Ричард Славин (в будущем Радханатха Свами) еще в детстве отличался каким-то особым взглядом на мир, выделяющим его среди сверстников и даже родственников. Он не хотел принимать пищу за столом, предпочитая сидеть на полу, как это принято в Индии. При одном только виде мяса и яиц его начинало тошнить, а после принятия мясной пищи просто рвало. К мясу он не привык даже спустя годы. Но было еще нечто, что уж совсем не вписывалось в рамки привычных представлений общества: Ричард не воспринимал материалистический образ жизни как ценность. Ему были куда понятней бедность и простота. И однажды утром, медитируя и молясь на вершине скалы, он услышал внутренний голос, который призывал его отправиться в Индию.
Ричард (как нарекли его родители) пришел в этот мир 7 декабря 1950 года в Чикаго в семье Адель и Джеральда Славин. Их родители, в свою очередь, были выходцами из Восточной Европы. Помимо Ричарда в семье было три сына, и он был средним. Родители Ричарда не были богаты, поэтому он и его братья с ранних лет вынуждены были работать, помогая семье. После женитьбы отец семейства сначала основал дилерскую фирму по продаже «Фордов», а позднее открыл автомастерскую. В 1955 году, когда Ричарду было четыре года, семья переехала в зажиточный пригород Чикаго Хайлэнд-парк, расположенный в живописной сельской местности.
Еще в детстве в Ричарде проявились склонности, которые он сам позднее назвал «следами своих прошлых жизней». Например, он не хотел принимать пищу за столом, предпочитая сидеть на полу, как это принято в Индии. Когда родители запретили Ричарду есть на полу, тот начал есть за столом стоя. Впрочем, уже при одном только виде мяса и яиц его начинало тошнить, а после принятия мясной пищи просто рвало. К мясу он не привык даже спустя годы.
Но было еще нечто, что уж совсем не вписывалось в рамки привычных представлений общества: Ричард не воспринимал материалистический образ жизни как ценность. Ему были куда понятней бедность и простота.
Родители Ричарда не были религиозными, а в нем самом с ранних лет проснулся интерес к духовным темам. В 13 лет он прошел обряд бар-мицвы (еврейского совершеннолетия) и получил наставления от местного раввина в том, как правильно молиться. Его старший брат Марти подарил ему альбом фолк-трио «Петер, Пауль и Мэри». Особое впечатление на ребенка произвели именно те композиции, в которых участники группы пели о Боге.
В 1965 году Ричард поступил в Дирфилдскую школу и в свободное от уроков время вместе с друзьями подрабатывал мытьем машин. Много общаясь с чернокожими, Ричард проникся идеями Мартина Лютера Кинга. Когда один близкий друг погиб в автокатастрофе, это заставило Ричарда всерьез задуматься над смыслом жизни и окунулся в контркультуру хиппи. В неформальном стиле жизни он надеялся нащупать спасительную нить. Впрочем, жизнь хиппи на самом деле не отличалась каким-то особенным многообразием и глубиной.
В 1969 году Ричард поступил в Майами Дейд колледж. Ныне это, пожалуй, самое крупное ВУЗ в Америке. Там он впервые решился поэкспериментировать с ЛСД. И все же главным плюсом в колледже было не это. Главным было то, что Ричард увлекся чтением книг по религии и философии, а это было ему гораздо ближе.
Хотя в колледже Ричард учился на отлично, к тому времени он полностью разочаровался в материалистичных жизненных ценностях американцев и полностью разуверился в мифе о «доброй, старой Америке». После книг по восточной философии он перешел к практике, начав медитацию на священный слог «Ом» и повторяя в уме «купленную» за 35 долларов односложную мантру. Понятно, что эта практика не принесла Ричарду удовлетворения, но она помогла ему прийти к необходимости обращения к духовному учителю.
Как правило, именно в момент, когда в уме появляются мысли об учителе, из разрозненных кубиков начинают складываться вполне ясные фигуры. Летом 1970 года Ричард поехал на остров Рандалс, где проходил рок-фестиваль с участием Джими Хендрикса. Ричарду повезло – среди тусовки он повстречал кришнаита, который вручил ему буклет с фотографией Бхактиведанты Свами Прабхупады, поющего мантру Харе Кришна под деревом в нью-йоркском «Томпкинс-сквере».
Тем же летом Ричард оставил учебу в колледже и отправился с друзьями-хиппи в путешествие по Европе. Денег у юных ребят практически не было, поэтому спали они где придется, а питались в основном хлебом и сыром. На дорожные расходы Ричард зарабатывал, играя на губной гармошке и прося милостыню на улице. В Амстердаме Ричард снова повстречал вайшнавов.
В Афинах Ричард и Гэри зарабатывали на жизнь, сдавая кровь, а еще играли в компании со швейцарским скрипачом и французским гитаристом и просили подаяние на улице. Однако полиция запретила им попрошайничать и отобрала все честно заработанные деньги. Тогда Ричард и Гэри отправились на Крит, где поселились в пещере на берегу моря. Ричарда все больше влекло к духовной жизни.
Однажды утром Ричард, медитируя и молясь на вершине скалы, услышал внутренний голос, который призывал его отправиться в Индию. Удивительно, что этим утром Гэри тоже услышал внутренний голос, повелевший ему отправиться… в Израиль. Так или иначе, каждый пошел своей дорогой.
Повстречав в Афинах двух хиппи, жаждавших встречи с загадочным Востоком, Ричард двинулся вместе с ними в Индию по популярному в то время маршруту: через Турцию, Иран, Афганистан и Пакистан.
В Афганистане Ричард провел несколько дней в Герате, где его приютила в своем доме бедная афганская семья. Здесь Ричард впервые испытал культурный шок – ведь афганцы были счастливы несмотря на свою нищету! В Кандагаре Ричард повстречал на улице слепого мальчика, который целыми днями напролет распевал песни о любви к Богу. Мальчик показался ему самым счастливым человеком, которого он когда-либо видел. Та встреча произвела на Ричарда сильное впечатление и заставила его задуматься над природой счастья. Там же он пережил самый опасный наркотический опыт в своей жизни, после чего дал зарок никогда больше не принимать наркотики. А в Кабуле его попыталась соблазнить красивая голландка. Ричарду секс показался несовместимым с духовными поисками, и он отверг ее притязания, поклявшись впредь хранить еще и целибат.
В Индию Ричард прибыл в декабре 1970 года. Глядя на свободно гулявших по Дели коров, он вновь почувствовал сильнейшее отвращение к мясу и окончательно стал вегетарианцем. Духовная жизнь здесь бурлила и переливала через край. В Дели Ричард принял участие во Всемирной конференции йогов, на которую собралось более 800 гуру, йогов и мудрецов.
Увы, не обошлось и без разочарований. В последний день конференции в крупнейшем делийском концертном зале «Вигьян-бхаван», где собралось более трех тысяч человек, возвышенные йоги и гуру перессорились из-за права выступить с трибуны – дело дошло даже до драки!
Путь Ричарда лежал дальше, в Гималаи. В Ришикеше он остановился на несколько дней в ашраме «Общество божественной жизни», основанном Свами Шиванандой. Ричард много общался с учеником Шивананды, Свами Чиданандой, который возглавил ашрам после смерти своего гуру. Чидананда убедил Ричарда в необходимости практики джапа-медитации, то есть повторении мантр на четках. Ричард уединился на берегу Ганги и по восемь-десять часов в день повторял Харе Кришна и другие мантры.
Для интенсивного очищения своего существования, Ричард приступил к довольно суровым аскезам. Целый месяц от зари до зари он сидел на скале посреди Ганги. Он ел только сырые овощи, фрукты и орехи. Иногда у него появлялось желание поиграть на губной гармонике, и, чтобы навязчивое желание не отвлекало его от медитации, Ричард без сожалений просто вышвырнул дорогую вещицу в воды священной реки.
Скитаясь по Индии, в Бомбее (ныне Мумбаи) Ричард вдруг увидел плакат, возвещавший о фестивалях с участием американских кришнаитов и их духовного учителя – того самого Бхактиведанты Свами! В тот же вечер Ричард пошел на лекцию Прабхупады.
Бхактиведанта Свами Прабхупада читал лекции каждый день всю неделю, и всякий раз Ричард приходил до начала и усаживался как можно ближе, внимая его словам. Ученики Прабхупады энергично проповедовали Ричарду, но тот еще не был готов слушать их. Он продолжил свои скитания по Индии и ходил буквально от ашрама к ашраму, от одного гуру к другому. Спустя несколько месяцев он оказался в Матхуре, где, по преданию, явился Шри Кришна. В этот день здесь как раз праздновали Кришна Джанмаштами – день явления Кришна. Ричард поселился в расположенной неподалеку от Матхуры священной деревне Вриндаван, где Кришна провел Свое детство.
Спустя несколько месяцев во Вриндаван с группой американских учеников приехал и Прабхупада. Вновь слушая его лекции, Ричард пришел к выводу, что Гаудия-вайшнавская философия была самой совершенной, и что Прабхупада был той самой личностью, которая по-настоящему любила Бога. Особое воздействие на Ричарда оказало то, с каким религиозным жаром Прабхупада пел бенгальские молитвенные песни – бхаджаны. Ричард почувствовал, что Прабхупада был величайшим гуру и святым, которого ему довелось встретить за все время своих скитаний по Индии. Прабхупада ответил на все вопросы Ричарда и подкрепил свои ответы цитатами из священных писаний. Ричард также почувствовал, что Прабхупада и сам жил в полном соответствии с философией, которую проповедовал.
Впрочем, и на этот раз Ричард не решился присоединиться к кришнаитам, и после отъезда Прабхупады и его учеников остался во Вриндаване.
Весной 1972 года индийские власти отказали Ричарду в продлении визы, и теперь ему предстояло возвратиться на родину. Путь его лежал обратно через вайшнавские храмы в Амстердаме и в Лондоне. Наконец, он попал в Америку. К тому времени его родители переселились из Чикаго в Майами. Вскоре он отправился в Нью-Йорк, где вновь встретился с Прабхупадой, который остановился там на несколько дней по пути в Индию. Ричард хотел было вернуться в Индию, но… Прабхупада попросил его остаться в Америке и под руководством Киртанананды Свами помочь в развитии общины «Новый Вриндаван». Личная просьба Прабхупады возымела на Ричарда действие, и тот последовал совету.
Летом 1973 года он сбрил длинные волосы и получил от Прабхупады духовное посвящение. Теперь его имя звучало как Радханатха дас, что в переводе с древнего санскрита означает «слуга Кришны, возлюбленного Радхи».
Последующие шесть лет Радханатха практически безвылазно провел в «Нью-Вриндаване». Он строго следовал вайшнавской духовной практике, пас коров и служил храмовым Божествам.
Постепенно сфера духовной жизни Радханатхи даса расширялась. В первой половине 1980-х годов он уже выступал с лекциями в ряде университетов Огайо и Пенсильвании, а также вел курсы вегетарианской кухни. В начале 1982 года Киртанананда Свами уговорил Радханатху принять санньясу (уклад жизни в отречении). С тех пор он носит имя Радханатха Свами.
Судьба общины «Нью-Вриндаван» оказалась по-своему драматичной. Оставаясь духовной и туристической достопримечательностью Западной Вирджинии и даже, в каком-то смысле, новым символом американского кришнаизма, храм переживал муки внутренних раздоров и своевластия Киртанананды Свами, решившего, что после ухода Прабхупады сам он, наделенный, как ему казалось, особыми полномочиями от гуру, должен идти каким-то своим путем, что не могло не сказаться на духовном здоровье немалого числа обитателей «Нью-Вриндавана». Несчастья, происходившие в общине, послужили основным мотивом для скандальной книги двух американских журналистов «Обезьяна на шесте», которой иногда любят размахивать антикультисты. Время после ухода Прабхупады было вообще тяжелым испытанием для всего Движения Харе Кришна. В 1987 году решением Руководящего совета ИСККОН община «Нью-Вриндаван» была исключена из этой всемирной религиозной организации. В числе исключенных оказался и Радханатха Свами.
В 1983 году Радханатха Свами впервые после многолетнего перерыва совершил паломничество в Индию. Спустя три года в Бомбее он основал храм Шри Шри Радхи-Гопинатхи. Обязательным условием для желающих стать монахами и жить при храме служит наличие высшего образования и опыта работы по профессии – бездельникам тут не место.
В 1994 году Радханатха Свами и руководимый им храм Радхи-Гопинатхи были официально приняты назад в ИСККОН.
В 1998 году по его инициативе была основана благотворительная больница Бхактиведанты, причем более половины из трехсот медиков больницы – вайшнавы. Ежегодно врачи больницы Бхактиведанты проводят 600-700 бесплатных операций по удалению катаракты глаза. С 2004 года действует гуманитарная миссия по раздаче бесплатных обедов детям из малоимущих семей и школьников. По данным на 2012 год, в рамках этой программы кришнаиты ежедневно обеспечивают горячим питанием свыше 260 000 детей.
Радханатха Свами много путешествует с проповедью, читая лекции на темы индуизма и духовности. Ему доводилось встречаться с президентом США Бараком Обамой, руководителями Индии, выступать перед членами Британского Парламента. Он выступал с лекциями в Гарвардском, Колумбийском и Стэнфордском университетах, в ряде других учебных заведений, в штаб-квартирах таких корпораций, как Apple, Microsoft, Intel и Oracle. Еще в 1994 году Радханатха Свами стал одним из лидеров религиозной организации и духовного движения ИСККОН, начав исполнять обязанности члена Руководящего совета и инициирующего гуру. В 1990-2000 годы он руководил ИСККОН в Махараштре (1995-2010), Гоа (2002-2010), Дамане и Диу (2002-2010), Западной Вирджинии (1995-2007), Огайо (1998-2007), Кентукки (1998-2007), Италии (2002 – по настоящее время) и в Белгауме (1995-2010).
В 2000-е годы по инициативе Радханатхи Свами в Махараштре была основана экообщина «Говардхан». В 2008 году вышла в свет автобиографическая книга Радханатхи Свами «Путешествие домой: автобиография американского йога» (The Journey Home: Autobiography of an American Swami). Книга издана на хинди, маратхи, гуджарати, каннада, телугу, тамильском и, естественно, на русском языке.
Источник: radhanathswami.ru
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта