В первые дни индийского месяца Карттика (октябрь-ноябрь), когда во всех городах, поселках и деревнях Индии жители зажигают миллионы свечей и лампад, чтобы отметить праздник Дивали, приходит время Говардхана-пуджи — праздника поклонения священному холму Говардхан.
Горы и холмы почитали во все времена и, наверное, во всех религиях. Древние индоиранцы воспевали гору Сумеру, вокруг которой, по их представлениям, вращалась вселенная. Греки обожествляли Олимп, а японцы — Фудзияму. Евреи чтят гору Синай, где Моисей обрел каменные скрижали с десятью заповедями, а христиане — гору Фавор, на которой произошло преображение Христа. В Индии по сей день многие йоги и отшельники уходят в Гималаи и проводят там долгие годы в суровой аскезе и медитации.
Гора — это своего рода ступенька к небу, поэтому многие пророки и святые, стремясь уйти от земных страстей, идут на гору, чтобы стать ближе к Богу...
Но поклонение холму Говардхан, в котором участвуют миллионы жителей Индии (а с недавних пор, и стран Запада) разительно отличается от всего этого. Непосвященному трудно понять, за что невзрачный каменистый холм (на всем протяжении его высота редко превышает десять метров) на равнинах штата Уттар-прадеш удостоился такой чести — всенародного и даже всемирного поклонения. Но верующие знают: холм Говардхан — и символ, и живой свидетель того, насколько Бог добр и милостив к Своим слугам...
На первый взгляд, легенда о холме Говардхан проста и незатейлива — милая пасторальная история, каких много сохранилось с древних времен. Но за кажущейся простотой скрывается глубокий смысл и древняя мудрость Вед...
Об этой истории упоминается еще в Ригведе. В одном из гимнов, посвященных «царю небес» Индре, говорится о том, как Кришна, окруженный десятью тысячами соратников, затаился на берегах реки Амсумати (Ямуны), чтобы противостоять гневу Индры. Подробнее об этом рассказывается в «Шримад-Бхагаватам».
Свои детские и юные годы Кришна провел во Врадже — небольшой области, раскинувшейся к северо-западу от древнего города Матхуры. Он жил во Вриндаване, в семье пастуха Нанды Махараджи, и помогал пасти коров и телят.
Раз в год, осенью, пастухи совершали грандиозное жертвоприношение, посвященное Индре — поскольку, по поверьям, именно Индра отвечает за выпадение дождей, а значит, именно от него зависит благосостояние пастухов и земледельцев. Ведь без дождя не будет ни злаков, ни овощей, ни травы на пастбищах.
Церемонии поклонения «царю небес» отличались пышностью и великолепием. На них приглашали лучших священников, атрибуты для церемоний изготавливали из чистого золота, а на огонь приносились сотни килограмм гхи — жидкого топленого масла — и тонны зерна.
И вот однажды, во время подготовки к очередному жертвоприношению, маленький Кришна попросил Нанду объяснить ему смысл церемонии. Получив подробные разъяснения, Кришна сказал, что поклоняться Индре бессмысленно, поскольку дожди посылает не он, а Верховный Господь. И даже холм Говардхан (на котором пастухи из тех мест пасли своих коров) для процветания их общины значит куда больше, чем какой-то там Индра. Кришна убедил Нанду пренебречь древней традицией и вместо жертвоприношения «царю небес» провести поклонение холму Говардхан. «Индра льет воду в океан или на землю независимо от того, поклоняемся мы ему или нет... Всеми благами мы обязаны только этому лесу и холму Говардхана — пояснил Кришна. — Поэтому Я прошу тебя, дорогой отец, устроить жертвоприношение в честь вриндаванских брахманов и холма Говардхан и не иметь дела с Индрой». Нанда Махараджа, нежно любивший своего маленького сына, послушался совета и устроил роскошную церемонию Говардхана-пуджи.
Индра же, увидев такое пренебрежение со стороны пастухов и почувствовав себя оскорбленным, поклялся отомстить им и наслал на Вриндаван проливные дожди. Такие, что сравнимы они были с всемирным потопом и грозили разрушить все в округе.
Пастухи обратились к Кришне с просьбой защитить их от грозной стихии. Господь внял их молитвам и дал им укрытие, подняв над собой холм Говардхан. После этого Господь Кришна обратился к Своим преданным: «Дорогая матушка! Дорогой отец! Дорогие жители Вриндавана! Укройтесь под зонтом, которым стал поднятый Мною холм Говардхан, и не бойтесь, что он упадет с Моей руки. Спрячьтесь вместе с домашними животными под этим огромным зонтом и забудьте о своем горе!»
Получив заверения Кришны, жители Вриндавана, собрав все свое имущество и животных, укрылись под холмом и оказались, наконец, в безопасности. Жители Вриндавана и животные оставались там целую неделю, не испытывая голода, жажды и других неудобств. Они с изумлением смотрели, как Кришна держит гору мизинцем Своей левой руки.
Увидев такое могущество Кришны, Индра понял свою ошибку и раскаялся. Дожди прекратились, и жители смогли вернуться к повседневным делам.
А холму Говардхан с тех пор стали ежегодно поклоняться. Конечно, почитают его не только за то, что он укрыл пастухов от гнева Индры, но и за то, что он был дорог Кришне, который провел на его склонах немало счастливых часов. Немало мест на Говардхане и в его окрестностях связано с теми или иными деяниями Кришны. Во многих из них построены храмы или вырыты священные пруды — кунды. За пять тысяч лет, прошедших с тех пор, многие великие святые побывали на этом холме, еще больше освятив его своим присутствием.
В наши дни непосвященному человеку трудно почувствовать святость Говардхана. Считается, что человек, чье сердце нечисто, не сможет увидеть святое место во всей его красе, поскольку будет смотреть на него сквозь призму своих низменных желаний. Вероятно, поэтому простые туристы редко посещают Говардхан, предпочитая ему расположенную неподалеку Агру или Матхуру.
Говардхан сегодня — это невысокий каменистый холм, протяженностью несколько километров, поросший кустарниками и деревьями.
На вершине стоят несколько старинных полуразрушенных храмов (паломники не поднимаются на холм, ибо считают оскорбительным касаться его стопами). Холм пересекает большое озеро Манаси-ганга и окружают несколько деревень. Неподалеку от Манаси-ганги находится изумительной красоты пруд Кусум-саровар, известный великолепным архитектурным ансамблем.
Говардхан огибает пешеходная дорога, по которой это святое место обходят паломники, выражая холму свое почтение. И хотя на обход холма уходит несколько часов, многие верующие делают это каждый день (некоторые — по несколько раз). Вызывает невольное восхищение и уважение обет дандават-парикрамы, когда паломник проходит путь, «измеряя» его собственным телом. Он простирается в пыли, предлагая поклоны святыне, читает молитвы, отмечает камнем место, до которого дотягивались его руки, затем встает, переходит к месту, отмеченному камнем, и предлагает следующий поклон. Такой обход может длиться несколько недель. По дороге идут паломники и просто прохожие, где-то недалеко ревут грузовики и сигналят рикши, но человек, сердце которого чисто, не видит грязи этого мира, а наслаждается лицезрением духовной реальности. И столь тяжелое испытание, как дандават-парикрама, вовсе не кажется ему тяжелым, а напротив — приносит несказанное блаженство...
А традиция поклонения холму Говардхан, введенная Кришной, так и осталась. И в день Говардхана-пуджи десятки и сотни тысяч паломников устремляются к подножию священного холма. В этот день дорога, огибающая холм, похожа на реку — толпы людей из Уттар-прадеша, Пенджаба, Гуджарата и многих других штатов и стран спешат пройти по ней.
В храмах Вриндавана, Матхуры и Говар-дхана в этот день проводится церемония аннакута. В каждом из них готовят огромное количество еды, предлагают ее Божествам, а затем бесплатно раздают паломникам.
Количество блюд доходит до трех тысяч (!), и некоторые храмы даже соревнуются между собой, какой из них приготовит и раздаст больше.
Также в этот день во многих храмах и домах строят «копию» холма Говардхан. В качестве строительного материала нередко используют съедобные вещи, как правило, рис и сладости. Так, в Натхадваре (город в штате Раджастхан, недалеко от Вриндавана) вес этой рисовой горы 2,5 тонны. Рис часто покрывают тканью, а поверх нее выкладывают разнообразные лакомства. В том же Натхадваре обязательный элемент праздника «расхищение» холма: когда основные церемонии закончены, местные жители, вооружившись большими заплечными сумками, набивают их рисом с холма и незаметно передают женам, стоящим «на страже» у ворот. Так, в атмосфере всеобщего веселья, праздник продолжается до глубокой ночи.
Не забывают в этот день и коров, которых так любил Кришна. В этот день священным животным также проводится церемония поклонения: на них надевают гирлянды и украшения и вдоволь кормят свежей травой и сладостями.
И конечно же, этот день хороший повод вспомнить о Боге и о том, как Он любит тех, кто всем сердцем привязан к Нему…
Источник: nitai.ruСпасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта