Достаточно ли просто читать Хари-катху или книги ачарьев? Безусловно, это необходимо! Знание бхакти-гьяны очень важно и без неё невозможно по-настоящему заниматься преданным служением. Для этого, наши ачарьи оставили столько замечательных книг, полных сиддханты и сладости. Но чтобы это знание стало вигьяной (реализованным), его необходимо услышать из уст чистого преданного.
Господь Капиладев сказал Своей матери Девахути (ШБ 3.25.25):
сатам прасанган мама вӣрйа-самвидо
бхаванти хрт-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
«Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение.»
нитйа-сиддха кршна-према ‘садхйа’ кабху найа
шраванади-шуддха-читте карайе удайа
«Чистая любовь к Богу вечно обитает в сердцах живых существ. Она не относится к категории вещей, получаемых извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой».
«Шраванади» - слушание и др. методы преданного служения. Необходимо слушать Хари-катху. Можно прочитать много книг и быть очень грамотным в сиддханте, но без общения с теми, кто имеет вигьяну (реализованное знание), не обрести истинное счастье, реализацию прочитанного.
Истинный преданный имеет чистое сердце, свободное от материальных желаний и его сердце наполнено Кришна-премой. Он уже созерцает Господа непосредственно, в его сердце находятся Шри Шри Радха Кришна. Поэтому такой преданный обладает вигьяной и может дать её другим.
Господь Чайтанья это Сама Верховная личность Бога, Он источник всего знания. В нём также есть знание о бхакти. Но почему Он задаёт вопросы о бхакти-расе (дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья) Рая-Раманаду? Он чего-то не знает? Нет. Господь Чайтанья знаёт всё (сарва-гья), но Он вишая-Бхагаван (тот, кто принимает служение), поэтому Ему не ведомы чувства, которые испытывает преданный (ашрая-Бхагаван – вместилище служения). И чтобы получить вигьяну о бхакти-расе, а вместе с тем и наслаждение от её переживания, Он должен был услышать это знание от Своего чистого преданного, который является ашрая-Бхагаван.
В океане много воды, когда она испаряется – образуются облака, которые потом проливают дожди и вода снова возвращается в океан. Но, если дождь идёт в созвездие свати-акшатра, то попадание дождевых капель на устрицу способствует появлению жемчужины. Вода вроде та же, но изменились условия. Подобно этому, Господь Чайтанья является акхила-расамрита-синдху (океаном всех настроений, вкусов), а Рая-Рамананда облаком. Благоприятные условия (созвездие свати-акшатра) это чистая преданность Рая-Рамананды и самое главное, Рая-Рамананда это сама Вишакха (близкая подружка Шримати Радхарани). Поэтому, наделяя Рая Рамананду знанием, как из океана воды образуются облака, Господь Чайтанья получает бесценные жемчужины, выходящие из уст Его преданного, пропитанные расой, переживаниями, эмоциями.
Господь Капиладев, также говорит Своей матери: «сатам прасанган» - необходимо общаться с чистыми преданными. Не только читать, но и слушать Хари-катху. Может просто слушать аудио записи? Нет. Это тоже самое, что и чтение шастр (пассивная садху-санга). Шрила Джива Госвами приводит такой пример.
Есть такие деревья, как баньян и пиппал. Они не имеют плодов и когда семена этих деревьев падают на землю, то без благоприятных условий им не прорасти. Откуда же такое большое кол-во этих деревьев? Когда птица съедает семя этого дерева, то оно проходит через её кишечник, обогащается праной и выходит с помётом. Тем самым создаются все необходимые условия для роста семени.
Чтобы начало расти наше «бхакти-лата-биджа» (семя лианы преданности), его также необходимо обогатить и создать условия. Это происходит ТОЛЬКО в садху-санге «сатам прасанган», когда джива слушает Хари-катху из уст возвышенного преданного, обладающего вигьяной, кришна-премой.
Тогда семя бхакти получает условия и силу для своего роста. Как говорит Господь Капиладев, развитие семени бхакти происходит следующим образом: «шраддха ратир бхактир анукрамишйати». Шраддха зреет на уровне садхана-бахкти (от шраддхи до асакти), потом появляется рати или бхава-бхакти, а когда рати становится зрелой, появляется бхактир или према-бхакти.
На основе Хари-катхи Шридхара Госвами Махараджа.
ИсточникСпасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта