Рождество: Кришна, Кристос, Христос

Поделиться
Дата: 24.12.2017 | Время на чтение: 31 мин.
Рождество: Кришна, Кристос, Христос

Сегодня католики празднуют Рождество. Шрила Прабхупада, основатель Общества сознания Кришны, регулярно говорил своим последователям, что они не должны пытаться сделать христиан или мусульман кришнаитами. Он видел задачу ИСККОН в том, чтобы вдохновлять людей серьезно и искренне следовать наставлениям своей духовной традиции. В одной из бесед Прабхупада сказал про Иисуса: «Он — наш гу­ру. Он про­пове­ду­ет соз­на­ние Бо­га, сле­дова­тель­но, он наш ду­хов­ный учи­тель». Ниже мы публикуем главу из книги «Наука самоосознания», в которой Шрила Прабхупада и монах-бенедиктинец Эммануил Юнгклауссен беседуют об Иисусе и Кришне во время утренней прогулки во Франкфурте-на-Майне в 1974 году.

Шри­ла Праб­ху­пада: Что оз­на­ча­ет сло­во «Хрис­тос»?

Отец Эм­ма­ну­ил: «Хрис­тос» про­ис­хо­дит от гре­чес­ко­го сло­ва «крис­тос», оз­на­ча­юще­го «по­мазан­ник».

Шри­ла Праб­ху­пада: «Крис­тос» — гре­чес­кий ва­ри­ант сло­ва «Криш­на».

Отец Эм­ма­ну­ил: Это очень ин­те­рес­но.

Шри­ла Праб­ху­пада: Об­ра­ща­ясь к Криш­не, ин­ди­ец час­то го­ворит «Криш­та». «Криш­та» — санс­крит­ское сло­во, оз­на­ча­ющее «прив­ле­катель­ность». Та­ким об­ра­зом, ког­да мы об­ра­ща­ем­ся к Бо­гу, на­зывая Его «Хрис­тос», «Криш­та» или «Криш­на», мы име­ем в ви­ду од­ну и ту же всеп­ривле­ка­ющую Вер­ховную Лич­ность Бо­га. Ког­да И­исус го­ворил: «От­че наш, су­щий на не­бесах, да свя­тит­ся имя Твое», — под име­нем Бо­га он под­ра­зуме­вал «Криш­та» или «Криш­на». Вы сог­ласны?

Отец Эм­ма­ну­ил: Я ду­маю, что И­исус как сын Бо­га явил нам Его ис­тинное имя — Хрис­тос. Мы мо­жем на­зывать Бо­га «Отец», но ес­ли мы хо­тим об­ра­тить­ся к Не­му, на­зывая Его ис­тинным име­нем, то дол­жны го­ворить «Хрис­тос».

Шри­ла Праб­ху­пада: Да. «Хрис­тос» — это ва­ри­ант про­из­но­шения име­ни «Криш­та», а «Криш­та» — это ва­ри­ант про­из­но­шения име­ни «Криш­на», име­ни Бо­га. И­исус го­ворил, что мы дол­жны прос­лавлять имя Бо­га, но вче­ра я ус­лы­шал, как один те­олог ска­зал, что у Бо­га нет име­ни, что Его мож­но на­зывать толь­ко от­цом. Сын мо­жет на­зывать от­ца от­цом, но у от­ца есть свое имя. Так и «Бог» — обоб­щенное имя Вер­ховной Лич­ности Бо­га, собс­твен­ное имя ко­торо­го — Криш­на. По­это­му как бы вы ни на­зыва­ли Бо­га — «Хрис­тос», «Криш­та» или «Криш­на» — в кон­це кон­цов вы об­ра­ща­етесь к од­ной и той же Вер­ховной Лич­ности Бо­га.

Отец Эм­ма­ну­ил: Да, ес­ли мы го­ворим об ис­тинном име­ни Бо­га, то дол­жны ска­зать «Хрис­тос». В на­шей ре­лигии есть Тро­ица: Отец, Сын и Свя­той Дух. Мы по­лага­ем, что уз­нать имя Бо­га мож­но толь­ко че­рез от­кро­вение от Сы­на Бо­га. И И­исус Хрис­тос от­крыл нам имя От­ца, по­это­му мы счи­та­ем имя «Хрис­тос» име­нем Бо­га, по­лучен­ным от Не­го че­рез от­кро­вение.

Шрила Прабхупада и монах-бенедиктинец Эммануил Юнгклауссен во время утренней прогулки во Франкфурте-на-Майне 1974 г.

Шри­ла Праб­ху­пада: Фак­ти­чес­ки нет раз­ни­цы — Криш­на или Хрис­тос, имя од­но и то же. Глав­ное — сле­довать ука­зани­ям ве­дичес­ких пи­саний, ре­комен­ду­ющих в этот век вос­пе­вать имя Бо­га. Са­мый лег­кий путь — пов­то­рять ма­ха-ман­тру: Ха­ре Криш­на, Ха­ре Криш­на, Криш­на Криш­на, Ха­ре Ха­ре / Ха­ре Ра­ма, Ха­ре Ра­ма, Ра­ма Ра­ма, Ха­ре Ха­ре. Ра­ма и Криш­на — име­на Бо­га, а Ха­ре — энер­гия Бо­га. Так что, ког­да мы пов­то­ря­ем ма­ха-ман­тру, мы об­ра­ща­ем­ся к Бо­гу и Его энер­гии. Эта энер­гия бы­ва­ет двух ви­дов: ду­хов­ная и ма­тери­аль­ная. Сей­час мы на­ходим­ся в ког­тях ма­тери­аль­ной энер­гии, по­это­му мы мо­лим Криш­ну о том, что­бы Он ми­лос­ти­во ос­во­бодил нас от слу­жения ма­тери­аль­ной энер­гии и поз­во­лил слу­жить ду­хов­ной. В этом суть на­шей фи­лосо­фии. Ха­ре Криш­на оз­на­ча­ет: «О энер­гия Бо­га, о Бог (Криш­на), по­жалуй­ста, зай­ми ме­ня слу­жени­ем Те­бе». Мы дол­жны слу­жить че­му-ни­будь, по­тому что та­кова на­ша при­рода. Так или ина­че мы ста­ли слу­жить ма­тери­аль­ным ве­щам, но, ког­да это слу­жение пре­об­ра­зу­ет­ся в слу­жение ду­хов­ной энер­гии, на­ша жизнь ста­новит­ся со­вер­шенной. Прак­ти­ка бхак­ти-й­оги (лю­бов­но­го слу­жения Бо­гу) под­ра­зуме­ва­ет, что че­ловек ос­во­бож­да­ет­ся от все­воз­можных внеш­них са­мо­отож­дест­вле­ний ти­па «ин­дус», «му­суль­ма­нин», «хрис­ти­анин» и то­му по­доб­но­го и прос­то слу­жит Бо­гу. Мы соз­да­ли хрис­ти­ан­скую, ин­ду­ист­скую и му­суль­ман­скую ре­лигии, но, ког­да мы при­дем к ре­лигии без внеш­них оп­ре­деле­ний, в ко­торой не бу­дем счи­тать се­бя ни ин­ду­сами, ни хрис­ти­ана­ми, ни му­суль­ма­нами, тог­да смо­жем го­ворить о чис­той ре­лигии, бхак­ти.

Отец Эм­ма­ну­ил: Мук­ти?

Шри­ла Праб­ху­пада: Нет, бхак­ти. Ког­да мы го­ворим о бхак­ти, это под­ра­зуме­ва­ет и мук­ти (ос­во­бож­де­ние от ма­тери­аль­ных стра­даний). Без бхак­ти не мо­жет быть мук­ти, но ес­ли мы дей­ству­ем с по­зиций бхак­ти, то мук­ти под­ра­зуме­ва­ет­ся. Об этом го­ворит­ся в «Бха­гавад-ги­те» (14.26):

мам ча йо 'вй­аб­хи­чаре­на
бхак­ти-й­оге­на се­вате
са гу­нан са­матитй­а­итан
брах­ма-бхуй­айа кал­па­те

«Тот, кто пол­ностью от­да­ет се­бя пре­дан­но­му слу­жению, ни при ка­ких об­сто­ятель­ствах не от­кло­ня­ясь от это­го пу­ти, пре­одо­лева­ет гу­ны ма­тери­аль­ной при­роды и дос­ти­га­ет уров­ня Брах­ма­на».

Отец Эм­ма­ну­ил: Брах­ман — это Криш­на?

Шри­ла Праб­ху­пада: Криш­на — это Па­раб­рахман. Брах­ман осоз­на­ет­ся в трех ас­пектах: как без­личный Брах­ман, как ло­кали­зован­ная Па­рамат­ма и как лич­нос­тный Брах­ман. Криш­на — лич­ность, и Он яв­ля­ет­ся Вер­ховным Брах­ма­ном, так как в ко­неч­ном сче­те Бог — лич­ность. Это под­твержда­ет­ся в «Шри­мад-Бха­гава­там» (1.2.11):

ва­дан­ти тат тат­тва-ви­дас
тат­твам й­адж джна­нам ад­вай­ам
брах­ме­ти па­рамат­ме­ти
бха­гаван ити шабдй­ате

«Све­дущие тран­сцен­дента­лис­ты, поз­навшие Аб­со­лют­ную Ис­ти­ну, на­зыва­ют эту нед­вой­ствен­ную суб­стан­цию Брах­ма­ном, Па­рамат­мой или Бха­гава­ном».

 Пос­ти­жение Бо­га как ас­пекта Вер­ховной Лич­ности — вер­ши­на осоз­на­ния Бо­га. Он об­ла­да­ет во всей пол­но­те шестью дос­то­яни­ями: Он са­мый силь­ный, са­мый бо­гатый, са­мый прек­расный, са­мый зна­мени­тый, са­мый муд­рый и са­мый от­ре­шен­ный.

Отец Эм­ма­ну­ил: Да, я сог­ла­сен.

Шри­ла Праб­ху­пада: Пос­коль­ку Бог аб­со­лютен, Его имя, фор­ма и ка­чес­тва так­же аб­со­лют­ны и не­от­личны от Не­го Са­мого. Сле­дова­тель­но, вос­пе­вая свя­тое имя Бо­га, мы не­пос­редс­твен­но об­ща­ем­ся с Ним. Об­ща­ясь с Бо­гом, че­ловек при­об­ре­та­ет бо­жес­твен­ные ка­чес­тва и, пол­ностью очис­тившись, вхо­дит в круг приб­ли­жен­ных Вер­ховно­го Гос­по­да.

Отец Эм­ма­ну­ил: Но на­ше по­нима­ние име­ни Бо­га ог­ра­ничен­но.

Шри­ла Праб­ху­пада: Да, мы ог­ра­ничен­ны, но Бог без­гра­ничен. И пос­коль­ку Он без­гра­ничен, то есть аб­со­лютен, у Не­го бес­ко­неч­ное мно­жес­тво имен, каж­дое из ко­торых есть Бог. Мы мо­жем осоз­нать Его име­на в той сте­пени, в ка­кой раз­вит наш ду­хов­ный ра­зум.

Отец Эм­ма­ну­ил: Мож­но за­дать воп­рос? Мы, хрис­ти­ане, так­же про­пове­ду­ем лю­бовь к Бо­гу и пы­та­ем­ся дос­тичь люб­ви к Бо­гу и слу­жить Ему всем сер­дцем и ду­шой. Так в чем же раз­ни­ца меж­ду ва­шим Дви­жени­ем и на­шим? По­чему вы по­сыла­ете сво­их уче­ников в за­пад­ные стра­ны про­пове­довать лю­бовь к Бо­гу, ес­ли Еван­ге­лие И­ису­са Хрис­та не­сет то же са­мое пос­ла­ние?

Шри­ла Праб­ху­пада: Проб­ле­ма в том, что хрис­ти­ане не сле­ду­ют за­пове­дям Бо­га. Вы сог­ласны?

Отец Эм­ма­ну­ил: Да, в зна­читель­ной ме­ре вы пра­вы.

Шри­ла Праб­ху­пада: Так в чем же тог­да смысл люб­ви к Бо­гу, ко­торую про­пове­ду­ют хрис­ти­ане? Ес­ли вы на­руша­ете во­лю Бо­га, где же ва­ша лю­бовь? По­это­му мы приш­ли учить лю­дей то­му, что зна­чит лю­бить Бо­га: ес­ли вы лю­бите Его, вы не мо­жете не по­вино­вать­ся Его во­ле. Ес­ли же вы не по­вину­етесь Ему, то у вас нет нас­то­ящей люб­ви.

Лю­ди во всем Лю­ди во всем ми­ре лю­бят не Бо­га, а сво­их со­бак. По­это­му Дви­жение соз­на­ния Криш­ны не­об­хо­димо, что­бы на­учить лю­дей, как воз­ро­дить в се­бе за­бытую лю­бовь к Бо­гу. Ви­нова­ты не толь­ко хрис­ти­ане, но и ин­ду­сы, му­суль­ма­не и все ос­таль­ные. Они на­веси­ли на се­бя яр­лы­ки «хрис­ти­анин», «ин­дус», «му­суль­ма­нин», но не по­вину­ют­ся Бо­гу. Вот в чем проб­ле­ма.

Гость: Мо­жете ли вы ска­зать, в чем вы­ража­ет­ся не­пови­нове­ние хрис­ти­ан?

Шри­ла Праб­ху­пада: Ко­неч­но. Преж­де все­го, со­дер­жа бой­ни, они на­руша­ют за­поведь «не убий». Вы сог­ласны, что эта за­поведь на­руша­ет­ся?

Отец Эм­ма­ну­ил: Лич­но я сог­ла­сен.

Шри­ла Праб­ху­пада: Хо­рошо. Сле­дова­тель­но, ес­ли хрис­ти­ане хо­тят лю­бить Бо­га, они дол­жны прек­ра­тить уби­вать жи­вот­ных.

Отец Эм­ма­ну­ил: Но раз­ве са­мый важ­ный мо­мент — это не...

Шри­ла Праб­ху­пада: Ес­ли вы про­пус­ти­те хо­тя бы од­но дей­ствие, ва­ши вы­чис­ле­ния бу­дут оши­боч­ны. Не­зави­симо от то­го, что вы бу­дете по­том при­бав­лять или от­ни­мать, ошиб­ка уже вкра­лась в рас­че­ты, и все, что пос­ле­ду­ет за этим, бу­дет не­вер­но. Мы не мо­жем прос­то при­нять ту часть пи­саний, ко­торая нам нра­вит­ся, от­вергая ту, ко­торая нам не нра­вит­ся, и при этом на­де­ять­ся по­лучить нуж­ный ре­зуль­тат. Нап­ри­мер, ку­рица от­кла­дыва­ет яй­ца зад­ней частью те­ла, а ест клю­вом. Фер­мер мо­жет ре­шить: «Пе­ред­няя часть ку­рицы мне слиш­ком до­рого об­хо­дит­ся, по­тому что я дол­жен ее кор­мить. Не луч­ше ли от­ре­зать ее?» Но без го­ловы не бу­дет боль­ше и я­иц, по­тому что те­ло мер­тво. Ана­логич­ным об­ра­зом, ес­ли мы от­вер­гнем труд­ную часть пи­саний и бу­дем по­вино­вать­ся то­му, что нам нра­вит­ся, то та­кая ин­тер­пре­тация не при­несет нам поль­зы. Мы дол­жны при­нимать все ука­зания пи­саний так, как они да­ны, а не толь­ко те из них, ко­торые нас ус­тра­ива­ют. Ес­ли вы на­руша­ете пер­вую за­поведь — «не убий», то как мож­но го­ворить о люб­ви к Бо­гу?

Гость: Хрис­ти­ане счи­та­ют, что эта за­поведь от­но­сит­ся к лю­дям, а не к жи­вот­ным.

Шри­ла Праб­ху­пада: Это оз­на­чало бы, что Хрис­тос был не­дос­та­точ­но ра­зумен, что­бы упот­ре­бить вер­ное сло­во — «убий­ство че­лове­ка». Есть «уби­ение» и «убий­ство». «Убий­ство» от­но­сит­ся толь­ко к че­лове­ку. Вы по­лага­ете, И­исус Хрис­тос был не­дос­та­точ­но ра­зумен, что­бы упот­ре­бить пра­виль­ное сло­во «убий­ство» вмес­то сло­ва «уби­ение»? «Уби­ение» под­ра­зуме­ва­ет лю­бого ро­да убий­ство, в осо­бен­ности убий­ство жи­вот­ных. Ес­ли бы Хрис­тос имел в ви­ду толь­ко убий­ство лю­дей, он упот­ре­бил бы сло­во «убий­ство».

Фото из самадхи Шрилы Прабхупады в Маяпуре. Изображение беседы

Отец Эм­ма­ну­ил: Но в Вет­хом за­вете за­поведь «не убий» от­но­сит­ся имен­но к че­лове­ку. И ког­да И­исус ска­зал: «Не убий», он рас­ши­рил смысл этой за­пове­ди: че­ловек дол­жен не толь­ко воздержи­вать­ся от убий­ства дру­гого че­лове­ка, но и от­но­сить­ся к не­му с лю­бовью. Он ни­ког­да не го­ворил об от­но­шени­ях лю­дей с дру­гими жи­выми су­щес­тва­ми, а толь­ко о вза­имо­от­но­шени­ях меж­ду людь­ми. Ког­да он го­ворил: «Не убий», он имел в ви­ду так­же умс­твен­ный и эмо­ци­ональ­ный ас­пект: что вы не дол­жны ни­кого ос­кор­блять или при­чинять ко­му бы то ни бы­ло боль, пло­хо об­ра­щать­ся с кем-ли­бо и т.д.

Шри­ла Праб­ху­пада: Мы сей­час не ка­са­ем­ся Вет­хо­го или Но­вого за­вета, мы го­ворим толь­ко о сло­вах, упот­реблен­ных в за­пове­дях. Ес­ли вы хо­тите ин­тер­пре­тиро­вать эти сло­ва — дру­гое де­ло. Нам по­нятен пря­мой смысл. «Не убий» оз­на­ча­ет: «хрис­ти­ане не дол­жны уби­вать». Вы мо­жете ис­толко­вывать их как вам угод­но, что­бы про­дол­жать дей­ство­вать по-преж­не­му, но для нас оче­вид­но, что в этом нет нуж­ды. Ис­толко­вывать нуж­но тог­да, ког­да смысл не­ясен. Но здесь смысл впол­не ясен. «Не убий» — нед­вусмыс­ленное ука­зание. За­чем его ин­тер­пре­тиро­вать?

Отец Эм­ма­ну­ил: А раз­ве упот­ребле­ние в пи­щу рас­те­ний не яв­ля­ет­ся так­же убий­ством?

Шри­ла Праб­ху­пада: Вай­шнав­ская фи­лосо­фия учит, что без не­об­хо­димос­ти нель­зя уби­вать да­же рас­те­ния. В «Бха­гавад-ги­те» (9.26) Криш­на го­ворит:

пат­рам пуш­пам пха­лам той­ам
йо ме бхактйа прай­ач­чха­ти
тад ахам бхактй-упах­ри­там
аш­на­ми прай­атат­ма­нах

«Ес­ли че­ловек с лю­бовью и пре­дан­ностью под­не­сет Мне лис­ток, цве­ток, плод или нем­но­го во­ды, Я неп­ре­мен­но при­му его под­но­шение».

Мы пред­ла­га­ем Криш­не толь­ко ту пи­щу, ко­торую Он про­сит, и съ­еда­ем ос­татки. Ес­ли бы под­но­шение ве­гета­ри­ан­ской пи­щи Криш­не бы­ло гре­хов­но, то это был бы грех Криш­ны, а не наш. Но Бог есть апа­па-вид­дха, то есть пос­ледс­твия гре­хов не зат­ра­гива­ют Его. Он по­добен сол­нцу, ко­торое так мо­гущес­твен­но, что мо­жет очис­тить да­же мо­чу, на что мы не спо­соб­ны. Криш­на так­же по­добен ца­рю, ко­торый мо­жет при­казать по­весить убий­цу, но сам, об­ла­дая всей пол­но­той влас­ти, не под­ле­жит на­каза­нию. При­нимать пи­щу, пред­ло­жен­ную сна­чала Гос­по­ду, — это неч­то вро­де убий­ства, со­вер­ша­емо­го сол­да­том во вре­мя вой­ны. Ес­ли на вой­не ко­ман­дир при­казы­ва­ет сол­да­ту ата­ковать, пос­лушный сол­дат, уби­ва­ющий вра­га, по­луча­ет ме­даль. Но ес­ли тот же сол­дат убь­ет ко­го-ли­бо са­моволь­но, он по­несет на­каза­ние. Ана­логич­но это­му, ког­да мы едим толь­ко пра­сад (ос­татки пи­щи, пред­ло­жен­ной Криш­не), мы не со­вер­ша­ем ни­како­го гре­ха. Это под­твержда­ет­ся в «Бха­гавад-ги­те» (3.13):

й­ад­жна-шиш­та­шинах сан­то
мучй­ан­те сар­ва-кил­би­ша­их
бхун­джа­те те тв аг­хам па­па
йе па­чантй ат­ма-ка­ранат

«Пре­дан­ные слу­ги Гос­по­да ос­во­бож­да­ют­ся от всех ви­дов гре­ха, ибо едят пи­щу, ко­торая бы­ла при­несе­на в жер­тву Гос­по­ду. Те же, кто го­товит пи­щу ра­ди то­го, что­бы са­мим нас­лаждать­ся ею, во­ис­ти­ну, вку­ша­ют один лишь грех».


Отец Эм­ма­ну­ил: Криш­на не мо­жет раз­ре­шить есть жи­вот­ных?

Шри­ла Праб­ху­пада: Мо­жет, но в жи­вот­ном царс­тве. Ци­вили­зован­но­му че­лове­ку, ре­лиги­оз­но­му че­лове­ку не по­доба­ет уби­вать и есть жи­вот­ных. Ес­ли вы прек­ра­тите уби­вать жи­вот­ных и нач­не­те вос­пе­вать свя­тое имя Хрис­та, то дос­тигне­те со­вер­шенс­тва. Я при­шел не учить вас, а толь­ко про­сить: по­жалуй­ста, вос­пе­вай­те свя­тое имя Бо­га. Биб­лия тре­бу­ет от вас то­го же. Да­вай­те в доб­ром сог­ла­сии сот­рудни­чать друг с дру­гом и вос­пе­вать свя­тое имя, и, ес­ли у вас есть пре­дубеж­де­ние про­тив пов­то­рения име­ни Криш­ны, пов­то­ряй­те «Хрис­тос» или же «Криш­та» — раз­ни­цы нет. Шри Чай­танья ска­зал: нам­нам ака­ри ба­худ­ха нид­жа-сар­ва-шак­тих — «У Бо­га мил­ли­оны имен, и так как меж­ду име­нем Бо­га и Им Са­мим нет раз­ни­цы, каж­дое из этих имен об­ла­да­ет той же си­лой, что и Сам Бог». По­это­му да­же ес­ли вы при­нима­ете внеш­ние обоз­на­чения ти­па «ин­дус», «хрис­ти­анин» или «му­суль­ма­нин», но при этом прос­то вос­пе­ва­ете имя Бо­га, име­юще­еся в ва­ших собс­твен­ных пи­сани­ях, вы дос­тигне­те ду­хов­но­го уров­ня. Жизнь да­на че­лове­ку для са­мо­осоз­на­ния, то есть для то­го, что­бы на­учить­ся лю­бить Бо­га. В этом зак­лю­ча­ет­ся под­линное ве­личие че­лове­ка. Ис­полня­ете вы этот долг как ин­дус, хрис­ти­анин или му­суль­ма­нин, зна­чения не име­ет, глав­ное, ис­полняй­те его!

Отец Эм­ма­ну­ил: Я сог­ла­сен.

Шрила Прабхупада и монах-бенедиктинец Эммануил Юнгклауссен во время утренней прогулки во Франкфурте-на-Майне 1974 г.

Шри­ла Праб­ху­пада: (ука­зывая на чет­ки для ме­дита­ции со 108 бу­сина­ми) У нас всег­да при се­бе эти бу­сы, как и у вас — ва­ши чет­ки. Вы пов­то­ря­ете свя­тое имя, но по­чему его не пов­то­ря­ют и дру­гие хрис­ти­ане? По­чему они упус­ка­ют эту воз­можность, пре­дос­тавлен­ную им как че­лове­чес­ким су­щес­твам? Кош­ки и со­баки не мо­гут пов­то­рять имя Бо­га, но мы мо­жем, по­тому что у нас есть че­лове­чес­кий язык. От пов­то­рения свя­тых имен Бо­га мы ни­чего не по­теря­ем, а на­обо­рот, мно­го по­лучим. Мои уче­ники пос­то­ян­но чи­та­ют ман­тру Ха­ре Криш­на. Они то­же мог­ли бы хо­дить в ки­но или де­лать мно­го дру­гих ве­щей, но они от­ка­зались от все­го это­го. Они не едят ни ры­бы, ни мя­са, ни я­иц, не упот­ребля­ют одур­ма­нива­ющих ве­ществ, не пь­ют, не ку­рят, не учас­тву­ют в азар­тных иг­рах, не спе­кули­ру­ют и не всту­па­ют в не­доз­во­лен­ные сек­су­аль­ные свя­зи. Они вос­пе­ва­ют свя­тое имя Бо­га. Ес­ли вы за­хоти­те сот­рудни­чать с на­ми, иди­те в цер­кви и пов­то­ряй­те «Хрис­тос», «Криш­та» или «Криш­на». Что мож­но воз­ра­зить про­тив это­го?

Отец Эм­ма­ну­ил: Ни­чего. Со сво­ей сто­роны, я был бы рад при­со­еди­нить­ся к вам.

Шри­ла Праб­ху­пада: Нет, мы го­ворим с ва­ми как с пред­ста­вите­лем хрис­ти­ан­ской цер­кви. Вмес­то то­го что­бы дер­жать цер­кви зак­ры­тыми, по­чему бы вам не от­дать их нам? Мы бы пос­то­ян­но вос­пе­вали там свя­тое имя Бо­га. Во мно­гих мес­тах мы ку­пили цер­кви, ко­торые бы­ли прак­ти­чес­ки зак­ры­ты, по­тому что их ник­то не по­сещал. В Лон­до­не я ви­дел сот­ни зак­ры­тых или ис­поль­зу­ющих­ся в мир­ских це­лях цер­квей. Мы ку­пили од­ну та­кую цер­ковь в Лос-Ан­дже­лесе. Ее про­дали, по­тому что ее ник­то не по­сещал, но ес­ли зай­де­те в нее се­год­ня, то уви­дите там ты­сячи лю­дей. Каж­дый ра­зум­ный че­ловек мо­жет за пять ми­нут по­нять, кто та­кой Бог. Для это­го не тре­бу­ет­ся пя­ти ча­сов.

Отец Эм­ма­ну­ил: Я по­нимаю.

Шри­ла Праб­ху­пада: Но лю­ди не по­нима­ют это­го. Их бе­да в том, что они не хо­тят по­нимать.

Гость: Я ду­маю, пос­ти­жение Бо­га — воп­рос не ра­зума, а сми­рения.

Шри­ла Праб­ху­пада: Сми­рение и оз­на­ча­ет ра­зум. Сми­рен­ные и крот­кие нас­ле­ду­ют царс­тво Бо­жие. Это ска­зано в Биб­лии, не так ли? Но по фи­лосо­фии не­годя­ев каж­дый яв­ля­ет­ся Бо­гом, и се­год­ня эта идея ста­ла очень по­пуляр­ной. По­это­му ни у ко­го нет ни сми­рения, ни кро­тос­ти. Ес­ли счи­тать се­бя Бо­гом, от­ку­да взять­ся сми­рению и кро­тос­ти? По­это­му я учу сво­их уче­ников то­му, как стать сми­рен­ны­ми и крот­ки­ми. Они всег­да кла­ня­ют­ся в хра­ме и сво­ему ду­хов­но­му учи­телю, и та­ким об­ра­зом ду­хов­но прог­ресси­ру­ют. Сми­рение и кро­тость поз­во­ля­ют очень быс­тро прий­ти к ду­хов­но­му са­мо­осоз­на­нию. В ве­дичес­ких пи­сани­ях го­ворит­ся: «Тем, чья ве­ра в Бо­га и ду­хов­но­го учи­теля, яв­ля­юще­гося Его пред­ста­вите­лем, не­поко­леби­ма, сам со­бой от­кры­ва­ет­ся весь смысл ве­дичес­ких пи­саний».

Отец Эм­ма­ну­ил: Но не зна­чит ли это, что с та­ким же сми­рени­ем нуж­но от­но­сить­ся и ко всем ос­таль­ным?

Шри­ла Праб­ху­пада: Да, но есть два ви­да вы­раже­ния поч­те­ния: осо­бый и обык­но­вен­ный. Шри Криш­на Чай­танья учил, что мы не дол­жны рас­счи­тывать на поч­те­ние к се­бе со сто­роны дру­гих, но всег­да дол­жны быть го­товы вы­разить свое поч­те­ние лю­бому, да­же ес­ли он не­поч­ти­телен к нам. Од­на­ко Бо­гу и Его чис­то­му пре­дан­но­му нуж­но ока­зывать осо­бое поч­те­ние.

Отец Эм­ма­ну­ил: Да, я сог­ла­сен.

Шри­ла Праб­ху­пада: Я ду­маю, хрис­ти­ан­ским свя­щен­ни­кам сле­ду­ет сот­рудни­чать с Дви­жени­ем соз­на­ния Криш­ны. Им нуж­но пов­то­рять имя «Хрис­тос» или «Крис­тос» и не пот­ворс­тво­вать убий­ству жи­вот­ных. Это впол­не со­от­ветс­тву­ет уче­нию Биб­лии; это не моя собс­твен­ная фи­лосо­фия. По­жалуй­ста, пос­ту­пай­те так, и вы уви­дите, как из­ме­нит­ся по­ложе­ние в ми­ре.

Отец Эм­ма­ну­ил: Боль­шое вам спа­сибо.

Шри­ла Праб­ху­пада: Ха­ре Криш­на.




Видео
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика