Непростая тема для разговора, потому как в сознании людей последователи Сознания Кришны чаще всего предстают именно фанатиками и сектантами. Википедия определяет фанатизм как слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической сферах; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Вроде бы, ничего общего с истиной, поведанной в Бхагавад-Гите, где говорится о чистой любви, бескорыстном служении Богу и внутреннем самосовершенствовании. Тем не менее, именно кришнаиты зачастую дают повод для навешивания ярлыков: не так одеваются, не так говорят, не так едят, не так думают, а еще убеждают, доказывают и не хотят ничего менять в своем образе жизни - значит, ненормальные, значит, фанатики.
Учителя в духовной традиции Сознания Кришны обращают внимание, что, действительно, фанатизм присущ, причем, не только вайшнавам, однако захватывает он умы лишь тех, кто находится на самом начальном этапе духовного развития, тех, чья вера еще очень слаба. Именно поэтому любые отступления от правил или поведение обычных людей вызывает в таких людях бурю эмоций и стремление "научить, как правильно". Через этот этап проходят многие, кто-то проживает это внутри, кто-то, менее сдержанный, выносит свои сомнения на люди.
Один из самых главных ведических принципов, которые озвучивал и доносил до людей Шрила Прабхупада, звучит как "время, место, обстоятельства". Иными словами, если в данное время, в данном месте и в таких обстоятельствах вы можете соблюдать правила и нормы и делать так, как предписывают древние книги, делайте это, делайте как можно лучше. Если нет - делайте по-другому, но тоже старайтесь как можно лучше. Главное - это то, что идет от сердца, идет с любовью, а насколько правильным это будет - решит Господь.
К примеру, вайшнавы всю пищу предлагают Господу, освящяя ее тем самым. Делают это из любви. По "правилам" необходимо, чтобы пища находилась на алтаре минут 10-15, пока Господь вкушает. Однако бывает так, что захотел есть маленький ребенок. Держать его голодным еще в течение четверти часа и будет проявлением того самого фанатизма, поскольку в сложившихся обстоятельствах можно также с любовью предложить пищу Господу, помолиться и, не дожидаясь истечения положенного времени, накормить ребенка.
Шрила Прабхупада говорил, что практичность - наш принцип. Он учил нас применять наставления священных писаний в соответствии с временем, местом и обстоятельствами.
Известный проповедник, философ и художник Александр Хакимов (Чайтанья Чандра Чаран прабху) говорит о том, что судить о той или иной религии мы должны по ее лидерам:
«Дерево познается по плодам. Если мы хотим понять, что такое настоящая религия, мы должны смотреть на великие примеры. Иисус Христос, пророк Мухаммед, Шри Чайтанья — это самые великие святые. Мы должны смотреть на них — тогда мы не будем сбиты с толку. Так что это наш выбор: что мы выберем в религии. Если мы выбираем самую чистую часть любой религии — это истинная религия».
Фактически, фанатиков трудно назвать людьми верующими - Максим Осипов (Мадана Мохан прабху) в своем семинаре «Что такое хорошо и что такое плохо» приравнивает религиозных фанатиков к атеистам:
«Чаще всего такая философия порождает, кого? Фанатиков. Людей, которые в жертву своих религиозных убеждений могут принести кого угодно. Например, во Имя Бога могут врезаться на самолете в башню. И считать это великим и благим делом. Между ними и атеистами на поверку, в этой ситуации, оказывается очень мало разницы. Для атеистов отсутствие Бога является оправданием их желаний. Вседозволенности. Бога нет и поэтому можно делать все, что угодно. А для этих людей наличие Бога, который только с нами, наш крестный Отец, который только наш единственный Бог, пророк, является оправданием вседозволенности. Он с нами. Он позволяет нам делать все, что угодно ради Него. Первые - абсолютно безэтичные люди, вторые, получается, - точно такие же. Они верят в Бога, как в Того, Кто покрывает все и прощает. И нет никакой разницы, ни в том, ни в другом случае. Одни и те же люди. И тех и других можно описать одними и теми же словами из "Бхагавад-гиты". Но парадокс - одни люди верующие, а другие атеисты. Одни могут быть материалистами, другие кришнаитами или кем-нибудь еще. Поэтому этика, в данном случае, становится размерной монетой наших собственных желаний. Поэтому здесь естественно возникают проблемы. Здесь Бог не нужен, а здесь Бог нужен. Настолько нужен, что мы все оправдываем целиком и полностью Его заповедями».
Мы обязаны применять наш разум к любому делу, особенно если это касается таких тонких вещей как любовь к Богу. Проблема лишь в том, что в кали-югу наш разум ослабевает, мы принимаем позывы своих чувств - развлекаться, вкусно кушать, наслаждаться жизнью - за голос разума, однако это не так. И чтобы не скатываться на уровень фанатиков, необходимо развивать разум, читая книги, повторяя святые имена и занимаясь преданным служением.
«Те, кто не научился любить Бога и своих ближних, требуют исполнения закона: «Побить камнями!» Но Иисус сказал: «Кто без греха, пусть первый бросит камень». Сначала — любовь. Религиозный фанатизм очень опасное проявление религии. Сначала должен быть хотя бы здравый смысл. На самом деле, религия дает жизнь всему человеческому обществу. Как Ганга — прекрасная полноводная река. По ее берегам бурлит жизнь. Но вырастают на этих берегах и колючий кустарник, и прекрасное манговое дерево. Так и религию можно превратить в яд, в колючки, если постоянно с кем-то враждовать. Есть люди, которые вообще склонны к тому, чтобы враждовать и религия здесь и не при чем».
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта