Не успели новозеландские судьи наделить священную для племени маори реку Уонгануи человеческими правами, как их сенсационное решение поддержал Верховный суд индийского штата Уттаракханд. Теперь живыми существами признаны также реки Ганга (Ганг) и Ямуна (Джамна). Таким образом индийские правозащитники надеются спасти реки от катастрофического загрязнения.
Так, самая священная река для всех индуистов, Ганга, которую именуют не иначе как «Маа Ганга» (Матерь Ганга), давно стала и самой грязной из-за массы токсичных промышленных отходов и сточных вод. На берегах Ганги расположилось множество мест паломничества вайшнавов, самое известное — Майяпур, молодой город, основанный в месте рождения Чайтаньи Махапрабху.
Ямуну, крупнейший приток Ганги, почитают священной рекой все вайшнавы: на ее берегах 5000 лет назад рос и играл Кришна. Но сейчас осталось совсем немного мест, где можно безопасно окунуться в Ямуну — воду в реке практически отравили многочисленные фабрики и заводы.
«Это означает, что теперь Ганга и Ямуна будут рассматриваться как физические лица, разумеется, только через уполномоченного представителя»
Позиция судей штата Уттаракханд и их новозеландских коллег созвучна с точкой зрения ведических писаний, которые утверждают, что за каждым явлением в мире стоит та или иная личность, так называемые полубоги — своеобразные менеджеры вселенной. Они действуют в материальном мире от имени Бога и управляют важнейшими механизмами: дождями, ветром, небом, смертью, воздухом, землей, реками и т. п. Причем, приложив правильные усилия любой житель вселенной может занять пост одного из таких полубогов.
Так, в «Шримад-Бхагаватам» действуют повелитель гроз Индра и олицетворенная Ямуна, в «Махабхарате» Ганга родила царю Шантану сына — знаменитого Бхишму, а в «Бхагавад-гите» (4.1) Кришна говорит Арджуне, что несколько миллионов лет назад лично общался с богом Солнца: «Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван поведал ее Ману, отцу человечества, а Ману в свой черед поведал ее Икшваку».
Все это может показаться досужим вымыслом, но даже для того, чтобы на остановке появилась грубо сколоченная скамейка, необходима воля и энергия конкретной личности (например, плотника), которая объединит строительные материалы, молоток и гвозди и воплотит абстрактную идею скамейки в реальности.