Истинное смирение — это естественное состояние сознания.
В этой книге человек, искренне ищущий истину, откроет для себя самый важный секрет духовной жизни: в царство духовного совершенства можно войти только через врата смирения. Тринад апи суничена киртанийа сада хари... «Святое имя никогда не покидает сердце и уста того, кто обрел смирение». Этот секрет, в сущности, очень простой, потому что быть смиренным — значит быть самим собой, крошечной искоркой духа, чье единственное предназначение — служить Абсолютному Целому, Кришне. Однако эта простота кажущаяся. Однажды у Микельанджело спросили, как он создает свои скульптуры. По преданию, великий скульптор ответил: «Нет ничего проще: я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Подобно этому, обрести смирение — значит избавиться от всего лишнего, всего, что заслоняет и искажает нашу изначальную, вечную природу слуги Бога. Но применить эту простую истину на практике куда как более сложно, чем изваять скульптуру. Мрамор — мертвая материя, и скульптор может со стороны наблюдать за тем, что у него получается. Но, когда человек пытается избавиться от лишнего в самом себе, ему приходится резать по живому.
За время своего пребывания в материальном мире душа научилась отождествлять себя с материей, распространяя свое «я» на все то, что ее окружает. Любые формы отождествления души с материей называются гордостью — антонимом смирения. Обрести смирение — значит сосредоточить свое сознание внутри, вместо того, чтобы распространять его вовне, а это может показаться болезненным, потому что сознание, как свет, склонно к экспансии. Поэтому обретение смирения подразумевает разрушение гордыни, а это всегда болезненный и непростой процесс. Притворство стало природой обусловленной души в материальном мире, вошло в ее плоть и кровь. Даже когда мы понимаем ценность смирения, зачастую мы просто притворяемся смиренными, и наше так называемое смирение становится всего лишь очередной маской, которую мы примеряем в материальном мире. Как сказал один остроумный человек: «Смирение — это разновидность гордыни, которая меньше всего раздражает окружающих». Стать по-настоящему смиренным — значит полностью отказаться от притворства и вернуться к самому себе. Но для тех, кто привык играть бесконечные роли в этом мире и, запутавшись в своих ролях, забыл, кто же он на самом деле, вернуться к себе очень трудно. В этом смысле смирение одновременно является целью и средством.
Смирение — это цель духовной практики, потому что в чистом состоянии душа естественно смиренна. Но нет иного способа достичь этой цели, кроме постоянных стараний приблизиться к высшему идеалу и порой неуклюжих попыток действовать так, как будто смирение уже стало нашей природой. Чтобы преодолеть все внутренние препятствия и избежать ловушки, которые будет расставлять на нашем пути лукавый ум, мы должны постоянно помнить об этом идеале и быть готовы заплатить за право приблизиться к нему любую цену. Как говорит один из христианских святых: «Каждый молящийся Богу: „Господи, дай мне смирение" должен знать, что он просит Бога, чтобы Он послал кого-нибудь оскорбить его».
Понимание великой ценности смирения приходит далеко не сразу, ибо, с материальной точки зрения, нет качества более бесполезного. Размышлять самому о ценности смирения и говорить об этом другим — значит практиковать смирение. Но нет средства более действенного, чем слушать, как о смирении рассказывает вайшнав, вся жизнь которого является подвигом непритворного смирения. У каждого, кто прочтет эту книгу, есть удивительная возможность — искупаться в живительных водах рассказов и историй, собранных в ней, смыть с себя липкую грязь гордыни и, как царевич из сказки, выйти преображенным — со слезами на глазах и смирением в сердце.
Бхакти Вигьяна Госвами