Сегодня, 10 февраля, день ухода Вишванатхи Чакраварти Тхакура, ученого-теолога, святого гаудия-вайшнавской традиции. Во многом именно на основе его комментариев к «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам» писал свои комментарии к этим ведическим текстам Бхактиведанта Свами Прабхупада. Вишванатху Чакраварти называют «лучшим из вайшнавов» за глубокую преданность, знание духовной науки и понимание сокровенных отношений Кришны и Его возлюбленной Радхарани. Дни ухода, как и дни явления великих вайшнавов, прекрасная возможность помедитировать на лучшие качества преданных Бога, попросить у них поддержки на духовном пути, обратиться с молитвой. Мы читаем и рассказываем истории о них, обсуждаем их поступки и наставления.
Вишванатха Чакраварти родился в 1638 году. Детство Вишванатха провел в доме отца, в Деваграме. Рассказывают, что, когда он был ещё подростком, их деревню посетил известный учёный брахман. Все местные пандиты побоялись вступить с ним в философскую дискуссию, однако Вишванатха вышел вперёд и в завязавшемся диспуте одержал вверх над знаменитым ученым.
Еще в юности он отрекся от мирской жизни и отправился во Вриндаван, чтобы поселиться на священном озере Радха-кунда и заниматься духовной практикой. Имя «Вишванатха» означает «тот, кто обладает даром преданности Повелителю Вселенной», а «Чакраварти» — «тот, кто усиливает колесо бхакти, любви к Богу».
Придя во Вриндаван, Вишванатха обнаружил, что после ухода шести Госвами святые места пришли в упадок. Многие храмы были разрушены мусульманами. Священнослужители покидали Вриндаван и забирали с собой Божества, а некоторые Божества были просто оставлены без присмотра. Кроме того, Вриндаван, Говардхан и Радха-кунда притягивали к себе всевозможных лжеучителей, жаждавших дешевой славы и желавших найти себе последователей.
Одним из таких «учителей» был Рупа Кавирадж, который учил, что для того, чтобы стать ачарьей, достаточно просто отречься от мира, а духовный уровень не имеет значения. Семейные же люди (грихастхи) независимо от духовных заслуг не могут быть гуру. В правилах и предписаниях, говорил он, нет никакой необходимости, ибо служение Богу должно протекать исключительно «по велению сердца», не стесняясь никакими ограничениями и дисциплиной. Слушать о Господе и воспевать Его святые имена не обязательно; памятование о Его играх возможно и без этого.
Вишванатха Чакраварти открыто выступил против учения Рупы Кавираджа, обстоятельно опровергнув его положения в своих комментариях к третьей песни «Шримад-Бхагаватам».
Вишванатха Чакраварти был защитником гаудия-вайшнавизма. Он написал комментарии к главным текстам гаудия-вайшнавизма, с помощью своего ученика Баладевы Видьябхушаны громил «кастовых Госвами», которые передавали по наследству этот возвышенный титул, означающий «повелитель чувств», не требуя у потомков надлежащей квалификации и соблюдения правил и предписаний отреченного образа жизни. Дошло до того, что вопреки даже базовым для любого вайшнава принципам они ели рыбу и т.д.
Когда Вишванатха писал свои комментарии, появлялись облака и закрывали его от палящих лучей солнца, а внезапно обрушившийся дождь залил все, кроме рукописи комментариев к «Бхагаватам», над которой он работал.
Вишванатха Чакраварти Тхакур написал более сорока книг на санскрите с объяснением принципов науки преданного служения, бхакти: он комментировал как классические ведические тексты, так и труды шести Госвами Вриндавана и их учеников. Вот самые знаменитые его книги: «Шри Кришна Бхаванамрита», «Мадхурья-кадамбини», «Враджа-рити чинтамани», «Чаматкара-чандрика», «Свапна-виласамрита», «Санкалпа-калпа-друма».