Краткая история одной из величайших вайшнави в истории Гаудия-сампрадаи, супруги Господа Нитьянанды, Шри Джахнава-маты.
У великого преданного Господа Нитьянанды Гауридаса Пандита был брат по имени Сурьядас. Став царским казначеем, он получил титул Саракхела. Двух дочерей Сурьядаса Саракхелы звали Шри Васудха и Шри Джахнава. Видя, что дочери его повзрослели и красота их расцвела, словно распустившийся бутон лотоса, Сурьядас стал подумывать о том, что пора их выдавать замуж. Мысль эта захватила его; и вот однажды ночью ему приснилось, что он выдает своих дочерей замуж за Нитьянанду Прабху.
Наутро Сурьядас рассказал своим друзьям брахманам об этом удивительном сне: «Я видел, что Нитьянанда Прабху – это сам Господь Баларама. От Него исходило необыкновенное сияние, озарявшее все десять сторон света. Рядом с Ним шли две мои дочери, обе неописуемо прекрасные. Это были вечные супруги Господа Баларамы – Ревати и Варуни. Нет никаких сомнений в том, что я должен отдать моих дочерей Шри Нитьянанде Прабху, и пока Он не примет их, не знать мне покоя!»
После этого Сурьядас послал одного из своих друзей в Навадвипу, в дом Шриваса Пандита, где в это время жил Нитьянанда Прабху. Известие о том, что Сурьядас хочет выдать своих дочерей за Нитьянанду Прабху, очень обрадовало Шриваса, и тот поспешил рассказать об этом Господу. Милостивый Господь Нитьянанда велел посланнику возвращаться к Сурьядасу Саракхеле и уверить его, что без сомнения исполнит желание его сердца. Когда Адвайта Ачарья услышал о женитьбе Нитьянанды, он воскликнул: «Да случится это как можно скорее!»
Близ Навадвипы, в Борогаччха-граме, жил ученик Господа Нитьянанды по имени Шри Кришнадас. Услышав о предстоящей свадьбе, он решил взять на себя все расходы. По этому случаю в Борогаччха-граме собрались многие последователи и друзья Господа Чайтаньи: Адвайта Ачарья, Шривас Пандит, Чандрашекхара, Мурари Гупта и другие. Они устроили оглушительный киртан (воспевание святых имен господа).
Шри Сурьядас поклонился лотосоподобным стопам Нитьянанды Прабху и передал Ему своих дочерей – Шри Васудху и Шри Джахнаву. Писания гласят, что Сурьядас – один из самых удачливых людей во вселенной, ведь он стал… тестем Самого Господа Нитьянанды!
Вскоре после свадьбы Шри Нитьянанда Прабху вместе с женами отправился повидать Шачимату. Он выразил почтение лотосоподобным стопам матери Шачи, а та одарила счастливым взглядом Васудху и Джахнаву. Жены всех вайшнавов Навадвипы также отнеслись к ним с большой любовью.
Через год Шри Васудха деви родила дочь, которую назвали Гангой, и сына Вирачандру (Вирабхадру). Кави Карнапур говорит, что Вирачандра был воплощением Кширодакашаи Вишну, Господа Санкаршаны, а Гангадеви – самой Ганги. Со временем Вирабхадра стал выдающимся вайшнавом и пользовался большим авторитетом в обществе преданных, продолжая распространять Гаудия-вайшнавизм по всей Индии.
Произведя на свет двух божественных детей, Шри Васудха оставила этот мир, и Шри Джахнава дала обет воспитать их как своих собственных. Известно также, что Джахнава взяла на воспитание мальчика по имени Рамачандра. Его отец, Чайтанья дас, был исключительно предан Джахнаве Тхакурани. У них с женой долгое время не было детей, они совершали аскезу и молились Джахнаве-деви. Их молитвы были услышаны: жена Шри Чайтаньи даса родила двух сыновей – Рамачандру и Шачинандану. В благодарность Чайтанья дас отдал своего первенца Джахнаве, чтобы со временем мальчик позаботился о ней.
Юность свою Джахнава посвятила воспитанию этих троих детей. Со временем она прославилась как величайшая вайшнави в Гаудия-сампрадае, воплотившая в себе идеал преданности. Она дала посвящение своему сыну Вирабхадре и многим вайшнавам и вайшнави. Прибежище у ее лотосных стоп приняли даже такие великие личности, как Нароттама дас Тхакур, Шриниваса Ачарья и Шьямананда Прабху.
Джахнава Тхакурани устроила празднование первой Гаура-пурнимы (день рождения Господа Чайтаньи на Земле) в Кхетури. Вайшнавы Гаудия-сампрадаи по всей Индии очень любили ее. Рупа Госвами сам объяснял ей книги, написанные вриндаванскими Госвами. Она объединила вайшнавов Бенгалии и Вриндавана, совершая паломничество по этим местам.
Всю свою жизнь она обладала духовным видением и получала наставления от Нитьянанды Прабху – даже после того, как Он покинул этот мир. Однажды в видении к ней пришел Гопинатха, один из трех главных Божеств Враджа, и Его маленькая спутница Радха. Господь попросил Джахнаву заменить Божество Радхи на другое – побольше. Для этого Джахнаве пришлось отправиться в Бенгалию и оттуда послать во Вриндаван большое Божество Радхи.
Шри Джахнава-мата – вместилище према-бхакти (чистой, беспримесной любви к Верховному Господу). Ее называют Нитьянанда-сварупини, или женской ипостасью Нитьянанды Прабху. Она даровала освобождение многим грешникам и безбожникам. В «Вамши-шикше» сообщается, что Джахнава-мата покинула этот мир, войдя в Божество Гопинатхи во Вриндаване.
Шрила Бхактивинода Тхакур молится:
«О Джахнава-деви! Благодаря своим божественным качествам яви милость своему слуге! Развей иллюзию, измучившую меня, и освободи от мук материального бытия! Даруй мне прибежище у своих лотосоподобных стоп, и тогда я непременно преодолею океан рождения и смерти! Ты – Нитьянанда-шакти, божественная энергия Нитьянанды. Ты – гуру-кришна-бхакти. Будь милостива ко мне и даруй прибежище своих лотосоподобных стоп, подобных древу желаний! Ты освободила множество отвратительных грешников. Пожалуйста, освободи и меня! Сегодня этот низкий грешник припадает к твоим стопам, моля о милости!»
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта