Пурушоттама-кшетра, или Шри-кшетра, находится в Индии, штате Орисса, на живописном берегу Бенгальского залива, который местные жители именуют Заливом любви. Город Джаганнатха-пури, центром которой она является, в переводе означает Город Владыки Вселенной, и считается одним из восьми самых святых мест вселенной.
Сама Шри-кшетра занимает небольшую площадь, около пяти квадратных миль. С одной стороны она ограничена океаном, с другой рекой Махабхага, а венчает ее великолепный храм Господа Джаганнатхи. В том виде, в котором он предстает перед глазами паломников сегодня, он существует с двенадцатого века, хотя обряд поклонения Кришне в этом месте проводится значительно дольше, около пяти тысяч лет.
История этого святого места такова. Когда почти пять тысяч лет назад, закончив свои игры на Земле, Кришна оставил тело, жители местного племени охотников водрузили его на погребальный костер, который пылал в течение двенадцати дней. Но вопреки законам природы тело осталось целым. Во сне Шабаре, вождю племени, явился Господь и сказал: «Мое тело трансцендентно и сжечь его невозможно, поэтому просто спусти его на воду и следуй за ним. В том месте, где оно коснется земли, воздвигни храм, и пусть все твои потомки поклоняются Мне». Шабара так и сделал, и когда тело Господа достигло Шри-кшетры, оно превратилось в изящное изваяние, получившее название Нила Мадхава. Десятки поколений потомков Шабары поклонялись ему в лесах Ориссы. Причем делали это тайно.
В те времена центральной частью Индии правил могущественный царь по имени Индрадьюмна. Однажды во сне он услышал имя Нила Мадхава, что буквально означает «Синий Мадхава», и с этого момента потерял покой. Он повторял это имя днем и ночью, понимая, что Господь призывает его, но что он должен сделать? Тогда Кришна вновь явился ему и сказал: «Я нахожусь на Нилагири, Синей горе, но местный царь дикого племени Вишвавасу настолько жаден, что не дает поклоняться Мне никому, даже соплеменникам. Поэтому поручаю тебе пойти и освободить меня».
Царь, приняв это послание, мигом разослал гонцов с целью разыскать место пребывания Нила Мадхавы. Военные отряды во главе с опытными полководцами рыскали по всему континенту, но безрезультатно. Тогда царь отправил на поиски брахманов, которые под видом странствующих монахов должны были выведать место нахождения Господа. На восток отправился молодой жрец Видьяпати. Много дней юноша бродил по диким джунглям, отчаяние почти овладело им, как вдруг однажды утром он увидел прекрасную девушку, спустившуюся к ручью за водой; девушка пела о необыкновенном Божестве небесно-синего цвета.
Видьяпати был опытным брахманом. Цветистыми комплиментами он заворожил красавицу, оказавшейся к тому же дочерью царя Вишвавасу, и та представила его отцу, которому молодой священник очень понравился. Очень скоро молодые люди объявили о своем решении связать себя взаимными обязанностями, и царь благословил их.
Однако женитьба не приблизила Видьяпати к цели экспедиции. Царь по-прежнему уходил затемно, без спутников, отсутствовал почти весь день и возвращался весь сияющий, напевая: «Джаганнатха свами наяна патагами бхавату ме». Когда же Ви-дьяпати спросил об этом жену, та страшно испугалась и сказала, что это тайна, которую нельзя разглашать никому. Видьяпати настаивал, и Лолите ничего не оставалось, как пойти к отцу с требованием показать Божество. Тот из любви к дочери уступил, но при условии, что покажет Бога только раз и весь путь зять проделает с завязанными глазами. Брахман согласился, но во время путешествия незаметно ронял на землю по одному крохотному горчичному зернышку. Прибыв на место, царь развязал ему глаза. Видьяпати увидел удивительную по красоте форму Господа Кришны, от которой исходило ослепительное сияние. Брахман в восхищении не мог оторвать взгляда, но через несколько мгновений царь сказал: «Все, даршан закончен, возвращаемся».
Вскоре, после сезона дождей, путь к Божеству засветился ярко-желтыми цветами горчицы, и Видьяпати без труда нашел Нила Мадхаву. Его миссия была завершена, он тепло попрощался с тестем, забрал супругу и вернулся в свое царство.
Получив радостное известие, Индрадьюмна собрал огромную армию и двинулся освобождать Божество. Он потребовал, чтобы Вишвавасу немедленно отдал изваяние, но наткнулся на отчаянное сопротивление. Завязалось жестокое сражение, и Нила Мадхаве это не понравилось. Разразилась страшная пылевая буря: обе армии со слонами, конями, людьми были сметены и разбросаны, песком занесло джунгли и селения. Когда оба царя, очнувшись, пошли искать Божество Кришны, то ни холма, ни изваяния уже не было. Индрадьюмна был безутешен: едва добравшись до цели своей жизни, он тут же ее утратил.
Ночью Кришна явился ему во сне и сказал, что в образе Нила Мадхавы Его на Земле больше никто не увидит, но Он вернется в другом виде, в форме Дару Брахмана. И действительно, на следующее утро, когда царь совершал омовение, к нему подплыл огромный ствол дерева с отчетливо выраженными божественными знаками: чакры, лотоса, раковины и булавы. Помирившиеся цари вдвоем извлекли дерево и, по предложению царицы Гундичи, супруги Индрадьюмны, решили изготовить из него мурти — изваяние Кришны.
Для этого были приглашены самые знаменитые скульпторы, но ни один из них не смог даже прикоснуться к дереву.
У одних не слушались руки, у других ломался инструмент, третьи не видели образа и честно в этом признавались. Последним появился престарелый, никому не известный мастер — это был зодчий полубогов Вишвакарма, который сказал: «Я сделаю изваяние, но при условии, что никто в течение пятнадцати дней не войдет в мастерскую, более того — никто не должен даже слышать звук инструмента, для чего возле мастерской каждый день надо устраивать грандиозный киртан — прославление Господа с огромным количеством участников и музыкальных инструментов».
Чем ближе к концу подходила работа, тем сильнее разгоралось любопытство Гундичи. На четырнадцатый день она вдруг с ужасом вспомнила, что все эти дни старый мастер ничего не ел. Быстро приготовив разные яства, она робко подошла к мастерской и... не услышала ни звука. В великом беспокойстве она вошла в мастерскую и никого не обнаружила. Мастер исчез, а в углу стояли незавершенные Божества Кришны, Его брата Баларамы и их сестры Субхадры. Но даже в незавершенном виде они были столь прекрасны, что царь Индрадьюмна велел установить их в таком виде, как есть. Очень скоро Божества были перевезены в специально построенный для них храм, где находятся по сей день.
Нава-калеварам — церемония смены Божеством тела, проходит раз в двенадцать лет. Деревья, из которого изготавливают Божества, необычны. В библиотеке храма хранится книга, в которой на десять тысяч лет вперед указаны места нахождения таких деревьев. Деревья соответствующего возраста должны иметь на стволе как минимум два из четырех знаков Вишну. Еще один знак — это огромный муравейник рядом и семейство змей под корнями дерева, оберегающее его от случайных посягательств. Неподалеку должен быть храм Шивы. Для того чтобы отыскать такое дерево, из храма Джаганнатхи в храм Бимала-деви, повелительницы материального мира, отправляется специальная экспедиция брахманов. В течение светового дня жрецы босиком покрывают расстояние в шестьдесят километров, и подносят Бимала-деви гирлянды, на что та милостиво сообщает, где находятся деревья, из которых в этот раз следует ваять Божества. После того как благословение получено, деревья срубают, очищают от ветвей, а сами ветви тщательно закапывают.
По предсказанию, тот, кто по глупости или невежеству хранит у себя дома кусочек такого дерева, обрекает свой род на бесчисленные страдания.
Новая форма изготавливается на особом месте, называемом Койла Вайкунтха. И по старинной традиции, чтобы заглушить звуки инструмента, здесь устраивается шумный киртан. После того как новые Божества готовы, их устанавливают перед старыми на алтаре. Темной безлунной ночью, с завязанными глазами трое самых почтенных брахманов-даятов перекладывают из старых Божеств в новые нечто, называемое Брахманом — жизненной силой, после чего считается, что Божества сменили тело. Все жрецы, принимавшие участие в обряде, в течение года оставляют тело и возвращаются в духовный мир.
Это один из крупнейших храмов в мире, его высота — 65 метров. Построенный из светлых пород камня, он гармонично завершает Золотой треугольник Бхуванешвар — Конарк-Джаганнатха-пури, являя собой образец архитектуры стиля Калинга. Посещение храма проходит в следующем порядке. Сначала паломники входят в Натх-мандир-зал, где специально обученные деви-даси, служанки Господа, развлекают его ритуальными танцами. Затем посетители попадают в Бхога-мандир, комнату для подношения Божествам пищи. Под третьим куполом находится Мукха-шала, зал торжественных собраний. И под самым высоким куполом расположен алтарь, где стоят скульптурные изображения Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Электричества в храме нет, горят только слабые масляные светильники, поэтому разглядеть что-либо после яркого солнечного света практически невозможно. Священнослужители охотно объяснят, что это из-за того, что грехи покрывают ваше зрение.
Попасть храм можно ежедневно с 8:30 до 9:30, если… вас туда пустят. Дело в том, что для западных людей доступ в храм закрыт, поскольку, по существующему предсказанию, на переломе тысячелетий скульптуру Господа Джаганнатхи попытаются выкрасть представители белокожей народности, проживающей предположительно на территории современного Урала или Сибири. Именно туда после сражения ушла часть шабаров, ставшая затем коренными сибиряками. Неизвестным способом они усыпят бдительность охраны, проберутся в храм, но… Господь не захочет покидать алтарь. Он станет набирать вес, и похитители будут вынуждены спешно ретироваться, после чего доступ в храм будет открыт всем.
И невдомек служителям храма, что похищение, в принципе, уже состоялось, поскольку Господь Вселенной, Джаганнатх, в своих бесчисленных формах уже более тридцати лет разгуливает по городам и столицам мира.
Слева от входа в храм находится кухня Джаганнатхи, самая крупная в мире, где в одночасье могут приготовить обед из шести блюд на сто тысяч человек. В дни праздника Ратха-ятры храм кормит миллионы паломников ежедневно. Так как каждое блюдо первым должен отведать Господь, подношение пищи Божествам идет с утра до вечера, пятьдесят шесть раз в день. Главный жрец в глубокой медитации смотрит в специальный сосуд, и если в воде появляется улыбающееся лицо Джаганнатха, то все в порядке, подношение принято. Если нет, то всю приготовленную пищу выбрасывают и начинают готовить заново. Этот жесткий стандарт не нарушался в течение последних двух тысяч лет. Все повара на кухне являются потомками Лолиты и Видьяпати. Даяты — потомки Вишвавасы — служат Божествам в качестве жрецов. Вся пища из храма поступает на расположенную перед главными Львиными воротами площадь, которая называется Ананда-базар, т. е. базар, на котором продают ананду — блаженство. И он оправдывает свое название, поскольку все блюда из храма необычайно вкусные, особенно сладости.
На южной стороне храма со времен царя Индрадьюмны находится огромное древо желаний баньян. Любой посетитель, сделав небольшое пожертвование, может загадать желание, и оно непременно сбудется. От внешней стены храма к внутренней ведут 22 ступени, каждая из которых очищает человека от одного из самых тяжелых грехов.
В храм ведут четыре входа. Главный из них называется Нрисимха-двара — Львиные ворота. С запада — Тигриные, с южной — Лошадиные и с востока — Слоновьи ворота.
Поскольку белых паломников внутрь до сих пор не пускают, то специально для них у входа в храм существуют особо милостивая форма Божества, Патита-павана Джаганнатха. Если встать около Гаруда-стамбы, столба из знаменитого нержавеющего железа, то с этого места она хорошо просматривается.
Периметр внешней стены храма составляет восемьсот метров, вдоль нее расположены более тридцати небольших храмов, открытых для европейцев, и если их все обойти три раза, а еще лучше сто восемь раз, то можно получить милость, равную непосредственной встрече с Господом Джаганнатхой лицом к лицу.
Источник: nitai.ruСпасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта