Рагхунатха дас Госвами — вайшнавский святой и богослов, один из шести Госвами Вриндавана, ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху и продолжателей Его традиции. Наследник богатейшей семьи, Рагхунатха показал пример простой жизни и возвышенного мышления, равнодушия к материальным благам и безраздельной преданности Богу. Он спал по два часа в день, а все остальное время повторял на четках мантру Харе Кришна и рассказывал другим вайшнавам о жизни Шри Чайтаньи, рядом с которым он провел шестнадцать лет. Автор «Чайтанья-чаритамриты», самого знаменитого произведения о жизни и учении Махапрабху в конце каждой главы выражает свое почтение Рагхунатхе дасу Госвами. В свой день явления великие святые особо милостивы и с радостью помогают нам на духовном пути.
Родился Рагхунатха дас Госвами в 1494 году в деревне Шри Кришнапура между Калькуттой и Бурдваном (деревня существует и сейчас). Его отцом был Говардхан Маджумандар.
Родители Рагхунатхи почитали Кришну и были очень благочестивыми. Хотя его отец и дядя происходили из сословия шудр (простых рабочих), они добились больших успехов и стали доверенными лицами Наваба Хуссейн Шаха в своем регионе. Мусульманский правитель настолько им доверял, что даже не вмешивался в управление подконтрольной им области.
С детства Рагхунатха хотел принять отреченный уклад жизни и стать монахом, но богатые родители видели в единственном наследнике продолжателя семейного дела. К тому же мать Рагхунатхи, как и любая женщина, была сильно привязана к нему и не хотела никуда отпускать.
Стараясь удержать Рагхунатху в семье, родители женили его и пытались опутать сетями дхармы, обязанностей. Внешне Рагхунатха прекрасно исполнял свой долг: следил за имуществом, управлял семейными финансами, заботился о красавице-жене, но его ум и сердце стремились к Шри Чайтанье, с которым он успел повстречаться еще до совершеннолетия. Он первым из шести Госвами увиделся с Господом Чайтаньей. При первой встрече Чайтанья сказал Рагхунатхе, что ему пока не стоит покидать дом.
Через некоторое время неподалеку от деревни, в которой жил Рагхунатха, появился Нитьянанда, ближайший соратник Шри Чайтаньи. Услышав эту новость, Рагхунатха отправился к Нему. Но отец поймал его и запретил общаться с Нитьянандой. Но Рагхунатха так упрашивал отца, что тот поддался на уговоры и отпустил сына к Нитьянанде.
Увидев Рагхунатху, Нитьянанда улыбнулся и позвал его: «Ты негодяй, Рагхунатха дас! Поди-ка сюда, я накажу тебя». Напуганный Рагхунатха подошел к Нему, но Нитьянанда на радость всем собравшимся поставил Свои стопы ему на голову (в ведической традиции это считается благословением) и велел приготовить пир для всех вайшнавов. Такое наказание пришлось по душе Рагхунатхе, и он с радостью организовал пир из плющеного риса со сгущенным молоком и йогурта (благо, деньги позволяли ему без труда принять и эту часть «наказания»).
После праздника Нитьянанда и все присутствующие благословили Рагхунатху на побег из дома к Чайтанье Махапрабху:)
Этот пир вошел в историю под шутливым названием Данда Махотсава, что означает «праздник наказания». Ежегодно в этот день паломники отовсюду стекаются в Панихати на фестиваль плющеного риса.
После встречи с Нитьянандой Рагхунатха больше не мог изображать заинтересованность материальными делами и думал только о Господе, опьяненный любовью и жаждой проповеди. Он пытался бежать из дома, но родители каждый раз ловили и приводили его обратно. Даже стражников наняли, чтобы контролировать сына. В отчаянии мать решила привязать Рагхунатху к колонне, только бы он оставался дома, но отец твердо ответил: «Если несметное богатство и жена неземной красоты не сумели привязать его к миру, неужели это сделает веревка?» Но охрана продолжила следить за беглецом и каждый раз после очередной попытки покинуть отчий дом возвращала его.
Однажды удача все-таки улыбнулась Рагхунатхе: Ядунандана Ачарья, семейный гуру и брахман взял юношу с собой, чтобы провести особую церемонию. Родители доверяли ему и не стали отправлять охрану. По пути Рагхунатха сказал Ядунандане, чтобы тот шел домой: он сам проведет церемонию. Как только Ядунандана исчез из виду, Рагхунатха бросился бежать.
Вначале он перебирался от деревни к деревни, но потом решил пойти через джунгли. В дороге он питался всего несколько раз за две недели, но все-таки добрался до Джаганнатха Пури, где в то время жил Чайтанья Махапрабху. Добравшись до Пури, Рагхунатха наконец встретился с Господом своего сердца — Чайтаньей Махапрабху. Он поручил своему секретарю и ближайшему спутнику Сварупе Дамодаре позаботиться о юноше, а Рагхунатху велел во всем его слушаться. Так Господь принял его в число своих ближайших спутников: Рагхунатха жил рядом с Господом, ежедневно принимал от Него прасад.
Но через пять дней Рагхунатха застыдился своего положения: обременять собой Шри Чайтанью и других вайшнавов он не хотел, а потому поселился отдельно и стал просить подаяние на улицах.
На вопрос Шри Чайтаньи, почему он предпочел простую пищу изысканным блюдам в доме Махапрабху, Рагхунатха ответил: «Эта пища для меня не менее вкусна. Духовное видение освобождает от потворства своим слабостям. Лучше я возьму немного зерен, питая и тело и душу».
Со временем Рагхунатхе стало стыдно просить подаяние: он считал себя обманщиком, который живет за чужой счет. Тогда он стал искать испорченный выброшенный рис, который не ели даже коровы. Он аккуратно промывал зерна, находил среди них еще пригодные к употреблению, читал над ними молитву и ел. Он считал, что таким поведением сможет удовлетворить Шри Чайтанью. И ему это действительно удалось. Скромность, смирение, аскетизм и искренность Рагхунатхи порадовали Господа.
В 1534 году Чайтанья Махапрабху оставил этот мир. Перед уходом Он попросил Рагхунатху отправиться во Вриндаван и вместе с братьями Рупой и Санатаной Госвами возродить места игр Кришны и построить величественные храмы. Через три года после Шри Чайтаньи ушел и Его спутник Сварупа Дамодара. Тогда, в возрасте почти сорока лет, Рагхунатха отправился во Вриндаван, чтобы выполнить наставления Чайтаньи Махапрабху. Но безвременный уход обоих его учителей так потряс Рагхунатха, что он решил покончить с собой, спрыгнув с холма Говардхана.
Рупа и Санатана Госвами удержали его от этого шага: он близко общался с Махапрабху, а значит, должен каждый день рассказывать преданным, которые были лишены общения с Господом, о Его играх и наставлениях. С этого дня и до самой смерти Рагхунатха по три часа в день делился с преданными Вриндавана сокровенными историями из жизни Господа Чайтаньи.
Ежедневно Рагхунатха путешествовал на Говардхан и там повторял мантру Харе Кришна около чудесного озера Радха-кунда. Вначале он просто садился под открытым небом и погружался в медитацию, отказываясь построить даже самую простую хижину.
Как-то раз во время глубокой медитации Рагхунатхи к соседнему озеру, Шьяма-кунде, пришли тигр с тигрицей. А Шьяма-кунда находится очень близко к Радха-кунде. Рагхунатха не обратил на них внимания, но Господь Кришна лично снизошел и на всякий случай охранял его от непрошенных гостей.
Проходивший мимо Санатана Госвами увидел эту сцену и настоятельно попросил Рагхунатху построить хижину, но тот не воспринял дружеский совет всерьез. Однако через некоторое время Рагхунатха медитировал под палящим солнцем, и Сама Шримати Радхарани, возлюбленная Кришны, пришла, чтобы закрыть его от жары краешком сари. И снова Санатана Госвами оказался поблизости. Он побежал к Рагхунатхе и отчитал его за безответственность: мы слуги Радхи и Кришны, мы должны служить Им, а не вынуждать Их служить себе. На этот раз Рагхунатха серьезно отнесся к совету Санатаны и построил маленькую хижину. Таким образом он положил начало строительству бхаджан-кутиров — небольших хижин или шалашей для медитации. Теперь в таких живут и практикуют многие индийские садху.
срдха сапта-прахара каре бхактира сдхане
чри даа нидр, сеха нахе кона-дине
Он посвящал преданному служению более двадцати двух с половиной часов ежедневно, а на сон тратил меньше двух, и то не каждый день.
В конце жизни Рагхунатха дас Госвами полностью погрузился в памятование о Боге. Он убеждал людей, что ресурсы тела должны осуществлять истинную потребность души — развивать отношения с Кришной. Рагхунатха достиг такого уровня, когда потребности тела уже никак не влияли на интенсивность духовных переживаний. Он дает нам урок контроля чувств, где конечная цель — не физическое совершенство, а любовь к Богу.
Самадхи (усыпальница) Рагхунатхи даса Госвами стоит возле Радха-кунды. Сюда стекаются паломники со всего света: они молятся великому святому, просят дать им каплю той любви к Богу, которой он обладал, молят о помощи на духовном пути. В течение жизни Рагхунатха писал стихи о Радхе и Кришне. и они вошли в три большие книги: «Става-мала», «Дана-чарита» и «Мукта-чарита». Его называют «прайоджан ачарья» — «тот, кто учит цели жизни собственным примером».