В ведической литературе особо подчеркивается, что нести служение близкому слуге Бога даже лучше, чем Самому Богу, ибо лишь такое служение по-настоящему радует Господа. Близкие слуги Господа несут послание Бога, которое они получили от своих учителей в цепи ученической преемственности. Его Святейшество Бхактисварупа Дамодара Свами, известный также под именем Шрипада Махараджа, всю свою жизнь посвятил служению своему духовному учителю, Шриле Прабхупаде, представителю древнейшей теистической школы Индии, Брахма-мадхва-гаудия-сампрадаи.
Шрипада Махараджа родился 9 декабря 1937 года в Манипуре, овеянной легендами стране на северо-востоке Индии. Все жители Манипура издревле славились своей набожностью; было время, когда весь царский двор поклонялся Господу Вишну. День рождения Шрипады Махараджа пришелся на Одана-шаштхи, священный день, когда Господа Джаганнатха наряжают в новые одежды. Отца Шрипады Махараджи звали Шри Йогендра Сингх, мать – Шримати Каньяханби Деви. Будучи преданными Господа, они назвали сына Дамодарой, в честь одного из святых имен Бога. Шри Йогендра Сингх славился своим искусным пением. Он был продолжателем традиций Ната-санкиртаны, танцев и песен во славу Господа, и так маленький Дамодара с детства слышал святое имя и рассказы о деяниях Господа и Его воплощений.
В восемь лет Дамодара и его сестра осиротели. Начался трудный период их жизни, однако дети не унывали. Однажды, когда ему было десять лет, Дамодара сказал своей сестре: «Когда-нибудь мы разбогатеем, и я украшу тебя золотом с ног до головы». На что сестра ответила: «Нет, когда-нибудь ты женишься, украсишь свою жену золотом с ног до головы, а обо мне забудешь». Дамодара серьезно посмотрел на сестру и твердым голосом сказал: «Я никогда не женюсь». Этот обет он хранил всю свою последующую жизнь.
Так получилось, что в двенадцать лет он остался один на один с судьбой и был вынужден добывать средства к существованию, работая на рисовых полях. На учебу времени просто не оставалось. Как-то раз он повстречался со своим бывшим учителем начальной школы, и тот вместе с деревенским старостой устроил мальчику ночлег и возможность продолжить образование.
В четырнадцать лет Шрипада Махараджа слег со страшным диагнозом – брюшной тиф. Деревенские лекари лишь качали головой – юноша не проживет долго. Но его наставник стал молиться за него, читая вслух знаменитые молитвы десяти воплощениям Господа, «Даша-аватара-стотру», и через сорок дней, в течение которых Махараджа питался одной лишь сывороткой, здоровье его пошло на поправку.
В другой раз он свалился с мангового дерева и потерял сознание. Из комы его вывел голос наставника: «Тебе еще не пора умирать, твоя миссия здесь еще не окончена». Мальчик тут же пришел в себя и очень быстро поправился.
Шрипада Махараджа в юности очень любил истории о деяниях Господа. Однажды он всю ночь напролет сидел и смотрел традиционные манипурские спектакли, поставленные по мотивам божественного танца Кришны с пастушками. Выпускной экзамен по математике на следующий день он благополучно проспал. Также в своей деревне Шрипада Махараджа с радостью участвовал в церемониях, которые проводились в храмах Радхи Кришны, Гаура-Нитая и Джаганнатхи-Баладевы-Субхадры.
Обладая кротким нравом, Шрипада Махараджа близко сдружился со своими учителями. От природы наделенный даром добиваться успеха на любом поприще, Шрипада Махараджа вскоре получил возможность учиться в Калькутте, а затем – в Америке. Это было невероятно – мальчику из далекой манипурской деревни получить стипендию на учебу в США! Но милость Верховного Господа безгранична, и вот Шрипада Махараджа летит за океан, в Калифорнию. Это были легендарные 60-е годы.
Он пишет докторскую диссертацию по химии в университете Калифорнии, в Ирвине. Тогда же он встречает своего духовного учителя, Шрилу Прабхупаду, и вскоре получает от него посвящение. Теперь его зовут Сварупа Дамодара Даса. Чуть позже, во время принятия монашеского сана, к его имени прибавляется слово бхакти («преданность»). Так он становится известен под именем Шрипада Бхакти-сварупа Дамодара Свами, или Шрипада Махараджа.
В последующие восемь лет, начиная со знаменитых утренних прогулок на берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса и вплоть до 1977 года, Шрила Прабхупада будет вести долгие беседы со Шрипадой Махараджей. Они будут говорить о том, каким образом помочь интеллектуалам современности по достоинству оценить ведическую культуру. Они будут говорить о науке, философии, религии, ведической космологии, эволюции, живописи, культурных традициях, духовном образовании – список можно продолжать долго. Некоторые из этих разговоров составят книгу «Жизнь происходит из жизни», которая сейчас переведена на десятки языков мира.
В 1973 году Шрипада Махараджа подарил на день рождения своему духовному учителю небольшую книжку собственного сочинения. Книга называлась «Научные основы сознания Кришны», и она сразу же понравилась Шриле Прабхупаде. Он показывал ее всем гостям, говоря, что ее написал «мой ученый ученик». Своему издательству Шрила Прабхупада велел напечатать сто тысяч экземпляров. Эта книга до сих пор служит учебным пособием по философии сознания Кришны во многих колледжах и университетах всего мира. За это время было напечатано более 250 тысяч экземпляров на нескольких языках.
В 1974 году, защитив докторскую диссертацию по биохимии, Шрипада Махараджа отправляется во Вриндаван (Индия), чтобы провести какое-то время со Шрилой Прабхупадой. Во Вриндаване Шрила Прабхупада просит его основать институт, деятельность которого будет направлена на то, чтобы научным языком объяснять интеллектуалам современности принципы сознания Кришны. Шрипада Махараджа должен был возглавить этот институт. От неожиданного поворота событий Шрипада Махараджа слегка растерялся. «Ничего, я подробно расскажу тебе, как управлять институтом. Просто следуй моим советам», – ободрил его Шрила Прабхупада.
Институт было решено назвать «Бхактиведанта». С тех пор институт «Бхактиведанта» под началом Шрипады Махараджи организовал пять международных научных конференций: во Вриндаване (1977), Бомбее (1986), Сан-Франциско (1990), Калькутте (1997) и Риме (2004). Лидеры научного и религиозного мира, съехавшиеся на эти конференции, смогли по достоинству оценить философскую школу, адептом которой был Шрипада Махараджа. Помимо этих грандиозных конференций Шрипада Махараджа провел сотни семинаров и симпозиумов, а также встретился с нобелевскими лауреатами, государственными мужами, ведущими мыслителями современности, такими как Чарльз Таунс, Уильям Филипс, Десмонд Туту, Иоанн Павел II, Далай Лама, мать Тереза.
В свое время Шрила Прабхупада просил его публиковать свои научные исследования. Свято храня слова своего духовного учителя, Шрипада Махараджа написал несколько десятков книг, основал два журнала, «Савдживанам» и «Таттва-джигьяса», в которых освещал темы, связанные с исследовательской деятельностью института «Бхактиведанта», и даже организовал передвижную институтскую группу, которая на трех автобусах до сих пор колесит по всей Индии, проводя научные семинары, организовывая диалоги между представителями науки и религии. А на северо-востоке Индии Шрипада Махараджа открыл целую сеть начальных и средних школ, в которых научные дисциплины преподаются в тесной связи с духовными ценностями ведической философии и религии.
Еще в 1977 году, незадолго до своего ухода из этого мира, Шрила Прабхупада с удовольствием слушал, как Шрипада Махараджа на серьезном научном уровне объясняет духовную философию. «Ты ученый – так докажи научно, что Бог личность», – сказал ему однажды Шрила Прабхупада. И вот в 2006 году выходит книга «Бог – личность», содержащая беседы с двумя нобелевскими лауреатами, а также собственный комментарий Шрипады Махараджи на четыре первых стиха «Веданта-сутры», одной из главных священных книг ведической традиции.
В 1989 году в своем родном Манипуре Шрипада Махараджа организовал театральную группу под названием «Ранганикетан». Сейчас она известна во многих частях света. Постановки «Ранганикетана» связаны, как правило, с сокровенными сказаниями об играх Господа Шри Кришны и Его ближайших спутников. За это время они сыграли более шестисот спектаклей в пятидесяти странах мира.
Шрипада Махараджа, будучи мягким и добрым по природе, положил много своих сил, чтобы упрочить мир в сферах, в которых мир и взаимопонимание наиболее хрупкие – в сфере религиозного диалога. Он постоянно встречался с религиозными лидерами, предлагал найти точки соприкосновения, выработать единый этический стандарт для всего современного человечества, не допустить неверного направления истории нашей цивилизации.
За последние двадцать пять лет Шрипада Махараджа проводил семинары и собирал людей разных религий вместе для диалога. С начала 80-х он проводил в Манипуре шествия во имя мира и религиозного взаимопонимания. Шрипада Махараджа стал членом всемирного совета Объединенной Религиозной Инициативы, международной организации, целью которой является достижение мира и взаимопонимания в сфере религии.
Также внутри свой традиции Шрипада Махараджа, следуя завету своего духовного учителя, делал все возможное, чтобы объединить разрозненные группы гаудия-вайшнавов, восстановить почти утраченные святыни в разных уголках Индии, прекратить распри.
Когда-то Шрила Прабхупада предложил превратить Манипур в центр научного изучения ведического наследия. Шрипада Махараджа построил Университет Культуры Бхагаваты в Имфале, столице Манипура. В центре университетского комплекса высится величественный храм Шри Шри Радхи-Кришначандры. Шрипада Махараджа также возвел множество храмов по всей Индии, в том числе в городах Силигу-ри, Тирупати, Виджаявада и Агартал.
Шрипада Махараджа, ученый, наставник для многих сотен своих учеников и сам верный ученик, талантливый поэт, непревзойденный певец, миротворец и друг, покинул этот мир в Калькутте, в святой день Виджая Дашами, в ту часть суток, когда Господь Кришна призывает Своих близких подруг в божественный танец раса-лила. Его жизнь была посвящена служению – духовному учителю, миру, Богу. Для всех его учеников и последователей он останется примером бескорыстия, абсолютной честности и неподдельного смирения. По традиции, его усыпальница построена в священном Вриндаване, на берегах озера Радха-кунда.
«Веданта-сутра», ведическая философия в форме коротких афоризмов, гласит: «Абсолютная истина (брахман) — это Тот, из кого творение возникло, кто поддерживает творение и кто разрушает его».
Целью научного комментария к данному афоризму является необходимость теистической парадигмы в вопросе происхождения вселенной. Нельзя не признать тот факт, что космология — это одна из самых интересных сфер научных исследований и что со времен зарождения цивилизации множество ученых попыталось расшифровать структуру и процесс появления космоса. Даже Эйнштейн говорил: «Я хочу знать, каким образом Бог сотворил этот мир». Однако вплоть до сегодняшнего дня ни одна модель, предложенная разными учеными, не дала конкретной и ясной картины возникновения вселенной. Каждая теория влечет за собой множество вопросов, на которые еще нужно ответить. Стивен Хоукинг замечает: «Тысячи лет люди задумываются над загадками мироздания. Была ли протяженность вселенной всегда одинаковой или есть некая точка отсчета? И откуда все это взялось? Вечна ли вселенная? Противостояние этих двух точек зрения красной нитью проходит сквозь столетия, так и не получая никакого разрешения».
В истории науки есть множество примеров того, как ученые признавали божественное провидение и высшее предназначение вселенной. Артур Л. Шалоу, нобелевский лауреат в области физики (1981 г.) говорил: «Мне кажется, что, видя перед собой чудеса жизни и мироздания, следует спрашивать не «как», а «почему». Возможные ответы следует искать в религии. Я нахожу необходимым присутствие Бога — как во вселенной, так и в моей жизни». Альберт Эйнштейн замечал: «Тот, кто серьезно занимается наукой, ясно видит, что в законах вселенной проявлен дух, и дух несравненно более грандиозный, чем человеческий».
Другие ученые, хотя и не говорили прямо о Боге-творце, все же признавали присутствие убедительных знаков, свидетельствующих о разуме, стоящем за вселенной, и наличии определенной цели мироздания. Фред Хойл однажды сказал: «Здравый смысл подсказывает, что за всем происходящем здесь стоит разум и что этот разум весьма хорошо разбирается в физике, химии и биологии, так что и речи не может быть о неких слепых силах природы. Цифры, собранные в исследованиях фактов, такие впечатляющие, что вышеизложенная мысль представляется мне единственно возможным ответом». Брайан Д. Джосефсон, еще один нобелевский лауреат в области физики, представил довольно практичный путь развития атеистической парадигмы: «Сейчас у нас есть два подхода к вопросу: „Имеет ли Бог влияние на материю или нет“. Можно следовать по традиционному пути и выяснять все с помощью материалистических рассуждений, веря, что они действительно объясняют всё. Но это может стать долгим путем. Пройдет не одно столетие, прежде чем мы получим ответ таким образом. Другой вариант — сказать: «Давайте изучим противоположный взгляд. Почему не принять в расчет Бога в наших научных изысканиях? Почему не написать учебник, в котором будет объясняться, каким образом Бог соотносится с тем или иным явлением природы, какую роль Он играет в законах этого мира?»
Ведическая философия «Веданты» целиком поддерживает эту идею. В соответствии с этой философией, высший источник творения обладает чувствами. У Высшего Существа есть свой план (Высший План), и изучение ведической космологии поможет нам понять, в чем этот план заключается.
Из диалога между Шрилой Бхактисварупой Дамодарой Свами и профессором Чарльзом Таунсом, нобелевским лауреатом в области физики.
Шрила БС Дамодара Свами:
— В настоящее время многие полагают, что в ходе научно-технического прогресса предаются забвению моральные и духовные принципы жизни. Не могли бы Вы поделиться своими мыслями о возможных отношениях между религиозными ценностями и научными ценностями, какимобразом они могут уживаться вместе?
Чарльз Таунс:
— Некоторые люди думают, что наука лише на морали или что ей безразличны вопросы нравственности. Однако наука придает огромное значение истине. И преданность истине так же выводит нас за пределы эгоизма, как это происходит в религии. Объективность и признание собственных ошибок имеют высший приоритет перед личными амбициями, предпочтениями и склонностями. Эти принципы составляют основу науки, они жизненно необходимы для успеха в научной сфере. Наука, вопреки расхожему мнению, имеет сильные нравственные устои, подчеркивая важность поиска истины и преодоления собственных предпочтений.
Шрила БС Дамодара Свами:
— Физики, как никто среди ученых, склонны смотреть на мир философски. Известны слова Эйнштейна: «Наука без религии — хрома, религия без науки — слепа». Вы разделяете его мнение?
Чарльз Таунс:
— Да, в общем я согласен с такой постанов кой вопроса. Думаю, одной из причин того, что физики более философски смотрят на мир, является тот факт, что физика — это одна из фундаментальных, определяющих наук. Физика имеет дело с принципами, на которых построена вселенная, она позволяет понять мир. Но есть и другие науки, которые ведут в том же направлении, например, астрономия.
Шрила БС Дамодара Свами:
— Что Вы можете сказать о религии с научной точки зрения?
Чарльз Таунс:
— Я думаю, у религии и науки есть намного больше точек соприкосновения, чем кажется на первый взгляд. Они взаимосвязаны. У обеих цель — понять вселенную и жизнь. Общая цель, но методы и подходы разные. Многим наука известна как основанный на строгой логике, многоступенчатый процесс, подтверждаемый опытом и потому обязательно верный, тогда как религия представляется вещью интуитивной и не доказанной. Многие мои друзья-ученые полагают, что в религии ничего доказать невозможно. Но я не согласен с таким подходом.
Я бы скорее назвал и науку, и религию эмпирическими, в том смысле, что и то и другое основано на человеческом опыте. Они берут свое начало в человеческом опыте, и наша задача — это попытаться приспособить этот опыт к той комплексной системе, в которую мы верим. Не следует забывать, что в самой науке до сих пор есть много неоднозначных моментов. Наука развивается на основе логики, отталкиваясь от определенных постулатов. Сначала идет постулат, а потом от него строится логическая цепочка. Но есть математические расчеты, которые показывают, что ни один набор постулатов не обладает самосогласованной логической автономностью. Таким образом, хотя мы с успехом используем эти постулаты и логику, сама по себе идея, что все доказано и наверняка устроено так, а не иначе, по моему мнению, ошибочна.
Источник: nitai.ruСпасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта