Мироздание в индийском танце

Автор: Татьяна Рузова
Поделиться
Дата: 28.04.2016 | Время на чтение: 29–30 мин.
Мироздание в индийском танце

Чтобы увидеть мир глазами индийского классического танца, мы попытаемся окинуть взглядом тематику танцев, привести примеры того, как изображены разные боги, другие личности, какие чувства они проявляют, что делают и зачем. Мы рассмотрим несколько поэтических текстов, на которые поставлены танцы. Поскольку богам нравится, когда их прославляют посредством танца, и они благодарны за это и дают разные благословения, то большинство форм танцевального представления являются выражением любви, преданности и прославлением их имен, форм, качеств и деяний.

Интересно, однако, что о Самом Боге, Всевышнем, говорится не как о ком-то далеком или недостижимом, но как о друге, спасителе и возлюбленном. Тематика, взятая из других религий — буддизма, сикхизма, и даже христианства, также встречается в индийском танце, но очень редко. Преданностью и любовью пронизаны не только концертные номера, но и обычные тренировочные занятия. Например, начинают и заканчивают занятия и выступления с особого маленького ритуала под названием Бхуми Пранама — выражения почтения Матери-Земле (Бхуми Деви) и получения ее благословений. Просьба о милости важна, поскольку ударами стоп танцовщица причиняет Земле некоторое беспокойство. В знак уважения танцовщица касается ладонями пола (земли), а затем головы или глаз, после чего руками показывает жест анджали, означающий приветствие и почтение (сложенные ладони у груди). Таков принцип танца — все должно делаться с любовью и уважением, тогда успех гарантирован.

Сюжеты индийских танцев

В большинстве танцев отражены события, связанные с Верховным Господом Кришной. Сюда включены Его рождение, детские забавы, Его отношения с гопи (пасту́шками Враджа), а также Его жизнь в Двараке и другие истории.

В индийском танце танцор становится актером и играет разные роли.

Драма в индийском танце требует наличия трех персонажей: найака, найики и сакхи — героя, героини и близких подруг или друзей. Часто и характеры богов показываются через человеческие характеры и качества в различных ситуациях, происходящих с людьми. Сложные истины рассказываются простым языком, понятным не только ученым брахманам, но и простолюдинам. Иносказательный язык индийских классических танцев пробуждает лучшие чувства в человеке, делая его ближе к пониманию Бога, очищая его внутренне, развивая в нем влечение к божественному. Сопереживание героям вызывает глубокое чувство, которое побуждает человека жить достойной жизнью, прикладывать усилия на пути к самоосознанию.

В «Натья шастре», труде о танце, описаны разные типы героя (найака) и героини (найики):

  • в зависимости от их возраста (например, взрослая царица, или юная девушка)
  • природы и качеств характера (важный и хитрый министр-интриган, смиренный святой, благородный царь, игривый и находчивый мальчик-пастушок)
  • опыта в любви (девушка, еще не испытавшая плотской любви, но готовая к этому, царица, изведавшая все прелести супружеской жизни)
  • ситуации (героиня, наряжающаяся и ждущая встречи с любимым, героиня расстроенная, поссорившаяся с любимым) и т.д.;

Сакхи — это подруга или посредник. Она всегда находится между найикой и найаком как конфиденциальный помощник и лучшее доверенное лицо. Она помогает соединить разлученных влюбленных, ругает героя за его проступки, помогает ему исправиться, вновь обрести благосклонность героини, утешает опечаленную героиню, которая разлучена с любимым.

Особенно ярко эта концепция проявляется в драматических танцах с любовной тематикой. Вообще, любовные взаимоотношения героя, героини и их помощницы-подруги являются основой классических индийских танцев. Эту любовную тему также понимают и глубже, с философской точки зрения, как аллегорию, где душа стремится восстановить свои неповторимые, сладостные, индивидуальные отношения со Всевышним. И в материальном мире все время что-то мешает этому, но духовный учитель помогает нам восстановить эту связь. Потому танцы о любви, в которых изображаются нежные взаимоотношения Радхи и Кришны неправильно и ошибочно понимать как мирское, человеческое влечение парня и девушки, во всем этом заложен глубокий, нематериальный смысл.

Какие еще темы и сюжеты раскрываются в разных стилях классического индийского танца? Здесь предлагается богатство, великолепие и разнообразие форм представления историй. Мы также приведем для иллюстрации и некоторые тексты, которые изображает танцовщица в своих танцах.

Танцы, посвященные десяти воплощениям Вишну на Земле, танцуют в стилях Одисси и Бхарата Натьям. Смысловые части, изображаемые танцорами, перемежаются с выразительными ритмичными техническими отрезками, где используется много красивых выразительных поз и жестов. В поэтическом произведении XII века «Гита-Говинда» вайшнавского святого Шри Джаядевы Госвами эти десять воплощений Вишну описываются в самом начале повествования, чтобы знание о могуществе и великолепии Господа Кришны помогло нам по-настоящему понять любовные отношения Радхи и Кришны. О десяти воплощениях также говорится в древней «Вишну-пуране» и других священных писаниях ведического канона. «Гита-Говинда» по праву считается настоящей жемчужиной индийской поэзии. Вот как Шри Джаядева прославляет десять воплощений Вишну (перевод с санскрита):

«В образе гигантской рыбы Ты служил лодкой, призванной спасти Веды, которые потонули в бушующих водах опустошения.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ рыбы! Слава Тебе!

В образе божественной черепахи Ты держишь на своей гигантской спине великую гору Мандару, служащую мутовкой для пахтанья молочного океана. Покоившаяся на Твоей спине огромная гора оставила в ней след, напоминающий шрам, и это снискало Твоей спине безграничную славу.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ черепахи! Слава Тебе!

На кончике Твоего клыка держится, напоминая собой темное пятно, Земля, которая упала на дно вселенной и погрузилась в воды океана Гарбходака.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ вепря! Слава Тебе!

С такой же легкостью, с какой человек может раздавить осу, Ты Своими чудесными острыми когтями разорвал на части тело демона Хиранйакашипу, схожего с осой.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ человекольва! Слава Тебе!

О удивительный карлик, Своими гигантскими шагами ты обманываешь царя Бали, а водами Ганги, стекающими с ногтей Твоих лотосных стоп, ты спасаешь всех живых существ в этом мире.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ карлика-брахмана! Слава Тебе!

Ты заливаешь землю Курукшетры реками крови, которая вытекает из тел убитых Тобой кшатриев-демонов. Ты смываешь с мира грехи, и благодаря Тебе, люди спасаются от пожара материального существования.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ Бхригупати (Пара-шурамы)! Слава Тебе!

В битве на Ланке Ты сокрушаешь десяти-главого демона Равану и подносишь его головы господствующим божествам десяти сторон света, возглавляемым Индрой, желая порадовать их таким чудесным даром. Все они давно мечтали о том, чтобы Ты уничтожил это чудовище, причинившее им столько страданий.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ Рамачандры! Слава Тебе!

Твое тело ослепительно белого цвета, а одежды — цвета только что появившейся синей тучи. Своим прекрасным синим цветом эти одежды напоминают воды реки Ямуны, которую всегда охватывает сильный страх, когда Ты ударяешь о землю своим плугом.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ Баларамы, носящего плуг! Слава Тебе!

О Буддха, Ты, чье сердце полно сострадания, осуждаешь убийство несчастных животных, которое совершается под видом ведических жертвоприношений.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ Будды! Слава Тебе!

Появляясь, подобно комете, Ты несешь в руке устрашающий меч, которым Ты уничтожаешь злобных варваров, живущих в конце Кали-юги.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ Калки! Слава Тебе!

Читатель, слушай гимн поэта Джаяде-вы, ибо этот превосходнейший из гимнов дарует счастье и приносит благо. Этот гимн — самое лучшее, что есть в этом мрачном мире.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, нисшедший в этих десяти образах! Слава Тебе!»


В школе Катхак много танцев о Кришне. Здесь Кришна предстает и ребенком, ворующим масло, и юношей, участвующим на празднике Холи, когда друг в друга бросаются красками. Он также танцует танец раса с гопи, где каждая думает, что Он танцует только с нею одной. Этот же сюжет изображается и в танцах школы Манипури. В школах Бхарата Натьям и Одисси Он предстает не только ребенком, но и возлюбленным, в разлуке с которым страдает Радха.

Танец раса Верховного Господа Кришны

Тема любви Радхи и Кришны раскрыта в «Гита-Говинде». Эта поэма была задумана автором как танцевальная драма. Сначала очень долго и подробно описывается любовь Радхи и ее ожидание встречи с любимым. А он в это время играет с подругами Радхи. Наконец, он приходит к ней, однако на лице и гирлянде заметна особая краска, указывающая на то, что он встречался с ее подругами. Радха, охваченная ревностью, гонит Его прочь, давая волю Своему любовному гневу. Кришна молит ее о прощении и посыпает Себе на голову пыль с Ее стоп. Когда Джаядева дошел в своем повествовании до этого места, он усомнился, действительно ли так было. Оставив работу, он решил пойти искупаться. В этот момент Сам Кришна пришел к нему и собственноручно написал эту строчку в его книге. Радха простила Кришну, и поэма заканчивается в радостном настроении.

В школе Катхакали используют истории о Кришне в Двараке, где Он предстает царем, важным политическим деятелем, лучшим советником братьев Пандавов, защитником религии.

В школе Кучипуди популярной темой для танцев служит история о том, как Кришна принес целое дерево париджата своей жене Сатьябхаме, хотя она попросила Его лишь об одном цветке. Этот танец очень популярен, его исполняют уже много веков.

Девять эмоций в танце

Также популярны истории о Раме из Рамаяны: жизнь Рамы в лесу, возвышенные качества Ситы, история ее похищения, возведение моста на Ланку и победа Рамы над Раваной — победа добра над злом. Например, в школе Одисси есть очень интересный танец на основе Рамаяны - «Наварас», в котором изображаются 9 основных эмоций, настроений. Об этих эмоциях мы рассказывали в предыдущих номерах журнала, теперь мы предлагаем пример из конкретной постановки. Эмоция любви (Шрингара раса) соответствует сцене, когда Рама и Сита гуляют вдвоем в лесу; Ситу восхищает все прекрасное: танцующие павлины, игривые рыбки в ручье, распускающийся лотос. Рама украшает прекрасные волосы Ситы лесными цветами. Сваямвара Ситы (царский прием, когда Сита-невеста выбирала жениха) иллюстрирует настроение героизма, силы, смелости, величия будущего мужа-царевича (Вира раса). Один за другим разные принцы пытались поднять священный лук Шивы, но никому это не удавалось. И только молодой Рама, вознеся молитвы, поднял его и, когда Он натягивал на нем тетиву, лук сломался в Его божественных руках, вызвав восхищение всех присутствующих. Смех брата Рамы, Лакшмана, (Хасья раса) вызвала ведьма Шурпанака, которая воспылала страстью к Раме и поплатилась за свою похоть носом. Сита очень боялась демона Равану, похитившего ее (Бхаянака раса). Когда Рама и Лакшман бросились в погоню за Раваной, они нашли орла Джатаю, который героически сражался с Раваной, но потерпел поражение. Рама скорбит о Своем друге-орле (Каруна раса). Затем Рама собирает войско во главе с обезьянами, они строят через океан мост на Ланку, обитель Раваны. Они бросают камни с надписью «Рама» в воду, и эти камни не тонут, что просто удивительно (Адбхута раса). Рама в гневе (Рудра раса) наказывает Равану — происходит великое сражение войска Рамы с демонами. На поле боя слетаются стервятники и, смакуя, поедают падаль, что вызывает отвращение (Бибхатса раса). После победы Рамы на Земле воцаряется справедливость и благоденствие. Наступает мир и спокойствие (Шанта раса).

Истории о разнообразных воплощениях Бога

Есть в «Вишну-пуране» и других древних трактатах история о воплощении Вишну в образе Человекольва — Нрисимхи. Мальчик, сын царя демонов, Прахлада, имел обыкновение молиться Господу Вишну, за что Хираньякашипу, его отец, жестоко наказывал его. Хираньякашипу бросал ребенка под ноги бешеным слонам, в пещеру к ядовитым змеям, сбрасывал в пропасть, пытался сжечь его на костре. Но искренняя молитва Прахлады творила чудеса: мальчик оставался цел и невредим. История о Прахладе, которого защитил Господь Нрисимха тоже легла в основу сюжетов множества индийских танцев.

Классический индийский танец в стиле Одисси

В школе Одисси Кришна изображен в Его особой форме Джаганнатхи, Господа Вселенной. Каждый раз, начиная концерт, танцовщица предлагает Ему свои поклоны и цветы, чтобы Он благословил ее и всех присутствующих. Для этого обычно исполняется стих из «Шри Шри Джаган-натхаштаки», написанной Ади Шанкарачарьей:

кадачит калинди-тата-випина-сангитака раво

мудабхири-нари-вадана-камаласвада-мадхупах

рама-шамбху-брахмамара-пати-ганешарчита-пад о

джаганнатхах свами найана-патха-гами бхавату ме


Испытывая огромное счастье, Господь Джаганнатха громко играет на флейте на берегу Ямуны. Он подобен шмелю, который в блаженстве вкушает нектар прекрасных лотосоподобных лиц пастушек Врад-жа. Его лотосным стопам поклоняются все великие личности, такие как Лакшми, Шива, Брахма, Индра и Ганеша. Пусть мой взгляд вечно следует за Господом Джаган-натхой.

Истории про полубогов

Разные истории и описания Шивы и Дурги в различных их формах, а также Ганеши тоже довольно часто изображаются в танцах. Поскольку Шива является величайшим танцором, актером и покровителем танца, ему посвящена особая шлока, на которую создано большое количество танцев:

Ангикам Бхуванам Ясья

Вачикам Сарва Ванмаям

Ахарьям Чандра Таради

Там Намаха Саттвикам Шивам


Его тело — это вся Вселенная, его речь — это лучшие звуки (языки) мира, его украшают Луна и звезды. Чистейшему Господу Шиве я поклоняюсь.

Господь Шива – творец и исполнитель вселенского танца. Земля приводится в движение ногами Шивы, а космос, планеты и звезды движутся, подчиняясь движениям его рук. Поэтому в Ведах сказано, что природа исполнена танца.

А вот что говорится в другой истории о Шиве. Однажды могущественный демон Трипурасура победил жителей райских планет и завладел всей их собственностью. Всем полубогам пришлось скрываться от демона в дремучих лесах и пещерах. Но и тогда он не успокоился и продолжал притеснять их. Все боги отправились к Брахме, который вместе с ними пришел к Вишну с просьбой о помощи. Вишну сказал, что только Шива может убить демона, после чего все они явились к Шиве и попросили его помочь им. Шива согласился. Разгневавшись, он отправился на поиски демона. Увидев его, Шива принялся яростно танцевать и снес ему голову своим трезубцем. Его танец был полон энергии, гнева и вдохновения; он обучил этому танцу своего любимого ученика Танду, который был также известен как Нандикеш-вара. Такой экспрессивный танец получил название тандава. Это понятие вошло в теорию, и теперь все движения в индийском классическом танце делят на две категории — тандава и ласья. Тандава — это четкие, резкие, энергичные, жесткие, тяжелые движения. Такие движения характерны для Шивы, когда он разгневан. В то же время Парвати, супруга бога Шивы, танцует изящный и нежный, полный любви танец, чтобы ублажать и успокаивать Шиву. Этот тип танца называется ласья.

Ганеша, сын Шивы и Парвати, тоже прославляется как замечательный танцор. Вот, например, «Ганеш стути», стихи из важного трактата «Абхиная Чандрика» знаменитого теоретика школы Одисси, Махешвары Махапатры; эти стихи входят в приветственный танец «Мангала чаран»:

Намами Бигхнараджа Там

Калпа-врикша Таластхитам

Ума Путро Махакайам

Дантикам Нритьяковидам

Тандава Прийа Путрайо

Тандава Прийа Рупена

Намо Чинтамани Нитьям

Шуддха Буддхи Прадайакам


Я поклоняюсь Бигхнарадже (Ганеше), который сидит под деревом Калпа-врикша (деревом исполнения желаний). Он — любимый сын Умы (супруги Шивы), у него огромное тело, большой живот и один бивень, и он является лучшим танцором.

Он — любимый сын Тандавы (Шивы), и его форма (тело) очень дорога Тандаве. Я поклоняюсь этому драгоценному камню, дающему чистый разум и знание о вечном (духовное знание).

В индийском танце иногда изображается богиня Сарасвати, покровительствующая искусству. Есть большие постановки, такие как Самудра Мантхана (Пахтание Молочного Океана), где изображаются многие властители мира сразу. В «Вишну-пуране» рассказывается о том, как полубоги и демоны вместе пахтали Вселенский Океан, чтобы получить нектар бессмертия. При этом из Океана появлялись удивительные существа, а также волшебные предметы. Главный дар — нектар бессмертия — достался полубогам. История очень поучительная, и темы ее важны для духовного развития и нравственного воспитания.

Классический индийский танец Кучипуди

Классические индийские танцы — это мир любви и преданности Богу. Все эти танцы призваны очистить человека от низменных и дурных помыслов и возвысить его духовно через глубокие чувственные образы, эстетику и красоту.

Источник: nitai.ru





Видео
Фото

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика