С точки зрения аюрведы любое заболевание представляет собой лишь дисбаланс между нервной энергией (ватой), катаболической энергией огня (питой) и анаболической питательной энергией (капхой). Все виды потребляемой человеком пищи, равно как и его опыт и переживания, оказывают влияние на равновесие этих трех сред. Правомерность этой концепции доказывается тем фактом, что только при восстановлении диетического баланса устраняются многие патологические состояния, обстоятельство, на которое, к сожалению, обращают внимание не так много врачей, воспитанных на западной медицинской традиции.
Согласно аюрведической философии, весь космос — это взаимодействие энергий пяти элементов. Пять элементов создают фундамент, из которого происходят три биологических типа (доши). Эфир и воздух создают вату. Огонь и вода создают питту. Вода и земля создают капху. Эти три основных типа энергии присутствуют в каждом теле и в каждой материи.
В аюрведе тело, ум и сознание имеют одинаковую важность в поддержание баланса. Для того чтобы сбалансировать тело, ум и сознание, необходимо знать, каким образом вата, пита и капха взаимодействуют между собой.
Слово доша введено в обиход первыми учителями аюрведы: мудрецами Чаракой, Сушрутой и Вагбатой. Они составили первые учебники аюрведы, в которых изложили структуру взаимодействия элементов.
Очень сложно найти в русском языке слово, которое выражало бы полный смысл значение этих энергий, поэтому приходится использовать санскрит: вата, питта, капха.
Дословно доша значит «нечистота» или «ошибка». Однако эти значения лишь косвенно отражают весь смысл этого понятия.
В теле существует два вида дош:
1. Доши, находящиеся в теле и управляющие им (шаририк): вата, питта, капха.
2. Доши, находящиеся в уме и влияющие на него (манасик): саттва (благость), раджас (страсть), тамас (невежество).
Эти два вида дош зависят друг от друга, и даже небольшие изменения в одной доше или группе дош влияют на другую группу. Доши — это структура, которая отвечает за различные физиологические и психологические функции в живом организме. Основной дошей считается вата-доша, без ее присутствия никакая деятельность в теле не возможна. К примеру, соки питты (соки желчного пузыря) присутствуют в теле, в основном, в инертном состоянии и не могут производить никаких химических реакций, пока не активизированы, — все это функции ваты.
«То, что постоянно движется в теле»
Санскритское слово вата происходит от корня вах, который указывает на транспортное средство, перевозки и движения. Вата состоит из первоэлементов эфира и воздуха. Свобода движений обеспечивается первоэлементом эфира, тогда как сила, необходимая для движения, обеспечивается первоэлементом воздуха. Качества ваты: сухая, легкая, холодная, грубая, неуловимая, мобильная. Вата регулирует все процессы в теле, начиная от количества мыслей на данный период времени и заканчивая рациональным распределением пищи по кишечному тракту. Вата отвечает за все движения, управляет психикой, движением мыслей и чувств. В сфере ее влияния: ощущение счастья, творчество, потоки нервных импульсов, речь, чихание, выделение, дыхание, мускульная активность, пульсация сердца, перистальтика в пищеводе, движения цитоплазмы клеточных мембран.
В несбалансированном состоянии вата производит страх, беспокойство, тревогу и неестественные движения. Возбуждённая вата влияет на жизненную силу; ум теряет связь с телом, теряется ориентация в пространстве. Все это приводит физическое тело к истощению, кожа становится темной, возникает дрожь, брюшная полость раздувается, человек страдает от запоров и головокружения, теряет силу, сон и чувствительность, становится чрезмерно разговорчив и застенчив.
Вата — это заряд жизненной энергии, праны. Поэтому, когда вата (прана) покидает тело, жизнь прерывается.
Различные виды ваты, находясь в различных тканях, отвечают за различные функции тела. Вата делится на пять видов: прана, удана, вьяна, самана и апана.
Месторасположение: в груди, горле, сердце, голове и уме.
Основные функции: контроль и поддержка ума и сердца; желания и выбор; заполнение пространства; обмен кислорода, всасывание пищи для поддержания жизни, проглатывание пищи.
Деятельность прана-ваты можно сравнить с деятельностью ума и блуждающего нерва, церебральной деятельностью.
Расстройство прана ваты приводит к проблемам в интеллектуальной деятельности, сверхчувствительности, нарушению сердечных ритмов, ухудшению внимательности, глухоте и потере вкуса.
Месторасположение: в диафрагме, груди, горле, гортани и пупке.
Основные функции: способность говорить, способность к самовыражению, цвет кожи, память, голос. Удана вату можно сравнить с нервными импульсами, исходящими из солнечного сплетения, энергией, приносящей кислород в лёгкие.
Расстройство удана ваты приводит к дефектам речи (заикание и т.п.), пониженной работоспособности, потере энтузиазма, депрессиям и нарывам на коже.
Месторасположение: в сердце.
Основные функции: деятельность сердца, работа артерий, вен и лимф, выделение пота.
Деятельность вьяна ваты можно сравнить с деятельностью сосудодвигательной системы.
Расстройство вьяна ваты приводит к нарушениям кровообращения, затрудненным телодвижениям, нестабильной работе век.
Месторасположение: в кишечнике, животе.
Основные функции: изоляция, разъединение полезных и побочных продуктов пищеварения, расщепление, стимуляция желудка для секреции желудочного сока. Самана вату можно сравнить с автономной нервной системой.
Расстройство самана ваты приводит к несварению, ухудшению аппетита, истощению.
Месторасположение: в спинном мозге.
Основные функции: выделение менструальной жидкости, кала, мочи. Поддержание, питание и своевременное рождение утробного плода, выталкивание его из матки. Выделение семени, регулирование работы почек. Апана вату, также как и самана вату, можно сравнить с автономной нервной системой.
Расстройство апана ваты приводит к запорам, нарушениям менструального цикла, импотенции, болезни почек, выкидышам и бесплодию.
«То, что поддерживает пищеварение»
Слово питта происходит от санскритского корня тап, означающего «жаркий» или «аскетичный». Питта представляет принцип огня в теле. Всё, что проникает в тело, должно быть переварено: начиная со света солнца и луны и заканчивая случайно проглоченной семечкой. Питта представляет огонь в желудке, а также ферменты, энзимы и аминокислоты, которые играют важное место в метаболизме. Качества питты: маслянистая, легко проникающая, горячая, дурно пахнущая, свободная, жидкая, острая, кислая и вяжущая. Когда питта находится в балансе, она способствует правильному восприятию действительности и работе интеллекта. В несбалансированном состоянии питта вызывает гнев, ненависть, зависть и воспалительные процессы.
Активность питы зависит от первоэлемента огня. Слабый огонь приводит к ухудшению здоровья. Питта регулирует температуру тела посредством химической трансформации пищи, отвечает за аппетит, жизнеспособность и, в конечном итоге, за образованность, эрудицию и понимание.
Месторасположение: в области живота.
Основные функции: пищеварение, разъединение питательных веществ и побочных продуктов тела во время пищеварения. Её деятельность можно сравнить с работой пищеварительных ферментов.
Расстройство панчака питты приводит к недостаточному разделению питательных и побочных веществ, проблемам с пищеварением.
Месторасположение: в области живота, в печени и селезенке.
Основные функции: трансформация тканей и формирование крови. Её деятельность можно сравнить с процессом появления красных кровяных клеток в костном мозгу.
Расстройство ранжака питты приводит к понижению уровня гемоглобина, изменениям в крови.
Месторасположение: в области сердца и в мозге.
Основные функции: обеспечение таких процессов, как познание, рассуждения, самосознание, способность различать и ощущение своего «я». Её функции можно сравнить с процессом трансформации звука в нервные импульсы.
Расстройство садака питты приводит к умственной отсталости, утомляемости, потере веры в себя, недостатку ответственности.
Месторасположение: в глазах.
Основные функции: распознавание форм, оптическое восприятие, сила зрения. Ее деятельность можно сравнить с функцией зрительного пигмента.
Расстройство алочака питты приводит к нарушениям зрения и нервному тику.
Месторасположение: в коже.
Основные функции: контроль за вкусовыми ощущениями, поддержание нормального цвета кожи, регуляция температуры тела, способность одновременно слушать и говорить.
Расстройство бхраджака питты приводит к бледности, болезням ногтей, лихорадке.
«То, что поддерживает прохладность»
Слово капха происходит от двух санскритских корней: ка и пха, вместе означающих «то, что цветет от воды». Природа капхи — это земля и вода. Капха содержится во всех клетках тела, тканях и органах. Она формирует структуру тела, поддерживая все клетки вместе. Капха снабжает водой все части и системы тела. Она смазывает суставы, увлажняет кожу и поддерживает иммунитет. На ментальном уровне она ответственна за силу духа, прощение, но также и за жадность и скупость. Капха маслянистая, холодная, тяжелая, медлительная, гладкая, скользящая, тягучая и статичная.
Месторасположение: в грудной клетке.
Основные функции: поддержание тела путем смягчения и увлажнения, обеспечение энергией других видов капхи. Её можно сравнить с процессом циркуляции в коронарных артериях.
Расстройство аваламбака капхи приводит к сердцебиениям, сердечной и легочной недостаточности.
Месторасположение: в области желудка.
Основные функции: размягчение твердых субстанций, превращение твердой пищи в жидкую. Этот вид капхи можно сравнить со средой для переваривания пищи в желудке.
Расстройство кледака капхи приводит к ослаблению мускулатуры, гастриту и язве желудка.
Месторасположение: во рту.
Основные функции: восприятие вкуса, увлажнение и смягчение ротовой полости. Её можно сравнить с выделением слюнных желез.
Расстройство бходака капхи приводит к нарушению вкусовых ощущений, вплоть до полной потери вкуса.
Месторасположение: в голове.
Основные функции: питание органов чувств, поддержание биологической памяти. Её деятельность схожа с функцией спинномозговой жидкости.
Расстройство тарпака капхи приводит к воспалению мозга.
Месторасположение: в суставах.
Основные функции: смазывание суставов, защита суставных поверхностей. Её деятельность схожа с синовиальной жидкостью.
Расстройство слешака капхи приводит к нестабильной работе суставов, артриту.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта