Шьямананда (1556-1630) – вайшнавский святой и выдающийся проповедник, один из наиболее известных деятелей Гаудия-вайшнавизма «второго поколения» после современников Чайтаньи. Шьямананда был родом из Ориссы и получил духовное посвящение от Хридая Чайтаньи Госвами. В начале XVII века, наряду с Нароттамой и Шринивасой, Шьямананда был одним из лидеров Гаудия-вайшнавов. Вместе эти святые активно занимались миссионерской деятельностью в Восточной Индии, проповедуя Гаудия-вайшнавизм. Главным учеником Шьямананды был Расикананда.
Шьямананда родился в деревне Дхаренда-Бахадурпур (сейчас известной как Калалкунда в Миднапуре) в то время, когда Господь Чайтанья еще не покинул эту планету. Все вокруг было просто затоплено нектаром повторения святого имени. Родиться в это благословенное и счастливое время было большой удачей.
Отца Шьямананды звали Кришна Мандал, а мать – Дурика даси. Все предыдущие дети в этой семье умирали, едва родившись, поэтому родители очень беспокоились за маленького Шьямананду. Впрочем, тогда у него было другое имя. Родители назвали его Духкхи, что значит «печальный» или «несчастный». Они надеялись, что Ямараджа, услышав имя ребенка, проявит свое великодушие и оставит родителям хотя бы этого «несчастного» Духкхи. Так или иначе, мальчик остался жить.
С самого раннего детства он буквально купался в любви своих родителей, которые рассказывали сыну о Господе Чайтанье, Нитьянанде Прабху и вайшнавах. Духкхи был наделен прекрасной памятью, что было большой редкостью в семьях его сословия. Он успешно изучил санскрит и другие предметы в местной академии. Уже в то время в характере мальчика проявились такие редкие для его возраста качества, как серьезность, спокойствие, склонность к философии.
Когда пришло время выбирать мальчику духовного учителя, он уже в своем сердце знал, кто это будет. Духкхи сказал родителям: «Мой гуру – Хридой Чайтанья, который живет в Амбика Калне в Бенгалии. Мне бы очень хотелось как можно быстрее отправиться к нему и начать обучение». Кришна Мандал задумался: «Амбика Кална – это очень далеко, а Духкхи еще совсем ребенок».
Понимая тревогу своего отца, Духкхи поспешил успокоить его: «В Бенгалию идет много паломников. Когда они придут, я могу пойти с ними, и они позаботятся обо мне. Не волнуйтесь за меня. В конце концов – все в руках Господа». Хорошенько поразмыслив, родители позволили будущему ученику отправиться в Амбика Калну.
Через несколько дней он вместе с паломниками добрался до Кханакула, где остановился в доме Абхирамы Тхакура. Общаясь с этим удивительным вайшнавом, который словно был воплощением настроения Махапрабху, Духкхи впервые почувствовал состояние духовного экстаза.
Вскоре он снова отправился в путь и через какое-то время прибыл в Амбика Калну. Сердце мальчика готово было выскочить из груди от радости. Его давняя мечта о духовном учителе становилась явью.
Хридой Чайтанья, к которому так стремился Духкхи, в свою очередь был учеником Гауридаса Пандита, чье тело, ум и душа были всецело преданы Нитьянанде Прабху. Гауридас обладал великой духовной силой и был способен даровать Кришна-прему каждому.
Хридой верно служил Шри Гауридасу, заботясь о Гаура-Нитай в его храме, и сердце его стало кристально чистым! До наших дней дошла история о том, как Божества Чайтаньи и Нитьянанды убежали с алтаря и спрятались в его сердце. Причем это был далеко не единственный случай, когда Их Светлости нарушали покой Своего верного слуги Шри Гауридаса Пандита. Обычно в таких случаях Гауридас бегал за Ними, грозно размахивая палкой. Вот один из таких случаев.
Однажды Гауридас Пандит совершал пуджу Шри Шри Гаура-Нитай и радовался мелодичному киртану, который устроили преданные. Господь Чайтанья Махапрабху вместе с Нитьянандой Прабху лично присутствовали на этом киртане и танцевали вместе со всеми. Божества стояли на алтаре и смотрели на танец Господа Чайтаньи и Нитьянанды. Вдруг в момент, когда киртан достиг своей высшей точки, Божества, опьяненные любовью Своих преданных, спрыгнули с алтаря и присоединились к пению и танцам. И тут такое началось! Теперь в киртане принимали участие два Господа Чайтаньи и два Нитьянанды, а на алтаре никого не было!
Гауридас потянулся за палкой… Божества сразу заметили это движение, и четыре божественных личности решили поскорее распределиться в разные места: одна пара, как ни в чем не бывало, заскочила обратно на алтарь, а другие двое вошли в сердце Хридои. Тогда-то он и получил к своему имени приставку «Чайтанья». Хридой Чайтанья переводится как «тот, у кого в сердце (хридой) танцует Господь Чайтанья» (до этого его звали Хридаянанда).
После этого случая по сей день священники храма Гауридаса в Калне открывают алтарь лишь на несколько мгновений, для джонаки-даршана (джонаки – «мимолетный», даршан – «встреча») опасаясь, чтобы Божества снова чего-нибудь не устроили.
Юный Духкхи, конечно же, не раз слышал эту историю. Именно она вдохновила мальчика на то, чтобы отправиться в Калну и предаться Хридой Чайтанье. Когда же эта мечта осуществилась, он очень скоро развил глубокую привязанность к лотосным стопам своего гуру и Божеств.
Духкхи стал служить в храме, а Хридой Чайтанья передавал своему ученику чистоту своего безупречного сердца. Вскоре Духкхи получил духовное посвящение и новое имя – Кришнадас. Все жители Калны полюбили Духкхи Кришнадаса.
Проучившись некоторое время у Хридой Чайтаньи, Кришнадас почувствовал непреодолимое желание посетить святые места. Он попросил благословение у своего учителя и отправился в паломничество. Целый год он путешествовал по местам, связанным с Господом и Его спутниками, встречался со святыми мудрецами, получал благословения вайшнавов. Затем Кришнадас вернулся в дом своего гуру, который встретил его с большой любовью.
Хридой радовался успехам своего ученика и вдохновлял его на дальнейший духовный прогресс. В скором времени он отправил его во Вриндаван для обучения в только что открытую теологическую школу для одаренных учеников под руководством Шрилы Дживы Госвами. Кришнадас был искренне тронут такой заботой.
Так, по милости своего духовного учителя, Кришнадас оказался во Вриндаване – самом сокровенном месте во всех трех мирах. Там он встретил брахмана, который отвел его на Радха-кунду, где представил Рагхунатхе дасу Госвами и Кришнадасу Кавирадже. Когда эти уважаемые вайшнавы узнали, что он – достойный ученик Хридой Чайтаньи, самого дорогого ученика Гауридаса, они с большой любовью приветствовали его. В «Бхакти-ратнакаре» говорится, что они даже дали Кришнадасу личных провожатых, которые привели его прямо к лотосным стопам Шрилы Дживы Госвами.
Увидев ученика Хридой Чайтаньи, Джива Госвами заплакал. Он познакомил Кришнадаса со Шринивасой и Нароттамой. В скором времени эти три вайшнава должны будут продолжить миссию Господа Чайтаньи. Шринивас был воплощением экстаза Нароттам Дас Тхакур воплощением экстаза Шьямананда Пандитбыл воплощением экстаза Адвайты Ачарьи. Их лилы непостижимы и то благо, которое получает человек, просто слушая о них, не поддается описанию.
Шринивас, Нароттама и Кришнадас успешно осваивали все отрасли знания – грамматику, поэзию, логику, эстетику, но главное – Веды и священные писания вайшнавов. Они сдружились и относились друг к другу по-братски.
Итак, Кришнадас теперь хорошо знал работы Госвами, включая труды Санатаны Госвами и Гопала Бхатты Госвами. Он прекрасно знал даже только что написанные книги самого Дживы Госвами, такие как «Гопал Чампу» и «Сандарбхи».
Джива Госвами регулярно посылал в Калну сообщения о жизни Кришнадаса и о его успехах в учебе. Хридой Чайтанья отвечал ему и просил открыть своему ученику все тайны и тонкости преданного служения. А самому Кришнадасу он строго-настрого приказал принимать Дживу Госвами как своего представителя.
Вскоре настроение преданного служения навсегда поселилось в сердце Кришнадаса. Размышляя о Господе и Его деяниях в духовном мире, он постоянно впадал в транс. Внешне Духкхи Кришнадас сосредоточенно выполнял свою садхану (ежедневное служение): вставал до зари, подметал пол в Калпа-кунджа кутире, приносил воду Шри Дживе и делал много других вещей. В своем же сердце он выполнял служение Шри Шри Радхе и Кришне под руководством Рупы Манджари.
Однако внезапно в жизни Кришнадаса произошло событие настолько необычное, что даже именитые вайшнавы не могли определиться, как к этому относиться… Самое интересное только начинается!
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта