Праздники в Индии бывают разные. Некоторые длятся по целой неделе, и в эти дни по всей стране проводятся гуляния и шествия. Другие проходят лишь раз в несколько лет, как, например, Кумбха-мела. Есть праздники светские и религиозные, государственные и семейные, общенародные и местные. Нет, пожалуй, только скучных или неинтересных — все-таки Индия!
Нрисимха-чатурдаши – не тот день, который отмечает вся страна. Обычный, рядовой житель Индии, если ему не слишком интересна духовная жизнь, наверное даже и не заметит, что день какой-то особенный. Этот день не указан в официальных календарях, в этот день не остановят свою работу фабрики и не пройдут по улицам торжественные процессии.
Но верующие готовятся к этому празднику задолго до его наступления. А в сам торжественный день они отправляются в ближайший храм Вишну, где будут весь день петь вместе со священнослужителями ведические гимны, участвовать в огненных церемониях и слушать о событиях тех далеких дней. Особенно много людей приходит в этот день в храмы Симхачалам, Аховалам и Мангалагири. Толпы прихожан пытаются пройти к алтарю, чтобы поймать взгляд Господа. Облик, в котором Господь предстает в этих храмах, весьма необычен. Господь здесь похож на человека и на льва одновременно. Паломники в восторге смотрят на Него и благоговейно шепчут Его имя: «Нрисимха». Кто же Он – человеколев, загадочный Нрисимха? Послушаем, что рассказывают о Нем местные жрецы.
Случилось это несколько миллионов лет тому назад. Жестокий Хираньякашипу, обретя за долгие годы суровой аскезы неслыханное могущество, потребовал у творца вселенной Брахмы бессмертия.
Брахма ответил, что сам не бессмертен. Тогда Хираньякашипу попросил Брахму сделать так, чтобы убить его не мог ни человек, ни зверь — ни на земле, ни на небе; ни днем, ни ночью; ни одним из известных видов оружия. Брахма согласился.
Так Хираньякашипу стал властвовать над миром. Даже могущественные полубоги приходили к нему во дворец, чтобы прислуживать ему. Он же, возомнив себя Верховным Господом, помыкал ими как хотел. Единственным, чью волю он не сумел сломить, оказался его маленький сын Прахлада. Он был необычным ребенком: уже в пять лет он понимал духовную философию и учил своих сверстников тайнам трансцендентного служения Богу. Отец не был в восторге от религиозных порывов мальчика и не раз пытался его перевоспитать. Сначала уговорами, потом – когда неповиновение сына стало напоминать бунт – жестокими методами: он бросал сына в яму с ядовитыми змеями, кидал в огонь, приказывал палачам пронзить его копьями и стрелами, — но все напрасно. Сын по милости Бога оставался в живых.
И вот Хираньякашипу в страшном гневе спрашивает Прахлада:
— Ты все время говоришь мне о Боге. Где же Он? Ты можешь показать Его мне?
— Бог повсюду, отец...
— И в этой колонне?
— Да, отец, и в этой колонне…
Тогда Хираньякашипу поднял тяжелую палицу и ударил ею о мраморную колонну в своем тронном зале — чтобы показать неразумному мальчику, что никакого Бога в ней нет. Но Бог действительно присутствует повсюду. Колонна не была исключением. Господь появился из колонны в невиданном облике: громадный и прекрасный, Он был похож и на человека, и на льва. Не человек и не зверь. Хираньякашипу в гневе бросился на Господа, завязалось сражение. И вскоре, вдоволь наигравшись с царем-безбожником, Господь положил его к себе на колени и разорвал на части Своими острыми когтями. Случилось это не на земле и не на небе — царь умер на коленях у своего врага. Произошло это в сумерки — не день и не ночь. Брахма не обманул Хираньякашипу — условия благословения были выполнены.
Такова легенда о Нрисимхадеве – Верховном Господе, принявшем облик челове-кольва. Кому-то эта легенда может показаться жестокой, а сам облик Нрисимхи – пугающим и диким.
Турист, пряча за пазуху фотоаппарат (фотографировать разрешено не везде), усмехнется отсталости индусов. Эзотерик будет долго размышлять над услышанным, пытаясь увязать его с собственным мировоззрением. А парочка восторженных хиппи с энтузиазмом присоединятся к празднику, даже толком не поняв, что происходит.
Но смысл легенды и праздника понять не трудно.
Хираньякашипу олицетворяет пороки, живущие в наших сердцах.
Гордость, гнев, жадность, зависть и многие другие враги терзают нашу душу, олицетворяемую пятилетним мальчиком. Эти враги мешают душе обращаться к Богу, взывать к Нему, думать о Нем. И только Сам Бог может помочь нам одолеть этих могущественных врагов. Паломники стоят перед алтарем, закрыв глаза, и тихо просят Нрисимхадеву помочь им избавиться от грехов…
Сложно сказать, как давно в Индии люди поклоняются Богу в образе человекольва. Есть очень и очень древние храмы Нрисимхи. С ними связаны необычные истории. Так, например, в храме Йошиматха в Гималаях у храмового изваяния Нрисимхи с каждым годом рука становится все тоньше и тоньше. Священники говорят о древнем пророчестве, согласно которому, когда рука Божества надломится, две гигантские горные вершины, что возвышаются рядом с храмом, обрушатся и навсегда закроют дорогу наверх, в Бадринатх (одно из самых известных мест паломничества в Индии).
А в местечке под названием Симхачала служители храма каждый день наносят на Божество Нрисимхадева сандаловую пасту чтобы охладить Божество. И действительно, Божество как будто раскалено безо всяких внешних причин. За год этой пасты накапливается столько, что кажется, будто на алтаре стоит огромный кокон. Раз в год накопившийся сандал снимают, но тут же начинают наносить снова Божество «пылает».
В Мангалагири находится знаменитый храм Пана-Нрисимхи. У Божества здесь рот широко открыт, и служители каждый день проводят простой, но интересный обряд: они по-настоящему поят Божество напитком из воды, финикового сахара и перца. Но каждый раз напиток выливается обратно. Точнее, половина напитка. Куда девается вторая половина – неизвестно. И, надо отметить, никто никогда не пытался это выяснять…
В бенгальском городе Майяпуре установлено одно из самых «молодых» на Земле Божеств Нрисимхадева. Здесь Он изображен в тот момент, когда в страшном гневе только-только появился из колонны, разбитой Хираньякашипу. Рассказывают, что чуть не сгорела мастерская скульптора, который заканчивал работу над этим Божеством. А когда при транспортировке Божества с юга страны в Бенгалию какие-то полицейские надумали проверять сопроводительные документы (явно рассчитывая на взятку), их мундиры стали тлеть, словно на углях. Такова энергия, исходящая от майяпурского Нрисимхи. Однако сейчас Он спокоен и умиротворен. И очень красив.
Самые известные храмы Человекольва находятся в Аховалам — месте, где, по преданию, Он и явился. Там девять храмов, расположенных в гористой местности, некоторые — в труднодоступных местах. Если попросить местных проводников, они могут показать место, где стоял дворец Хираньякашипу — там вы увидите даже обломки той самой колонны. Верить им или нет — каждый решает сам.
Ведь чудеса — это, конечно, здорово, но стоит ли верить в Бога на основании одних только чудес?
Главное чудо, которое мы можем ждать от Него, — это очищение нашего сердца от всего ненужного и тяжелого, что скопилось там с незапамятных времен.
Нрисимха-чатурдаши (день, когда отмечают годовщину явления Нрисимхадева) — серьезный праздник. Разумеется, это день радости, ибо, когда Бог приходит на Землю, это всегда радостно. Но кроме того, это день, когда мы заглядываем в свое сердце, пытаясь понять, насколько серьезно мы относимся к своей духовной жизни. Санскритское слово «хираньяка-шипу» переводится как «золото и мягкая постель», и празник Нрисимха-чатурдаши — это хороший повод подумать над смыслом этого имени.
Не об этом ли думает паломник, стоящий в праздник перед алтарем Нрисимхадева и беззвучно возносящий молитвы? На алтаре полумрак, горят масляные светильники. Священник проводит церемонию поклонения, возжигает благовония. В главном зале храма пылает жертвенный огонь — несколько брахманов кидают рисовые зерна и возливают на огонь топленое масло… Какой-то монах читает паломникам предание о Нрисимхе… Юные ученики из местной школы громко произносят длинную санскритскую молитву… А вечером вокруг храма будет праздничное шествие с факелами…
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта