Экадаши – это одна из регулярных дат в календаре Вайшнавов. Она отмечается каждые одиннадцать дней (титхи) после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца. Даже в тринадцатый, или високосный месяц, называемый адхи-маса или пурушоттама-маса, который приходит каждые три года, и во время которого не празднуются фестивали, Экадаши все равно соблюдается. Экадаши известен как «день Господа Хари», и его называют матерью преданности. Одним из шестидесяти четырех методов преданного служения, перечисленных в книге Шрилы Рупы Госвами «Бхакти-расамрита-синдху», является соблюдение поста на Экадаши. В сущности, соблюдение Экадаши является одним из десяти основных принципов.
«Нектар Преданности», в котором Шрила Прабхупада кратко изложил «Бхакти-расамрита-синдху», утверждает: «В «Брахма-вайварта Пуране» говорится, что тот, кто соблюдает пост на Экадаши, освобождается от всех последствий греховной деятельности и прогрессирует в благочестивой практике. Основным принципом является не просто пост, но и увеличение веры и любви к Говинде, или Кришне. Настоящая причина соблюдения поста на Экадаши – это уменьшить потребности тела и занять наше время служением Господу, воспевая или осуществляя похожую деятельность. Лучшее занятие на время поста – это помнить об играх Говинды и постоянно слушать Его святые имена.
Далее, в «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада упоминает, что соблюдение Экадаши является стимулом (уддипана) к экстатической любви: «Некоторые вещи, которые дают импульс и пробуждают экстатическую любовь к Кришне – это Его трансцендентные качества, Его необычная деятельность, Его улыбающееся лицо, Его одежда и гирлянда, Его флейта, Его пастуший рожок, колокольчики на Его ногах, Его раковина, отпечатки Его ног, места Его игр (например, Вриндаван), Его любимое растение (туласи), Его преданные и периодические причины для воспоминания о Нем. Одной из таких причин для памятования является Экадаши, который приходит дважды в месяц, на одиннадцатый день убывающей и возрастающей Луны. В этот день все преданные продолжают поститься даже в течение ночи и беспрестанно воспевают славу Господу».
Важность поста на Экадаши можно увидеть в истории царя Амбариши и мудреца Дурвасы. Махараджа Амбариша соблюдал пост, не принимая даже воды, до того момента, пока не наступило время выхода из поста, называемое Экадаши-паран. Дурваса Муни должен был вернуться во время парана, а так как он играл роль брахмана, а Махараджа Амбариша играл роль кшатрия, то правила этикета предписывали, что Дурваса должен первым прервать пост. Однако из-за-того, что Дурваса не пришел вовремя, перед Амбаришей возникла дилемма. Если он не прервет пост, который он совершал во Имя Господа и на благо всех подданных, вовремя, то все соблюдение будет испорчено. В то же самое время, если он не дождется Дурвасу, то он нанесет оскорбление, так как этикет требует, чтобы мудрец прервал пост первым. Царь Амбариша просил помощи у своих советников, но ни один из них не мог решить его проблему. Наконец, царь сам принял решение: он выпьет воды. Употребление воды одновременное прерывает пост и не нарушает его.
Шри Чайтанья Махапрабху лично соблюдал Экадаши и велел всем своим последователем делать то же самое. А один из Экадаши, Пандава-нирджала Экадаши, или Бхима Экадаши, является особенным.
История, стоящая за этим удивительным Экадаши, рассказана в «Брахма-ваиварта Пуране». Пять тысяч лет назад во времена «Махабхараты» старший брат Арджуны, Бхима, признался, что у него огромные трудности с соблюдением поста. (В те времена каждый держал сухой пост, то есть без еды и воды). И Вьясадева, основываясь на авторитете Вед, дал ему разрешение соблюдать полный пост (нирджала, без воды) только раз в году, ранним летом, и он получал то же самое благо, как если бы соблюдал все другие двадцать три Экадаши. Поэтому преданные, которые не могут должным образом соблюдать Экадаши в течение года или которые случайно пропустили Экадаши, могут получить благо полного соблюдения всех Экадаши, если они будут как следует соблюдать Пандава-нирджала Экадаши. Строго соблюдаемый, пост начинается на закате перед Экадаши и продолжается до парана, времени на рассвете, утром после Экадаши. Многие преданные стараются прочесть хотя бы шестьдесят четыре круга маха-мантры Харе Кришна на Экадаши, особенно на Бхима Экадаши.
Однажды, когда мы со Шрилой Прабхупадой были в Амритсаре, Ямуна-деви читала ему из недавно опубликованного «Нектара Преданности»: «Экадаши, который приходит дважды в месяц, на одиннадцатый день убывающей и возрастающей Луны. В этот день все преданные продолжают поститься даже в течение ночи и беспрестанно воспевают славу Господу». Затем она спросила Шрилу Прабхупаду, должны ли мы тоже соблюдать Экадаши таким же образом. А Шрила Прабхупада ответил: «Нет. У нас есть много занятий в служении Кришне».
Основные правила соблюдения Экадаши, как предписывал Шрила Прабхупада, – это воздерживаться от зерно-бобовой пищи и читать хотя бы двадцать пять кругов маха-мантры. Хотя многие преданные в ИСККОН не соблюдают нирджала на каждый Экадаши, многие делают это на Пандава-нирджала Экадаши. Они также стараются прочесть по меньшей мере шестьдесят четыре круга. И по милости Экадаши, они получают огромное духовное благо: они благословлены духовной стойкостью и осознанием, и поэтому они могут продолжать служить миссии Шри Чайтаньи Махапрабху с обновленными силами – энтузиазмом и вдохновением.
Харе Кришна.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта