В год 70-летия дипломатических отношений между Россией и Индией Яна Кремнёва, корреспондент сайта moslenta.ru, побывала в Московском центре индийской культуры на Куусинена, 19 и еще нескольких «индийских» точках столицы и рассказала в своей статье, где найти настоящую философию «мейд ин индия» и лучшую индийскую кухню. Орфография и пунктуация автора сохранены.
В 2017-м дипломатическим отношениям России и Индии 70 лет. В крупных городах России, в том числе и в Москве, с мая начались торжества, которые помогут познакомиться с индийской культурой. МОСЛЕНТА узнала, как найти Индию в столице, сколько лет индийской Москве и в какие точки города идти за философией и этнической пищей.
«Намасте, Россия!», — так здоровается Индия в год 70-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. На санскрите намасте — это традиционное приветствие и прощание, поклон, а еще жест, которым индиец выражает почтение. Это и философия общения, и стадии знакомства со всем новым, и подход к жизни.
Столица впервые познакомилась с индийским «намасте» в конце 70-х. Тогда в Москву приехал индуистский вайшнавский проповедник - Бхактиведанта Свами Прабхупада. После его визита в столице появился его первый последователь вайшнавизма — Анатолий Пиняев. Так в СССР пришла идея о том, что богом можно называть Кришну, а по улицам столицы зашагали первые адепты Общества сознания Кришны.
«В 70-е в Москве появились первые переписанные экземпляры Бхагавадгита (древнеиндийские религиозно-философские тексты – ред.). Йога и мистические практики – это уже конец 80-х, — рассказывает Игорь Аниканов, изучающий индуизм почти 20 лет и несколько лет работавший в московском Центре индийской культуры. — На начало 90-х пришлось очень активное распространение индийской литературы. Насколько я помню, в 1989-м зарегистрировали первую религиозную индуистскую организация. Это и было общество сознания Кришны. Духовная культура Индии буквально накрыла России в середине 90-х. У кришнаитов было даже свое радио, которое слушали порядка 200 тысяч человек в день. В метро были постеры вроде «читай Бхагавадгита как она есть».
Пока режим советской власти диктовал свои условия, индуистам приходилось собираться тайно. Многие из них становились узниками совести. Но после празднования в столице столетия первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в 1989 году здесь открыли культурный центр его имени. С тех пор увлечение индийской традицией было практически «официально» признано. Сегодня этот центр — один из двух самых крупных и известных среди увлеченных индийской культурой в столице.
В его здание на улице Воронцово поле, недалеко от метро Чкаловская, изучают хинди, классический танец «Катхак», йогу и игру на ударном музыкальном инструменте — табла. Здесь танцуют «бхаратанатьям», «кучипуди», «мохиниаттам», «одисси», занимаются боевым искусством каларипаятту.
«Центр имени Джавахарлала Неру, скорее культурологический, это ведь госучереждение. Неформальный центр индийской культуры с аутентичной алтарной частью, поклонениями, священнослужителями и жрецами находится на улице Куусинена. По праздникам там собирается 3-4 тысячи человек. Есть и культурный центр на Кисельном переулке. Там проходят лекции и богослужения»,- объясняет Игорь Аниканов.
Вторая столичная точка, в которой индуисты собираются тысячами — центр индийской культуры на Куусинена.
«Его открыл посол Индии 4 года назад. Здесь есть танцы, музыка, йога, в зале примерно на тысячу человек проводятся все праздники, но людей собирается гораздо больше, — рассказывает директор центра Санджит Джха. — Здесь учат играть на индийских музыкальных инструментах, изучают хинди и санскрит, занимаются астрологией. Индийская кухня тоже тут. Все, чтобы человек просто почувствовал себя счастливым, нашел умственный и душевный покой».
По словам Санджита Джха, в столице примерно 10 тысяч индийцев, и еще несколько тысяч тех, кто изучает индийскую традицию. Центр индийской культуры открыт для представителей любых духовных направлений. Сегодня в Москве можно встретить представителей как минимум трех течений индуизма – вайшнавов, шиваитов и адептов шактизма. По словам Игоря Аниканова, больше всего — кришнаитов, достаточно и представителей шактизма, а вот сторонников Шивы — меньше. Есть еще небольшая община сикхов.
«Буддисты к нам тоже приходят, — объясняет Санджита Джха. — Могут зайти и люди не религиозные, не изучающие никаких философских школ. Даже на праздник — пожалуйста. В Дели, например, работает русский культурный центр. Он ведь для всех открыт. На прошлой неделе у нас был вечер индийской поэзии, приехали поэты из Индии, и приходили люди, которые просто интересуются литературой. В августе в Сокольниках будет большой праздник — день Индии, а 15 августа у нас день явления Кришны. Это как рождество для индусов. В этом году он совпадает с днем независимости Индии. Ну а так в нашем календаре почти каждый день – это праздник».
Заключительные слова Санджита Джха — правда. Уже 9-12 июня тысячи индуистов соберутся в центре на фестиваль Брахмотсава — для почитания главных божеств московской общины вайшнавов. У божеств, кстати, есть даже свой сайт — настолько серьезно индуисты относятся к пребыванию их светлостей в Москве.
В храме Шри-Шри Даял-Нитай Шачисуты на улице Куусинена — одном из нескольких мест для служения в Москве – чувствуешь себя как в райском саду. Стены, окрашенные в нежные тона, ведут к потолку с гигантскими розами, сделанными руками местных жриц. Вокруг — запахи сирени. Здесь не принято ставить в вазы даже те цветы, которые только начали увядать. Алтарь – словно продолжение этого благоухающего сада, а его самые яркие цветы — божества.
«Алтарь у нас высокого стандарта. Не только для Европы, но и для Индии. Это очень точная детализация: фигуры, одеяния божеств, украшения», — объясняет сотрудник отдела по связям с общественностью центра обществ сознания Кришны Юрий Плешаков.
В храме атмосфера теплого лета. На полу и вокруг одной из колонн лежат музыкальные инструменты: звонкие тарелочки короталы, рокочущая мриданга и небольшая фисгармония.
«По воскресеньям здесь собирается много людей, а в субботы индийцы встречаются на духовных вечерах . Лекторы читают здесь священное писание, беспрерывно уже в течение многих лет – с начала до конца, а потом заново», — рассказывает Юрий.
Пока мы разговариваем, женщина пуджари (священнослужитель — прим. ред.) раскладывает новые цветы у алтаря. Как послушная хозяйка она «кормит» божеств несколько раз в день. Такая служба начинается около 4-х утра, а заканчивается вечером через 16 часов независимо от дня недели.
«Как лучше всего порадовать бога? Цветы, огонь и вода», — Юрий провожает пуджари взглядом.
Но несмотря на запах теплого времени года и яркие краски, разбросанные по храму, здесь грустит Ядо Харидас. Хранитель воспоминаний о первых встречах кришнаитов еще в советском союзе, приехавший в Москву с Кавказа, Ядо чаще думает о земном страдании, а свободное от служения время посвящает кулинарному делу.
«Сюда мы пришли, чтобы забыть бога, здесь мы страдаем и отсюда нам выбираться. Вы находитесь в иллюзии, через 3 часа вам захочется кушать, а вы говорите, что не страдаете. Будет и старость, и болезнь, и смерть. Человек добывает деньги, пропитание, но людям кажется, что жизнь — это радость. Страдания люди принимают за счастье. Вечна только душа», — тихо рассказывает Ядо.
Аюрведическое питание, а именно его принципов чаще всего придерживаются индуисты и просто увлеченные индийской культурой, признано не одним кафе Москвы. «Мне приятно находиться в кафе Джаганнат, их меню основано на аюрведической диете, вегетарианской. Есть хорошее кафе Ганга. В центре индийской культуры можно найти вегетерианскую «Сатву», — рассказывает Игорь Аниканов.
Столичные индийские рестораны, давно практикуют и сочетания до нескольких десятков специй в одном блюде.
«Специи лечат. Например, куркума чистит кровь. Ее рекомендуют даже при высыпаниях на теле. Черный перец и имбирь помогают при пищеварении», — объясняет Хари-канта деви даси в одном из этнических магазинов Москвы.
В столице сегодня можно найти даже «благостные» молочные продукты. Коровы, от которых получают нужное сырье, слушают мантры. Такие, по словам продавцов в лавке индийского культурного центра на Куусинена, пасутся в Калужской области.
«Есть и другие полезные продукты. Например, кэроб — это порошок рожкового дерева. Натуральный заменитель шоколада, его пьют вместо какао. Цвет и вкус — такие же. Есть и вегетарианская колбаса, ее основа — пшеница, плюс добавляются специи. Из сладостей питательный бурфи – сливочный десерт с кунжутом», — отвечает на мои расспросы Хари-канта деви даси».
На прилавке напротив — индийская одежда, детские раскраски с героем Кришной, украшения для женщин и алтарных богов. Найти это в столице уже легко, не нужно идти даже в специальные этно-магазины. Индия и сама идет нам на встречу. Осталось сблизиться и сказать «намасте».
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта