Сегодня, 11 ноября по солнечному календарю, в благоприятный день экадаши ушел великий святой прошлого гаудия-вайшнавской традиции.
В статье приведены некоторые факты из жизни Гауракишоры даса Бабаджи; интересна и поучительна история о борьбе мнимых монахов за его тело после смерти.
Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махараджа является духовным учителем Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он родился в 30-х годах XIX века в маленькой деревне на берегу реки Падмы в Бангладеше. С самого детства мальчик был склонен к духовности и проводил много времени, занимаясь пением бхаджанов (духовных песен) и слушая кришна-катху (рассказы о Кришне). Как и отец, он зарабатывал на жизнь, выращивая зерно. Гауракишора женился очень рано; когда в 1849 году его жена умерла, он оставил дом и отправился во Вриндаван (святой город недалеко от Дели).
Следующие 30 лет Шрила Гауракишора прожил во Вриндаване, странствуя по лесам и местам трансцендентных игр Господа Шри Кришны, поглощенный пением святых имен: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Он падал ниц, предлагая смиренные поклоны обитателям Враджа (место рождения и детства Кришны), видя в них близких слуг Господа.
В это время Шрила Гауракишора принял посвящение в бабаджи (жизнь отшельника) от Бхагаваты даса, ученика Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи. Шрила Гауракишора дас Бабаджи был воплощением отречения. Он воспевал 200 тысяч имен Господа в день и оставался в уединенных местах, принимая в пищу только то, что ему жертвовали.
Спал он там, где его заставала ночь. Все его имущество составляли кантхималы (шейные бусы), четки, и книги Нароттамы даса Тхакура, такие как «Прартхана» и «Према-бхакти-чандрика». Он не позволял никому служить себе, хотя многие пытались это делать.
В 1894 году Шрила Гауракишора услышал, что открыто место рождения Господа Чайтаньи, и сразу отправился в Майяпур. Он странствовал по местам игр Господа, погруженный в настроение разлуки. Его отречение было глубоким и подлинным: он одевался в выброшенную одежду, в которую облачали трупы, и готовил рис, который ему давали в виде пожертвований, в выброшенной глиняной посуде. Гауракишора дас Бабаджи пел имена Кришны, танцуя на берегах Ганги, а в остальное время без чувств лежал на земле. Некоторые люди пытались подражать его смирению, желая получить толику его славы, но не могли избежать позора. Материалисты, стремясь получить благословение Бабаджи Махараджи, причиняли ему множество беспокойств. Он строго отчитывал их, но лишь немногие могли понять, что слова святого были предназначены для их же вечного блага.
В 1908 году Гауракишора дас Бабаджи ослеп. Он отказался обращаться к врачу, предпочитая вместо этого петь имена Господа Кришны и служить Ему. С этого времени он перестал путешествовать и сидел в своем бхаджана-кутире (обитель, место поклонения) глубоко погруженный в размышления об играх Кришны.
17 ноября 1915 года на Уттана-экадаши, в благоприятный месяц Карттики, Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махараджа оставил тело, вернувшись в духовный мир. Услышав об уходе своего учителя, его ученик Шрила Бхактисиддханта Сарасвати пришел в его бхаджана-кутир. Обитатели округи неистово спорили, кому же принадлежит трансцендентное тело святого. Прибыл инспектор полиции Навадвипы.
Шрила Бхактисиддханта громко сказал:
– Я – единственный ученик парамахамсы (просветленного) Бабаджи Махараджи. Хотя я еще не принял санньясу (отреченный образ жизни), но строго, соблюдаю целибат, и по милости Бабаджи Махараджи не склонен к отвратительным привычкам и не вовлечен в прелюбодеяние, чем занимаются некоторые люди. Если среди присутствующих есть кто-то, кто соблюдает такие же обеты, то он может получить тело Бабаджи Махараджи, возражений не будет. Тот, кто в течение последнего года, или в течение последних шести месяцев, трех месяцев, одного месяца, или хотя бы в течение последних трех дней не имел незаконной связи с женщиной, тот может дотронуться до этого священного благословенного тела. Если кто-то другой его коснется, то он погибнет на месте.
Услышав это, старший офицер полиции спросил:
– Как же доказать это отсутствие незаконной связи с женщинами?
Шрила Бхактисиддханта Тхакур ответил:
– Я поверю их словам.
Один за другим мнимые бабаджи стали разбредаться прочь, не проронив ни слова. Несколько людей приблизились к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Махарадже и сказали:
– Перед тем, как уйти, Шрила Гауракишора попросил, чтобы его тело связали веревками и протащили по улицам Навадвипы и, таким образом, он искупался бы в пыли дхамы (святого места). Мы должны исполнить его последнюю волю.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Махараджа ответил:
– Мой духовный учитель сказал это в настроении глубокого смирения, чтобы разрушить гордость тех людей, которые противятся воле Верховного Господа. Пусть даже мы неопытны, глупы и полны оскорблений, все же я не могу позволить, чтобы эти указания были неверно истолкованы. После ухода Шрилы Харидаса Тхакура Шри Чайтанья Махапрабху взял его духовное тело на руки и стал танцевать. Мы должны следовать по стопам Господа Чайтаньи. Поместите трансцендентное тело Шрилы Гауракишоры над нашими головами.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Махараджа, согласно наставлениям «Самскара-дипики», своими собственными руками подготовил самадхи (место погребения) своего духовного учителя. Позже, по желанию Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи, это место постепенно стало затапливаться изменяющимся течением Ганги. В 1932 году, когда оно было в непосредственной близости к реке, согласно указаниям Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати его переместили в Шри Майяпур-дхаму.
Перевела Александра Чкалова.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта