Для человека, воспитанного в западной традиции, любой видимый образ Бога как бы умаляет самого Бога, делает его слишком приземленным, отрицает его высшее, недоступное нашим чувствам бытие. Однако в ведической традиции за Богом признавалось абсолютное бытие, которое включало как трансцендентный (запредельный миру) аспект, так и видимые проявления.
Вот что пишет индолог Диана Эк из Гарвардского университета в своей книге «Индийский даршан: лицезрение божественного образа»: «Как слово "икона" имеет значение "сходство", так и санскритские слова пратикрити и пратима указывают на сходство Божества с той личностью, которая отображена в нем. Более распространенным термином, которым обозначают божественные образы, является санскритское слово мурти. У него много значений: очертания, предел, форма, тело, фигура, воплощение, явление, проявление. Мурти - это больше, чем просто "сходство": это само божество, принявшее видимый облик. В Упанишадах и Бхагавад-гите это слово указывает на то, что форма вмещает в себя суть объекта. Например, пламя - это мурти огня...»
Согласно этой философии, скульптурный образ Бога - это сам Бог, сделавший себя доступным для нашего восприятия. «Поклонение [вайшнавов], - пишет Эк, - не похоже на йогический процесс отстранения чувств от внешнего мира. Скорее, наоборот: здесь чувства пробуждаются и тянутся к Божественному. Перед входом в храм всегда висит небольшой колокол, и тот, кто переступает порог святилища, ударяет в него, направляя тем самым всю свою энергию на Бога. В даршане утончается не только зрение - все остальные чувства тоже устремляются к Богу, возможно даже еще более интенсивно».
Эк продолжает: «Изваяние, которое можно созерцать и омывать, которым можно восхищаться, к которому можно прикоснуться и которому можно воздать почести, - это не просто некий посредник между верующим и Богом, присваивающий себе то, что причитается Всевышнему. Нет, изваяние - это и есть Верховный Господь, та Его форма, которая облегчает и расширяет возможности тесного общения между верующим и Богом и способствует развитию глубоких эмоций при поклонении».
Можно сказать, что желание Бога воплотиться в скульптурной форме является высшим выражением Его любви к человечеству. Об этом замечательно сказал Пиллаи Локачарья, великий учитель из школы Рамануджи: «Вот она, великая милость Господа: будучи свободным, Он связывает Себя узами; будучи независимым, Он ставит Себя в зависимость от служения преданных... Во всех других обстоятельствах человек принадлежит Богу. Но узрите высшее самопожертвование Ишвары [Кришны]: принимая облик мурти, Всемогущий становится собственностью преданного... Преданный носит Господа, обмахивает Его опахалом, кормит Его, играет с Ним: о да! - безграничное обрело границы, Бог стал таким, что каждая душа-дитя может притронуться к Нему, понять Его, полюбить Его».
(По материалам книги «Неизвестное сокровище Индии», Издательство Би-би-ти, bhaktivedanta.ru, bbt.info)
Борис Москвитин
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта