Мы хорошо знаем цену энтузиазму: когда он присутствует во всем – в работе ли, в воспитании детей, в духовной практике – жить становится легко и радостно, проблемы решаются как будто сами собой. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж подчеркивает, что энтузиазм имеет одинаковую природу с бхакти (преданным служением Богу). Но в материальном мире нет ничего постоянного, и энтузиазм иногда уходит даже из самой сокровенной деятельности – наших отношений с Господом.
Говорится, что если у нас нет энтузиазма, то наше бхакти может погибнуть. Каким образом оно может погибнуть, если у нас этого нет?
Давайте сначала посмотрим, какие антонимы есть у слова энтузиазм, что противоположно ему по значению? Пассивность, апатия, скука, лень, тоска и т. д. Все это является признаком какой замечательной гуны? Это тамас (невежество). Какова же природа энтузиазма, откуда берется энтузиазм? Как минимум, из благости. На самом деле, энтузиазм – это качество духа, так как дух деятелен. В сущности, энтузиазм – это духовное качество, он берется из контакта с нашей духовной природой.
Когда энтузиазм затухает, то ему на смену приходит пассивность, апатия, скука, лень. Все эти качества могут покрыть бхакти. И когда эта завеса тамо-гуны отделяет от нас бхакти, тогда оно может погибнуть. Поскольку энтузиазм имеет одинаковую природу с бхакти, то его отсутствие дает развитие противоположным качествам, которые дурно сказываются на духовной практике сознания Кришны.
Давайте теперь с вами постараемся понять, откуда они берутся. Из какого одного качества это все берется – лень, пассивность, скука? Какова природа всего этого? Небрежность или невнимательность. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что корнем апатии является невнимательность или прамада на санскрите, она же – корень всех нама-апарадх (оскорблений святого имени). Когда у человека есть горячая вера, то невнимательности нет. Что является источником энтузиазма, особенно в начале, когда человек только-только стал читать книги Шрилы Прабхупады? Он понимает: это для меня, это мое, я душа. Человек вдруг осознает, что он – душа. Но если он думает «а туда ли я попал», «для этого я создан или нет», то у него проявляется все это – пассивность, апатия, лень, и т. д.
Таким образом, когда у человека возникает вера и он понимает, что рожден на свет для того, чтобы полюбить Бога, для того, чтобы восстановить свои отношения с Ним, то у него появляется энтузиазм. Когда это понимание уходит, появляются все эти качества, которые покрывают бхакти. И поскольку они имеют природу, ей противоположную, они ее разрушают и разъедают.
В сущности, речь идет о квалификации. На первой и второй ступени у нас есть материальный энтузиазм, на третьей – у нас разочарование, апатия. Но на четвертой ступени наш энтузиазм должен приобрести новое, духовное качество, когда у человека появляется вера в деятельность, в духовную деятельность. Иначе говоря, когда у нас есть вера в бхакти, это является генератором большого духовного энтузиазма.
По материалам семинара «Нектар наставлений», лекция 6, 2010 г.Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта