, так же как в индийской музыке, выделяют девять основных эмоциональных состояний (нава-рас):

  1. любовь (шрингара)
  2. смех (хасья)
  3. сострадание (каруна)
  4. гнев (рудра)
  5. геройство (вира)
  6. страх (бхайанака)
  7. удивление (адбхута)
  8. отвращение (бибхатса)
  9. умиротворение (шанта)

В индийском танце исполнитель должен прочувствовать эти эмоции сам и сделать их понятными зрителю. Танец — это вид искусства, в котором осуществляется всестороннее воздействие на зрителя. Музыка и слова уже создают образы внутри сознания зрителя. К этому добавляется и внешнее воздействие: освещение, украшение зала, костюм, прическа и грим танцора, мимика, жесты, движения, рисунок танца, темп и другие факторы. Поэтому танец широко использовался в религиозных обрядах, на праздниках, в важных событиях в жизни людей. Зритель в индийском танце считается полноправным участником действа.

Так танец облагораживает всех — тех, кто его создает, тех, кто его исполняет, и тех, кто впитывает его чувствами и разумом.

Основа индийского танца

Основой индийского классического танца является драма. Посредством телодвижений и мимики можно выразить любые чувства, и сюжетные линии, заимствованные из литературы, лишь усиливают эффект танца. Брахма, творец вселенной, так объяснял суть драмы:

классическии индийский танец катхак

«Я создал Натья-веду («науку драмы»), которая созвучна мыслям всех живущих и принесет всем — и богам, и демонам — счастье. В драме нет предпочтения ни богам, ни демонам, ибо драма есть прообраз трех миров. В ней упоминаются долг, охота, деньги, мир, смех, борьба, любовь. Она учит долгу тех, кто пренебрегает им; учит любви тех, кто стремится к ней; облагораживает тех, кто невоспитан; поддерживает сдержанность в тех, кто дисциплинирован; рождает мужество в трусе; дарует энергию героям; просвещает неразумных и наделяет мудростью тех, кто стремится к знаниям. Она дает развлечение царям; твердость души тем, кого одолела печаль; надежду тому, кто стремится к богатству; спокойствие тем, кто пребывает в тревоге. Драма, созданная мной, есть зеркало, в котором отражены все поступки людей; драма богата эмоциями и разнообразными ситуациями. Она рассказывает о действиях людей трех типов: добрых, злых и безразличных, и дает всем мужество, развлечение, счастье и совет. Благодаря действиям и состояниям, изображенным в драме, она будет поучительна для всех. Она даст облегчение несчастным, одолеваемым скорбью, печалью или тяжкой ношей, будет способствовать соблюдению долга, а также подарит славу, долгую жизнь, разум, благополучие и образованность. На свете нет ни одной мудрости, ни одного поучения, ни одного ремесла или искусства, хитрости или действия, каких не было бы в драме. Поэтому я создал драму, в которой встречаются все науки, искусства и способы действия. Не следует демонам гневаться на богов, ибо весь мир со всеми его двипами (островами) присутствуют в драме. Истории, взятые из Вед, итихасы (исторические хроники), способные доставлять удовольствие, также называются драмой; деяния богов, демонов, царей, а также обычных людей также называются драмой; и когда человеческая природа со всеми ее радостями и печалями изображается с помощью жестов и прочих способов, это также называется драмой»

Индийский танец и психология искусства

Искусство формирует аудиторию, однако и само оно так же формируется под ее влиянием. Искусство — это система с обратной связью. Искусство втягивает свою аудиторию в выработку идей и, в свою очередь, побуждает привносить художественные идеи в свою жизнь. Мы воспринимаем идеи через собственные чувства и эмоции. Важно, что искусство несет не обыденные, а художественные эмоции. В обыденных эмоциях переплетаются биологический и социальный опыт; художественные же эмоции социальны. Биологическое в них если и присутствует, то только как фон, элемент. В обыденных эмоциях много сиюминутного, случайного; художественные эмоции фиксируют социально-историческое, необходимое, устойчивое, важное для множества людей.

Л. С. Выготский, знаменитый психолог, называл художественные эмоции «умными». Это социально ценные эмоции, обобщающие опыт отношений, и их переживание доставляет эстетическое наслаждение. Обыденные эмоции существуют изолированно, художественные — только в художественной системе. Не освоив эту систему, ничего нельзя ни понять, ни пережить в искусстве. Искусство оттачивает наши чувства, учит по-настоящему воспринимать мир. Оно формирует чувственность, особое видение мира, делает нас способными наслаждаться красотой оттенков этого мира и его форм, улавливать гармонию.

Индийский поэт Калидас (V в. н.э.) говорил о четырех целях искусства: 1) вызывать восхищение богов; 2) воссоздавать образы окружающего мира и жизни человека; 3) доставлять удовольствие через эстетические переживания (расы); 4) быть источником наслаждения, радости, счастья. Современный индийский ученый В. Бахадур пишет, что «цель искусства — вдохновлять, очищать и облагораживать человека, и для этого оно должно быть прекрасным».

История танца

Можно также сказать, что искусство дает возможность почувствовать близкую связь между внутренними субъективными и внешними объективными сферами. Это требует сознательной работы над своим умом и эмоциями. Индийская драма и индийский танец дают совершенные условия для этого. В индийской культуре эмоции относились к сфере божественного, откуда берут начало высшие человеческие ценности. Герои индийской драмы показывают не только хорошие примеры для подражания, они также совершают ошибки, на которых человек может учиться. Драма помогает прочувствовать такие состояния и развить сострадание к другим.

Эмоции являются неотъемлемой частью человеческой сущности.

Подавление эмоций может привести к эмоциональному срыву, расстройству функций психики.

Такие нарушения выражаются в депрессиях и в более суровых формах психических заболеваний, и так можно потерять себя как человека. Поэтому индийский танец учит зрителя испытывать всю гамму эмоций, управлять ими. До сих пор обязательными для индийских танцовщиц являются упражнения, способствующие сознательному вызову и тренировки всей гаммы эмоций. Вот почему индийский танец называют воплощением духовности, религиозности, чистоты, нравственности и красоты. Так исполнение и созерцание индийского танца превращается в одно из лучших занятий, доступных в наши дни каждому.

Источник: nitai.ru



Видео
Фото
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика