Интервью

Автор: Бхакти Ананта Кришна Госвами
Поделиться
Дата: 18.05.2016 | Время на чтение: 22–23 мин.
Интервью

Главный вопрос к Вам – это дисциплина. Можете рассказать об этом?

— Да, дисциплина — это очень, очень важно, даже если посмотреть в материальной жизни, можно увидеть, что наиболее успешные компании и организации — те, в которых налажена четкая система и дисциплина. Так, например, в ведические времена дисциплина была на очень высоком уровне. Обычно когда что-то кому-то говорил сделать — никогда не было таких вопросов: «а зачем это?», «а почему?», «а, может, давайте по-другому все это сделаем?» и так далее. То есть, если преданные дисциплинированны, то поставленные перед нами задачи выполняются гораздо быстрее, и гораздо эффективнее.

— Ходит такая притча среди преданных, что тайм-менеджмент и кришнаиты — это что-то из разных областей?!

 — Нет, нам как раз тайм-менеджмент и надо развивать, нам этого не хватает. Почему такие разговоры, потому что нет баланса между духовной жизнью и материальной жизнью. Должен быть баланс. И чтобы духовная жизнь не отвлекала нас, мы должны всю духовную практику делать утром, а потом спокойно работать. А то, как правило, получается, что преданный идет на работу, а у него еще круги не дочитаны, и он во время работы пытается выкроить время на свои круги, или на чтение книг, или еще на что-то. Работа начинает страдать. Нет, дисциплина, прежде всего, подразумевает, что мы должны как можно раньше лечь спать, и как можно раньше встать. Это приводит к тому, что нам на отдых требуется меньше времени. Многие преданные у нас ведут лист садханы, и я наблюдаю, во сколько они встают, сколько они спят, во сколько они джапу заканчивают, и так далее. И вывод таков: если кто-то ложится рано, например, в 9 часов, или максимум в 10 часов, ему достаточно 6–7 часов для сна. И те, кто ложатся поздно, которые в 11–12 часов и позже, то им для сна нужно 8 часов, а то и 9 часов даже.

— Вы сказали о том, что нужно разделять духовное и материальное, может это вопрос приоритетов? Некоторые не дочитывают с утра круги, потому что…

 — Да, если у нас приоритет духовной жизни, и правильный такой приоритет, тогда мы встаем пораньше, чтобы утром сделать все свои обязанности: вычитать джапу, провести мангала-арати, прочитать книги, лекцию, допустим, послушать. Тогда у нас есть время на тайм-менеджмент, мы можем составить план и этому следовать, а вечером у нас даже будет время на то, чтобы дома провести остаток дня с домашними.

— Если говорить о работающих…

 — Я говорю как раз о работающих

— Мне кажется, что можно разделить, я просто по своим знакомым смотрю: есть работающие, а есть те, кто работает, и еще в служении работает, например, делает проекты в Сознании Кришны, и иногда самому нельзя понять, как выстроить собственный тайм-менеджмент, должен быть кто-то, наверное, кто может тебе помочь.

 — Да, если есть наставник, то это хорошо. Если есть наставник, или менеджер, который поможет это сделать, то это очень хорошо. Зачастую преданные, у которых такие большие крупные проекты в Сознании Кришны, требующие много времени, они аскетичные и сознательно идут на аскезы, они находят такую работу, где можно работать меньше времени, они, естественно, получают меньше, но я хочу сказать, что у преданных расходы намного меньше, чем у кармических людей, они не ходят по клубам, на концерты, в рестораны…не знаю, куда сейчас еще ходят (смеется), ну вот они не ходят, экономят на самом деле кучу денег, еще умудряются жертвовать.

— Вот многие из учеников Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа жалуются на то, что менеджмент не выстроен, хотелось бы, чтобы Махарадж больше времени уделял книгам, а ему приходится отвлекаться на менеджмент. Я хочу понять, наставники, это получается, старшие преданные, вот как их искать?

 — Насколько я знаю, все больше и больше развивается такое направление как наставничество среди учеников, поэтому среди учеников есть специалисты по тайм-менеджменту, а у Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа, я знаю, есть такие. Они могли бы помочь младшим это все организовать. Потому что у самого Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа все расписано настолько…у меня, например, ничего не расписано.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

— А как Вы живете тогда?

 — Как я живу? У меня просто есть календарь, и я планирую какие-то основные вещи вперед на 3–6 месяцев, как например, Национальный Совет, Региональный Совет, это для меня самое главное. Потом в течение месяца появляются тоже какие-то дела, и я уже в свободные клеточки их вписываю. Мне также помогает секретарь. Госвами Махарадж каждый день ведет лист садханы. Я не веду лист садханы, я просто стараюсь делать все очень стабильно, вот у меня есть подъем ранний, я знаю, что я должен Гирираджу пуджу провести, до мангала-арати, и до мангала-арати я должен прочитать, например, 10 кругов. Потом я знаю, что во столько-то у меня йога, во столько-то, ориентировочно, у меня чтение книг. То есть у меня есть некий стандартный день, и все остальное каким-то образом, по милости Кришны, подстраивается под этот мой стандартный день. Например, вечером я никогда не даю лекции в 7 часов. Я лекции даю в 5 часов, вечерние. И самое интересное, что те, кому надо — они все приходят. Вот такое же количество придет, назначишь лекцию на 5 или на 7 часов, ну может на 7 часов чуть-чуть больше придет.

— Вот это постоянство и есть секрет дисциплины?

 — Секрет в нашем желании, чего мы хотим. Если у нас сильное желание, и мы молим об этом Господа, чтобы мы все успевали, и во все вписывались, и чтобы мы успевали свою духовную практику проводить в жизнь, то это так и будет, потому что Кришна, Он же существует, это не миф какой-то. Кришна, Он слышит, Он видит. Если Он видит, что у нас есть горячее желание, Кришна нам поможет. Я вот прям чувствую — Кришна мне помогает, бывает, что если я что-то не успеваю, я хочу за это взяться, смотрю, а это уже сделано. Я понимаю, что Кришна помогает.

— Вы не ставите себе дедлайнов?

 — А что такое дедлайн?

— Это крайний срок исполнения задачи.

 — Нет, у меня такого нет, дедлайнов, крайних сроков исполнения задач. Есть, конечно, приоритеты, но из приоритетов самый нижний приоритет — что я могу это сделать просто по ходу, на ходу. Вот прохожу комнату преданных и говорю: «это, это, и это», и пошел дальше. Вот какие-то вещи я на ходу могу решать.

— Чем можно себя замотивировать в постоянной практике?

 — В постоянной практике, личной практике, духовной, да? Замотивировать…это возвращение в духовный мир, потому что если мы не организованны в своей личной, духовной жизни: ранний подъем, джапа с утра, и так далее, нам придется снова родится, и это реализовать. Может быть, даже несколько жизней. Преданные думают, что они живут одну, максимум две жизни. Нет, преданные могут жить еще несколько жизней, могут 5 жизней еще жить, и 10 жизней жить, кто как реализуется. Исключение составляют преданные, которые берут на себя какие-то очень серьезные задачи, очень серьезные проекты, или, например, берут миссию, которой очень удовлетворен Шрила Прабхупада. Например, они всю жизнь книги распространяют, у них вот как-то так садхана скачет, и тогда Шрила Прабхупада, он может на себя это взять. А так, обычным преданным, у которых садхана через пень и колоду, им придется рождаться, и, скорее всего, мое такое предположение, что если они не серьезные в садхане, то они примут рождение у таких же несерьезных преданных, у них родители такие несерьезные. Если они серьезные, но все равно вынуждены будут родиться, то родители, я думаю, будут очень серьезные.

Фестиваль Мангала-Арати

— Может ли быть вспомогательным фактором — общение с преданными?

 — Конечно, это основной вспомогательный фактор, потому что с кем поведешься, как говорится, того и наберешься. Когда мы с кем-то общаемся, это общение, может быть заметно или незаметно, превращается в дружбу, служение, если у нас такие близкие отношения, то нам хочется друг для друга что-то делать, и мы служим друг другу, и тогда мы обретаем сильные качества этих преданных. Поэтому общение играет большую роль. Мы, например, в ашраме, из таких успешных преданных формируем какое-то ядро, и как мы формируем это ядро, мы этих успешных преданных ставим старшими брахмачарьями, и они уже становятся авторитетами, они уже несут эту истину, энтузиазм, помощь, они впереди — все остальные за ними тянутся. Последние несколько лет я заметил: высокие стандарты привлекают людей с высокими стандартами. То есть преданные с низкими стандартами, они даже в храм не ходят к нам, а преданные с высокими стандартами…их сразу тянет какая-то сила, поэтому, когда мы начали программу «Фестиваль мангала-арати», у нас сразу преданные очень быстро откликнулись. В определенные дни недели, а вначале мы эту программу проводили один раз в неделю, стало приходить достаточно много преданных, потом еще один день добавили, еще. Теперь 4 раза в неделю много преданных приходит на мангала-арати, потому что это же вдохновляет, когда ты приходишь, и полная алтарная, все счастливые, все знают друг друга, все рады друг друга видеть. Эта программа дает сильный духовный толчок. Я, например, наоборот отслеживаю, чтобы преданные слишком часто не ходили на мангала-арати, меня вот это волнует, чтобы они просто «не выжглись». Если я кого-то вижу, я говорю: «ну-ка давайте пореже, вам хватит 3-х дней в неделю, не надо каждый день ходить».

— Почему у кого-то есть высокие стандарты, а у кого-то нет?

 — Это связано, как правильно мы с вами сказали — с общением, им повезло. Они общаются с сильными преданными, и получают милость — это первое. А второе — это наработка с прошлых жизней, скорей всего. Например, какой-то преданный, в прошлой жизни он не был вайшнавом, он может быть был в какой-то другой линии, но зато у него садхана была очень хорошей, и в какой-то момент Кришна его заметил, из-за того, что у него садхана такая хорошая, Он устраивает все так, что человек соприкасается с преданными, и становится преданным.

— Вы сказали про выгорание, это может стать имитацией высоких стандартов?

 — Да, это мы прыгаем выше себя. Это все равно, что какой-то человек хочет перепрыгнуть яму, но яма ему не под силу, но он все-таки думает прыгнуть, прыгает, не попадает, и ломает себе ногу, и у него уходит несколько месяцев на то, чтобы восстановиться потом. Точно так же у преданных, причем о нем забота нужна, его должны в стационар поместить, гипс наложить. И точно так же таким преданным, которые сломались, им тоже забота особая нужна, время нужно, внимание им нужно, то же самое.

— Как заметить это за собой?

 — Вот хорошо, чтобы у нас работала наставническая система, потому что наставник, он знает, он видит, и вообще воспитание старших, наставника заключается в том, чтобы они были очень чуткими, внимательными, и не только подгоняли подопечных, но и не давали подопечным ставить слишком высокую планку, это опасно. Потому что вот этот фанатизм заключается в том, что «Кришна — Бог, Он поможет». Вот я беру планку, и Кришна мне поможет. И тем самым он не понимает, что он ставит себя в положение Господина, а Кришну — в положение слуги. Вот я хочу сделать так, стандарты слишком высокие, и Кришна мне послужит, Он все сделает, что я хочу. Это неправильно, нужно реально оценивать свои силы, и поэтому нужно советоваться со своим куратором, или наставником.

— У меня есть знакомые, которые читают по 16 кругов, хотя совсем недавно в Сознании Кришны, и скорее всего они это делают, во-первых, потому что поставили себе такую планку, а, во-вторых, потому что боятся реакции окружающих преданных.

 — У нас сейчас не то время, как раньше, когда считали, что «16 кругов не читает, иди отсюда, неофит», нет, у нас не такое время, у нас сейчас, кстати, мне кажется, нормально к этому относятся. Конечно, с одной стороны, нужно желать выйти на 16 кругов. На самом деле нужно больше читать кругов, потому что все преданные, за исключением каких-то продвинутых преданных, думают, что они повторяют 16 кругов, хотя на самом деле они не повторяют 16 кругов. Когда мы в у уме отвлекаемся во время джапы, то 99%, что у нас вылетают какие-то слова или слоги, и это уже не полная мантра, поэтому на всякий случай, чтобы себя подстраховать от таких отвлечений, от таких пропусков слов, нужно читать больше кругов, хотя бы на один, на два круга надо больше читать, чтобы у нас была хоть какая-то уверенность, что я повторяю 16 кругов, а так получается очень маленькая вероятность, что мы 16 кругов повторяем, они у нас недоделанные, недочитанные.

Харе Кришна!

— Как выбрать дикша-гуру?

 — Хороший вопрос. Я помню Джаяпатака Махарадж несколько лет назад давал критерии, по которым выбирается дикша-гуру, может и не только дикша-гуру, если у нас серьезный подход, то и шикша-гуру, так или иначе, гуру. Эта личность должна нас вдохновлять по нескольким параметрам. То есть первое — это вдохновение, это основа всего, мы должны вдохновляться его наставлениями, он говорит что-то делать, и это нас вдохновляет. Это первый критерий. Второй критерий — нам нравятся его лекции, третий критерий — нам нравятся его киртаны, или нас вдохновляют его киртаны, четвертый критерий — нас вдохновляет его миссия — то, что он делает, и я буду участвовать в этом. Пятый критерий — меня вдохновляют его последователи, шестой критерий — это личность уделяет мне личное внимание, седьмой критерий — у меня есть вера в то, что именно эта личность приведет меня к Кришне, восьмой критерий — харизма. Все это в порядке значимости.

— Большое спасибо!

Беседу вела Леся Рябцева



Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика