Если ссылаться на Веды, то корнем всех проблем любого человека является вожделение. То есть это такая искаженная любовь. И так или иначе все плохие качества являются последствиями вожделения: и привязанность, и гордость, и желание славы и почета. Потому что источник хороших качеств – это не эгоцентризм, а служение другим.
Почему человек гордый? Потому что он считает, что все его умения и навыки и все, чем он обладает, – это его заслуга. То есть фактически он не знает, что все принадлежит Богу.
Удивительный стих есть в «Бхагавад-гите», Шрила Прабхупада назвал его формулой мира. И эта шлока описывает три условия, при которых люди могут жить мирно. Это рецепт мира во всем мире, духовное решение всех материальных проблем в мире.
Бхоктарам ягья тапасам. Первое условие: человек должен понять, что всеми прекрасными вещами в этом мире наслаждается Бог, высший Наслаждающийся, а не человек. Человек может быть счастлив только счастьем Всевышнего. Если корни получают влагу, то каждый листик чувствует прилив сил. А наши с вами возможности в наслаждении очень ограничены. Тела ограничены. Сколько вы сможете мороженого съесть? Брикет, два, три… Сколько дней подряд можете сексом заниматься? Но есть духовное наслаждение, которое длится намного больше, и это чистое наслаждение.
Сарва-лока-махешварам. Второе условие. Когда каждый человек поймет, что все, что есть, все земли, все богатства – все принадлежит Всевышнему. И тогда жители этой планеты перестанут друг с другом сражаться за какие-то ресурсы, понимая, что они не принадлежат людям. Люди - гости в этом мире, они очень скоро все потеряют.
Помните, как Александр Македонский сказал: “Когда будете прощаться с моим телом, несите его так, чтобы мои руки были раскинуты в стороны. Не нужно никаких дорогих одежд. Я хочу чтобы люди поняли, что, несмотря на то, что я император, завоевавший весь мир, я ничего не могу унести с собой, я все потерял.
Сухридам сарва-бхутанам, третья вещь. Господь говорит, что когда каждое живое существо поймет, что Я- самый близкий друг, находящийся в сердце каждого, что Я самый-самый близкий, готовый в любой момент помочь и в любой момент протянуть руку помощи, тогда человечество достигнет умиротворения.
Гордость значит, что человек не знает своего истинного положения. Он думает, что он - высший наслаждающийся, он - царь, он - Бог. Мы же здесь как маленькие Боги. Я иногда смотрю на себя со стороны, когда стою на сцене, а все хлопают… Очень опасная ситуация. Если ты делаешь все это для себя любимого, чтобы покрасоваться, если не хочешь каждую секунду своей жизни быть смиренным инструментом любви и сострадания в руках Господа - то все напрасно. Ты просто тратишь время зря.
Когда приходит слава, ты чувствуешь себя Богом. Но Бог уже есть, место занято и обычно все это очень грустно кончается. У нас в песне «Земля всех начал» есть слова «Громкая слава ведет к падению, риск кончается финальным росчерком лезвия, богатство ссорами, а почет унижениями». Но если человек не привязан ни к славе, не к хуле, происходят удивительные вещи.
Моего духовного учителя очень критиковали, в том числе и его духовные братья. Я смотрел, как он смиренно принимает это и благодарит. Потому что у него есть понимание, что это уроки, которые посылает ему Всевышний. Мы в Гоа были, встречались с ним, и ему такой почетный прием устроили. И я вижу, что Гурудев это терпит. Ему там огромную книгу «Путешествие домой» подарили, двухметровую, с реальными страницами, на которых большими буквами напечатан весь его роман. Он чувствовал себя несколько неловко - там фанфары звучали, люди благодарили… Но он не отказывался от подарка, потому что уважал чувства людей, подаривших его, но и не принимал почет и похвалы на свой счет, мысленно отдавая их своему духовному учителю. Это признак святого человека – ни хула, ни слава его не выводят из внутреннего равновесия.
Господь Чайтанья молится:
«О Всемогущий Господь, мне не нужно ни богатств, ни прекрасных женщин, ни последователей. Единственное, чего я хочу, – это по Твоей беспричинной милости жизнь за жизнью служить Тебе»
Святые люди говорят, что нам все равно, где жить – в раю или в аду, лишь бы что-то делать для Тебя!
Помните, как у Хайяма:
Ему все равно, главное только помнить прекрасный лик своего Господа и с любовью и искренностью служить Ему, делать что-то для Него. Это, конечно, совершенство, до которого лично мне очень далеко.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта