Аюрведа основана на древних ведических писаниях, на научной и философской концепции, объясняющейи сотворение мира, и устройство человеческого организма. Она включает множество различных философий. Так, для объяснения химии и физики аюрведа использует Ньяя и Вайшешика философию, для объяснения сотворения вселенной — Санкхья философию. Язык и терминология этих древних наук кажутся современному человеку довольно сложными, однако без их изучения и осмысления невозможно понять основные принципы аюрведы. Для большинства из нас лечение начинается тогда, когда мы заболеваем. Между тем, это уже реакция на состояние, имеющее место быть. И лечить ее, не обнаружив причины, по меньшей мере, бессмысленно. А для того, чтобы понять причину, надо понимать, из чего собственно аюрведа состоит. О некоторых важных «кирпичиках» мы расскажем сегодня.
Теория пяти махабхут (элементов) является важнейшей составляющей базиса всей аюрведической медицины, объясняемого Вайшешикой. Практическое применение этой теории нашлось в диагностике, диетах, рекомендациях по образу жизни и в теории вкусов и их сочетаний, на основе которой построены принципы составления многокомпонентных лекарств. Согласно этой теории, все субстанции во вселенной созданы из пяти элементов.
Конечно, возникает вопрос, как вообще возможно, что неисчислимое количество субстанций создано только из пяти элементов? Чтобы ответить, давайте отвлечемся и обсудим строение атома.
Известно, что атом состоит из электронов, протонов и нейтронов. Электроны находятся в атоме в постоянном движении, которое невозможно без пространства. Следовательно, движение электрона подтверждает наличие пространства в атоме, пусть и неуловимо малого. Связывает все элементы атома энергия, убедиться в ее наличии легко во время распада атома. Итак, атом содержит электроны, протоны, нейтроны, энергию и пространство.
Отличаются ли электроны атома одного элемента от электронов, присутствующих в атоме другого элемента? К примеру, электроны атома золота и электроны железа или меди? Нет, они одинаковы, меняется только их количество. Количество электронов, присутствующих в атоме определенного элемента, зафиксировано, и именно оно определяет форму, качества и функции этого элемента. Электроны, протоны и нейтроны атома всех элементов одинаковы, изменяется только их количество. Аналогично — пространство и энергия присутствуют в любом атоме. Поэтому можно утверждать, что атомы всех элементов созданы из подобных видов электронов, протонов, нейтронов, энергии и пространства. Перестановка и комбинация различных атомов или молекул элементов ответственна за всё происходящее во вселенной. И именно эти утверждения позволяют принять теорию о пяти элементах как основе всего сущего.
Мудрецы считают, что вначале появился звук ОМ (АУМ).
Из этого тонкого звука АУМ проявился элемент эфира или пространства. Движение эфира привело к появлению воздуха. Движение воздуха производит трение, а оно в свою очередь создает тепло. Частицы тепла комбинируются вместе для формирования света, из которого появляется огонь. Тепло огня растворяет некоторые элементы эфира, формируя воду, которая потом густеет, создавая молекулы земли. Таким образом, эфир проявляется в четырех элементах — воздухе, огне, воде и земле. Из земли происходит вся органическая жизнь, травы и животные. Земля также начало и всех неорганических материй, которые наполняют царство минералов.
Пять махабхут являются неживой материей, до тех пор пока к ним не присоединяется атма (душа). Именно тогда появляется живое существо — карма пуруша.
Пять элементов присутствуют во всем. Классический пример — вода. Лед, ее твердое состояние — это проявление элемента земли. Если нагреть (огонь) лед, он превратится в воду, а потом и вовсе начнет испаряться (элемент воздуха). Пар растворяется в эфире или пространстве. Итого, перед нами все пять элементов — эфир, воздух, огонь, вода и земля. Все пять берут свое начало из энергии и все пять существуют во всем в этой вселенной.
Человек — это микрокосмос вселенной, пять элементов есть в каждом.
В человеческом теле много пространства и это аспект эфира (или акаша), ядерной энергии. Пространство в ушах, рте, носе, легких, пищеводе, венах — все это примеры акашы, выражения сознания.
Воздух — это элемент движения. Любое движение связано с воздухом, без него оно невозможно. Природа самих элементов определяет природу физиологии. В теле воздух присутствует в пульсации сердца и в движении легких.
Третий элемент — это огонь. Источником огня и света в солнечной системе является солнце, в человеческом теле таким источником становится метаболизм. Огонь присутствует в пищеварительной системе, а также в сером веществе ума (интеллект). Огонь также активирует сетчатку глаза, позволяя ему воспринимать свет. Поэтому температура тела, пищеварение, процесс понимания и мышления, зрение суть работа телесного огня.
Вода — четвертый элемент, проявляется в плазме, цитоплазме и секреции пищеварительных соков. Вода жизненно необходима для функционирования всех систем в организме. К примеру, обезвоживание, происшедшее в результате поноса или рвоты, должно лечиться немедленно, ибо оно напрямую угрожает жизни пациента.
Земля — пятый элемент, присутствующий в микрокосмосе живого существа. Все твердые структуры организма происходят из элемента земли.
Из всего приведенного выше можно сделать вывод, что махабхуты являются не физическими или химическими элементами, а понятиями, определяемыми скорее их энергетическими функциями, нежели насущным состоянием.
Пять элементов проявляются в функциях пяти чувств, а также в определенных функциях человеческого организма. «Тан» означает тонкий, «матра» — элемент. «Танматра» — тонкий элемент объект пяти чувств, аспект, в котором воспринимается объективный мир. Пять элементов имеют функциональное взаимоотношение с пятью органами чувств, позволяющими нам воспринимать окружающий мир. Танматры формируют общую почву для выражения реального мира. Другое значение «тан» — это мать, «матра» означает материя, вещество — мать всей материи. Мать всего этого мира — танматра.
Каждый элемент относится к одной танматре, но также содержит долю других элементов. Эфир произошел из шабда тан-матры (звук). Воздух из шабда и спарша танматры (звук и прикосновение). Огонь из шабда, спарша и рупа танматры (звук, прикосновение и форма). Вода из шаб-да, спарша, рупа и раса танматры (звук, прикосновение, форма и вкус). Земля из шабда, спарша, рупа, раса и гандха танмат-ры (звук, прикосновение, форма, вкус и запах).
Пять элементов — эфир, воздух, огонь, вода и земля также относятся к пяти органам действий — рот, руки, ноги, половые и экскреторные органы. Они позволяют нам отвечать на воздействие, получаемое из реального мира. Так, через эфир передается звук, органы слуха — это уши. Орган действия, связанный с функциями слуха — это рот и голосовые связки, которые производят звук.
Воздух относится к чувству прикосновения, осязания и коже, органу, ощущающему прикосновения. Орган действия в этом случае – руки, они отвечают за такие действия как держать, давать, брать и принимать.
Огонь, который проявляется в виде света, цвета и тепла, относится к зрению. Органы зрения — глаза, органы действия, относящиеся к зрению — ноги. Глаза дают направление при ходьбе. Слепой человек может идти, но не может выбрать направление.
Вода связана с органом вкуса — без воды язык не может ощущать вкус. Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитор). В Аюрведе пенис или клитор считаются низшим языком, а язык во рту — высшим языком. Человек, контролирующий высший язык, контролирует и низший язык.
Земля связана с чувством обоняния. Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями заднего прохода, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, страдающего от запоров: как правило, у него дурное дыхание, а обоняние притуплено.
Мы уже говорили, что человек является микрокосмосом. Если мы разделяем мирской и космический аспекты, то игнорируем важнейшую существующую связь. Мудрец Атрея утверждал: все, что существует в теле, существует во вселенной.
Огромный вклад в современную науку сделал в 1857 году доктор Клауде Бернард, отец экспериментальной медицины. Он утверждал, что жидкости, циркулирующие в теле, составляют внутреннюю среду, которая сохраняет баланс и поддерживает обмен с окружающим нас космосом.
Вата (элемент воздуха) в теле представляет ваю во вселенной. Вата отвечает за движения тела. Ваю движет ветром. Тело рождается и умирает, вселенные появляются и разрушаются. Питта (элемент огня) и Агни (метаболический огонь) в теле проявляются в виде тепла и помогают в пищеварении. В космосе питта и агни проявляются в виде солнечного тепла. Агни присутствует в растениях, в процессе фотосинтеза; посредством содержащегося в них агни растения усваивают солнечный и лунный свет. Агни растений питает агни в человеке.
Капха (жидкость) и слешма (слизь) охлаждают тело и помогают питанию клеток. В космосе луна охлаждает, питая растения своим светом.
Вселенная состоит из пяти махабхут, тело также состоит из пяти махабхут и души. Пять элементов находятся повсюду в материи, также они существуют в каждом человеке, о чем мы уже упоминали в разделе о пяти элементах.
С точки зрения аюрведической философии творение жизни в материальной вселенной поддерживается Сомой, Сурьей и Анилой.
Так, Сома в космосе — это луна, а в микрокосмосе, теле, его представитель — капха доша. Сурья — это солнце, а в нашем теле источником света и тепла является питта доша. Анила, атмосфера или космическая энергия, проявляется в теле в виде ваты. Капха, питта и вата управляют индивидуальным микрокосмосом жизни. Сома, Сурья и Анила управляют жизнью во вселенной. Агни — это биологический огонь, который сродни мосту, перекинутому между индивидуальной жизнью и вселенной, это мост между телом, умом и сознанием.
Человеческое существо начинает свое существование с зиготы, клетки, содержащей весь потенциал организма. Развиваясь, эта клетка проявляется в физической форме, проходит фазу стабильности и разрушается. Так же и вселенная растет и развивается, приходит к фазе стабильности, а потом разрушается.
Источник: nitai.ru
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта