По материалам семинара Олега Торсунова "Качества святой личности: свобода от гнева"
«В первую очередь Брахма создал невежество в виде самообмана - гнева, порождённого разочарованием, чувством ложного собственничества и иллюзорной телесной концепции или забвения своей истинной сущности».
Гнев является продуктом гуны страсти и относится к гуне невежества. Неразумный человек старается удовлетворить своё вожделение. Когда он не может этого сделать, рождается гнев и жадность. Здравомыслящий человек, не желающий скатиться к демоническим формам жизни, должен стремиться побороть трёх врагов: вожделения, гнева и жадности, ибо они способны довести душу до того, что освобождение из материальных пут станет невозможным.
Человек может научиться прощать только в том случае, если он понимает законы существования этого материального мира. Например, закон кармы говорит, что ты сам являешься виновником ситуации. Например, человек гневается на тебя, но это просто действие гун в соответствии с твоей кармой. То есть, ты сам виноват в том, что происходит, но твоя вина в прошлом. Когда человек понимает это, что он виноват, человек сам является орудием в руках его собственной судьбы. Когда это знание реализовано на уровне разума, человек автоматически начинает понимать, что нет большого смысла гневаться. Это это и есть самоконтроль.
Когда человек утверждается в разуме, он имеет способность прощать, таким образом, человек может освободиться от влияния гнева с помощью разума. Когда проявляется гнев, это значит, что разум закрыт на вожделение. Если разум закрыт вожделением, тогда невозможно простить, потому что разум не функционирует.
Активизация разума означает включить память - она управляет разумом. Когда мы чувствуем гнев, мы должны попытаться в этот момент вспомнить. Что вспомнить? Некую схему, которая уже есть у нас. Первая схема – это то, что по закону кармы я получил источник своего гнева, как наказание за свои прошлые поступки. Вторая схема: я должен культивировать в себе умение прощать. Это очень важно - вот это желание вспомнить, человек в момент гнева должен желать вспомнить. Потому что будет идти некая борьба между гневом и памятью, разум в невежестве будет бороться с этим желанием. Он говорит: «Не думай об этом, в следующий раз, не сейчас, сейчас вот так вот...» Очень важно: когда разгневался, надо задержать усилия по остановке себя, оторваться от объекта, хотя бы на чуть-чуть,и пытаться вспомнить.
«Желание, гнев, стремление, влечение, прочие признаки жизни - их нельзя уничтожить, необходимо только изменить объект их приложения. От желаний невозможно избавиться, но в преданном служении желание удовлетворять свои чувства меняется на желание служить Господу».
Совет ачарьи: гнев человек должен приложить к тому, чтобы он действовал против непреданных. Но на нашем уровне прежде всего непреданных мы должны искать внутри себя. Это очень важно. Надо всегда помнить, что непреданный где-то внутри, а рядом снами стоит преданный стоит. И наш собственный гнев мы должны обратить на своё же несовершенство. В этом момент должно прийти активное желание бороться с самим собой.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта