Уровни сознания

Поделиться
Дата: 16.05.2016 | Время на чтение: 10–11 мин.
Уровни сознания

Сознание – сложный феномен, который проявляется в жизни индивида в осознании собственного существования и индивидуальности.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение:

«Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной»


На санскрите сознание выражается словом атма, которое также обозначает «ум», «душа», «тело», «чувства». «…Арджуна спрашивает Кришну об атме, что может указывать на душу, тело или ум. Согласно ведическому словарю, слово атма имеет несколько значений: „ум“, „душа“, „тело“, „чувства“» (Бхагавад-гита, 8.1 коммент.).

По объектам, с которыми связано сознание, выделяются его уровни. В «Тайттирия-упанишад» (входит в «Яджур-веду») приводится анализ уровней сознания живого существа и выделяются пять ступеней: анна-майя (анна — пища, майя — отождествление или иллюзия), прана-майя (прана — жизненная сила), гьяна-майя (гьяна — знание) или мано—майя (манас — ум), вигьяна-майя (вигьяна — реализованное знание, мудрость) и ананда-майя (ананда — духовное блаженство).

«В “Тайттирия-упанишад” (2.5) сказано: брахма пуччхам пратиштха. Энергия Верховного Господа проявляется сначала как анна-майя, зависимость живого существа от пищи. Это сугубо материалистическая концепция Всевышнего. Далее следует прана-майя: осознав Высшую Абсолютную Истину как пищу, живое существо затем постигает Ее в признаках жизни, то есть в разных ее проявлениях. На уровне гьяна-майи живое существо не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. Затем оно постигает Брахман (вигьяна-майю), то есть перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Следующей, высшей, ступенью самопознания является ананда-майя – осознание живым существом исполненной блаженства природы Брахмана. Итак, существует пять ступеней постижения Брахмана, называемых брахма пуччхам»

Каким же образом живое существо расширяет сознание и может достичь высшего уровня? Только в соприкосновения с Высшей Душой. Шрила Прабхупада объясняет:

«Верховный же Господь, которого называют ананда-майей, трансцендентен ко всем полям деятельности. “Веданта-сутра” также описывает Всевышнего словами: ананда-майо 'бхйасат – Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства. Чтобы изведать трансцендентное блаженство, Он проявляет Свою энергию как вигьяна-майю, прана-майю, гьяна-майю и анна-майю. Считается, что живое существо наслаждается полем деятельности, но ананда-майя отлична от живого существа. Это означает, что если живое существо захочет наслаждаться, соединив свои желания с желаниями ананда-майи, то достигнет совершенства»


Как только душа вступает в соприкосновение с Высшей Душой, сознание тут же возвышается, прогрессирует. Это видно на примере последователей Международного общества сознания Кришны, соприкасаясь с которым, люди оставляют дурные привычки, начинают вести здоровый образ жизни и практиковать медитацию.

«Употребленное здесь слово снигдхапангавалоканат означает, что ему посчастливилось увидеть Верховного Господа воочию. Он выглядел здоровым и цветущим, потому что слышал нектарные звуки, лившиеся из лотосных уст Личности Бога. Подобно этому, тот, кто слушает трансцендентный звук святого имени Господа, Харе Кришна, тоже становится крепким и здоровым. Мы сами видели, как здоровье многих брахмачари и грихастх, вступивших в Международное общество сознания Кришны, улучшилось, и на их лицах заиграл здоровый румянец. Крепкое здоровье и свежий цвет лица являются отличительными признаками каждого брахмачари, который занимается духовной практикой»


Брахмачари

Таким образом, каждый может возвысить сознание, занявшись духовной практикой под руководством опытного наставника. И даже если вначале сознание человека не столь возвышенно, занятия духовной практикой помогут ему подняться на ступень прана-майи, гьяна-майи и т. д. и достичь совершенства.

Владимир Щелов 



Фото

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика