Джаганнатха-Пури – город в восточной Индии. Его название означает «обитель Джаганнатхи, Господа вселенной». Форма Господа Джаганнатхи неотлична от вечно юной формы Господа Кришны, хотя в силу влияния материальной энергии кажется, что они различны. Но если мы развили любовь к Богу, то, взглянув на Джаганнатху, можно увидеть Самого Господа Кришну.
В Индии проявлены четыре главные дхамы, или святых места: Бадринатх на севере, где Господь медитировал в форме Шри Нара-Нараяны; Рамешварам на юге, где Он в форме Рамачандры принимал омовение; Дварака на западе, где Бог в облике Шри Кришны отдыхал; Джаганнатха-Пури на востоке, где Господь принимает подношения в виде различных видов еды. Пури является важным местом паломничества для вайшнавов (поклоняющихся Вишну, или Кришне).
Джаганнатха-Пури известен под разными именами: Нилачала, Нилагири, Шанкха-кшетра, Пурушоттама-кшетра и другие. Древнее ведическое писание «Падма-пурана» гласит:
«На северном берегу океана, в месте под называнием Пурушоттама-кшетра, находится духовная и совершенная обитель. Там обитает Верховный Господь в теле, как будто бы сделанном из дерева».
Священные писания (шастры) учат нас, что тело Господа нематериально, даже если кажется, что оно сделано из дерева или других элементов. Поэтому нужно научиться видеть «глазами» шастр. Как правило, мы считаем, что видим глазами. Однако все, что мы воспринимаем через зрение, слух и другие органы чувств, попадает в ум, который «фильтрует» информацию в соответствии с принципом «нравится – не нравится». Это можно наблюдать, когда одну и ту же ситуацию люди описывают по-разному. Смотреть на мир «глазами» шастр – это значит знать их и с помощью ума корректировать несовершенные чувства. Например, глаза видят, что Господь Джаганнатха сделан из дерева. Но с помощью священных писаний мы понимаем, что на самом деле Он духовен и то, что мы видим – это внешнее проявление милости Бога, который позволяет нашим материальным глазам видеть Его.
Еще Джаганнатха-Пури известен тем, что Господь Шри Чайтанья Махапрабху, самая милостивая аватара Господа, провел в нем последние восемнадцать лет своей жизни, воспевая святые имена (санкиртана). Это описывается в «Чайтанья-Чаритамрите»:
«В Джаганнатха-Пури Господь пребывал на вершине блаженства. Он был поглощен санкиртаной и в великом экстазе ходил в храм Джаганнатхи. Он без устали пел и танцевал, наслаждаясь воспеванием святых имен. По Своей неизъяснимой милости Он пробуждал чистую любовь к Богу во всех, даже в самых падших и низких людях.»
Главная достопримечательность города – храм Господа Джаганнатхи, где Господь пребывает со своими спутниками: братом Баладевой и сестрой Субхадрой. Баладева белого цвета, Его имя буквально означает «тот, кто силен и склонен помогать». Цвет тела Субхадры – желтый, она очень милостивая и добрая. Цвет же Господа Джаганнатхи – черный. Бог может быть любого цвета, какого захочет. В различных воплощениях Он приходит в разных формах (например, рыбы, черепахи, человека), Его тело имеет различные цвета (белый, зеленый, желтый), но одна из целей Его явлений постоянна – привлечь к Себе попавших под влияние материальной энергии живых существ.
Войти в храм Джаганнатхи могут только индусы, придерживающиеся индуизма, поскольку считается, что только они строго следуют правилам и традициям ведической культуры. Индийцам других вероисповеданий и европейцам вход строго запрещен, так как, согласно предсказанию, представители белокожей расы попытаются выкрасть деревянную статую Господа Джаганнатхи. Однако выходы есть: здание храма можно рассмотреть с крыши соседней библиотеки; у входа в храм установлена особо милостивая форма Божества – Патита-павана Джаганнатха; издалека можно видеть Нила Чакру – колесо, увенчивающее храмовый комплекс, смотреть на которое так же благоприятно, как и на Божества, о чем записано в храмовых текстах; раз в год проводится праздник колесниц, когда Божества выносят их храма и везут на колесницах.
В Джаганнатха-Пури всегда можно достать большое количество маха-прасада. Предложенную Господу пищу называют прасадом, а непосредственно то, что предлагалось – маха-прасадом.
Есть история, которая связана с прасадом Господа Джаганнатхи. Однажды Господь Шива появился на Вайкунтхе, в духовном мире, и ему посчастливилось получить прасад Господа Вишну. Шива съел освященную пищу и тут же начал в экстазе танцевать. Супруга Господа Шивы Парвати была очень удивлена, видя потрясающий танец своего мужа. Шива сказал ей: «Сегодня я получил прасад от Самого Вишну!». Парвати возмутилась: «Почему ты мне ничего не оставил?». Шива настолько увлекся прасадом, что забыл о супруге. Парвати опечалилась и стала жаловаться: «Я не получила прасада...». Она хотела, чтобы освященную пищу получили все живые существа. Согласно ее желанию теперь любой может получить прасад Джаганнатхи – это один из способов обрести любовь к Богу.
Храмовая кухня Господа Джаганнатхи – самая большая в мире: здесь в одночасье могут приготовить обед из шести блюд на сто тысяч человек. В дни праздника Ратха-ятры храм кормит миллионы паломников ежедневно. Так как каждое блюдо первым должен отведать Господь, подношение пищи Божествам идет с утра до вечера, каждый день Господу подносят пятьдесят шесть блюд. На кухне находятся семьсот пятьдесят кухонных плит, на каждой можно приготовить сорок пять горшков прасада одновременно! Готовят на кухне пятьсот поваров и полторы тысячи помощников. Считается, что здесь готовит сама Лакшми, богиня процветания.
Ежегодно в Пури проводится фестиваль колесниц, или Ратха-ятра – единственный праздник, на котором любой человек, вне зависимости от его национальности, может увидеть Господа Джаганнатху вместе с Баладевой и Субхадрой. Каждое Божество устанавливают на огромную, ярко украшенную колесницу, и тысячи паломников тянут канаты с колесницами по широкой улице. Шествие сопровождается пением молитв, игрой на музыкальных инструментах и разбрасыванием с колесницы фруктов и сладостей многотысячной толпе.
Внутренний смысл праздника Ратха-ятры состоит в том, что Кришна отправляется из Двараки домой, во Вриндаван. С большой торжественностью вайшнавы перевозят Джаганнатху из Его храма, который считается Дваракой, в храм Гундичи, символизирующий путь во Вриндаван.
В Джаганнатха-Пури расположены важные для гаудия-вайшнавов места, такие, как самадхи (усыпальница) Шрилы Харидаса Тхакура. Дом, в котором жил Шрила Бхактивинода Тхакур и где родился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, находится недалеко от храма Господа Джаганнатхи. Сейчас в нем расположен Шри Чайтанья Сарасват Матх.
Город знаменит не только как центр паломничества. Благодаря приятному климату и расположению на берегу Бенгальского залива Индийского океана он считается популярным курортом.
Джаганнатха-Пури – это убежище для тех, кто устал от непостоянства материального мира и занимается духовной практикой. С какими бы целями люди не пришли сюда – за поиском знаний, из любопытства или со страстным желанием служить – Господь Джаганнатха, проливая свою милость, никого не оставляет равнодушным.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта