Поскольку само слово «постмодернизм» в силу своего происхождения обозначает нечто, наступившее после модернизма, т.е. своеобразный анти-модернизм, постольку определять постмодернизм необходимо через понятие модернизма. Модернизм, как в философии, так и в искусстве, возник как поиск нового на фоне возникшей пустоты по причине отхода обществ от религиозности и традиционных устоев. Модернизм в искусстве был поиском новых форм, новых решений, новых концепций. Модернизм в философии был поиском новой этики и новых смыслов.
Однако во второй половине XX века возникла ситуация, когда для многих стало очевидно, что поиск новой этики, новых смыслов, новых политических «-измов» был относительно бесплодным. Если в первой половине XX века новые виды государственного строя еще появлялись (например, коммунизм, национал-социализм, фашизм и др.), то во второй половине таковые появляться перестали. Напротив, практически все заявленные ранее новые виды государственного устройства принесли лишь разочарование как их последователям, так и миру в целом. С другой стороны, во второй половине XX века наступила глобальная эпоха. Искусство стало трансграничным, кинофильмы и книги из далеких стран стали общедоступны, все большее число людей вовлекалось в путешествия по миру. Подобный культурный обмен позволил увидеть, что авторы в различных странах уже описали практически все возможные сюжеты в своих произведениях. Это, естественно, не прибавляло авторам вдохновения творить, создавая при этом новые, достойные внимания человечества смыслы. Кроме того, на Запад пришли и получили распространение многие духовные учения (и, в первую очередь, гаудия-вайшнавизм), обесценившие вековые материалистические ценности. Все вышеописанное подготовило почву для прихода постмодернизма.
Примечательно, что, если многие новые течения в искусстве имели манифесты, то есть имели определенное целеполагание, то манифеста постмодернизма не существует. Постмодернизм появился естественным ответом философии и искусства на определенные тупики, в которые зашла западная мысль в середине XX века. Вступив в эпоху модернизма, человечество оттолкнулась от привычной для него опоры в виде теологического объяснения смысла жизни и мироустройства. Попытки нащупать почву через модернистские философии и изобразительное искусство увенчались лишь относительным успехом, а многим принесли и разочарование в связи с катастрофическими явлениями, порожденными модернизмом. К таковым, в частности, относится Вторая мировая война (нацисты в своей деятельности опирались на доработанную теорию эволюции Чарльза Дарвина, распространив ее не только на животных, но и на людей). Лучшие умы человечества, как всегда, занимались поисками счастья, и для достижения такового решили освободиться от довлеющего положения современной им культуры, что привело к появлению постмодернизма.
Для постмодернизма в литературе характерны интертекстуальность, монтаж, маргинальность, «смерть автора», ирония и самоирония, смешение высокого стиля и массовой (а нередко и маргинальной) культуры. Избитость всех возможных сюжетов породила следующую концепцию: необязательно пытаться создать принципиально новый сюжет, можно и переработать некоторый уже имеющейся, сделав его переложение по-своему интересным и привлекательным. Отсюда популярность в рамках постмодернизма таких жанров как ремейк, трибьют, мэшап. И все же, с точки зрения гаудия-вайшнавизма, подобные переработки и переложения сюжетов являются лишь романтизированным переживанием жеваного.
Писатели-постмодернисты обычно занимаются деконструкцией некоторой идеи. Так, например, Берроуз в своих романах «Завтрак голышом» и «Джанки» занимался деконструкцией пристрастия к наркотикам, Хеллер в своем романе «Уловка-22» занимался деконструкцией милитаризма и псевдо-патриотизма. Ранний Пелевин занимался деконструкцией идей советской власти (а чуть позднее –деконструкцией консьюмеризма). Иными словами, в современной реальности гораздо легче критиковать какие-то материалистические идеи, чем выдвинуть новую концепцию, которая сможет на полном серьезе пообещать всем грядущее материальное счастье.
Современные люди инстинктивно чувствуют, что им уже не найти счастья в очередном "-изме", и с удовольствием занимаются высмеиванием созданных ранее материалистических теорий. В эпоху, когда духовное знание является широко доступным, подобная ситуация является естественной.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта