Рупа Госвами

Поделиться
Дата: 14.04.2016 | Время на чтение: 21–22 мин.
Рупа Госвами

Шрила Рупа Госвами — самый главный из госвами, живших во Вриндаване. Госвами называют того, кто владеет (свами) своими чувствами (го), что показывает высокую ступень духовного развития личности. Через Рупу Госвами мы можем получить милость Чайтаньи Махапрабху, Самого Господа.

Самая важная заслуга Рупы Госвами — представление бхакти как науки. Он описал ее различные стадии и типы, в подробностях приведя тончайшие оттенки, аспекты и характеристики всех видов отношений с Господом. Две его работы, «Бхакти-расамрта-синдху» и «Уджджвала-ниламани», считаются первым систематизированным и авторитетным изложением науки о преданном служении.



Госвами, указывающий путь

Рупа родился в царской семье в Восточной Бенгалии. У его отца Кумарадева было несколько сыновей, из которых трое стали известными вайшнавами: Сантоша, Амара и Валлабха. Впоследствии Чайтанья Махапрабху дал им соответственно имена Санатана, Рупа и Анупама, под которыми они и известны сегодня всем вайшнавам.

Дед братьев Мукунда Дев жил в Рамакели и занимал высокий пост при дворе мусульманского правителя Хуссейн Шаха. После смерти сына Кумарадева он взял внуков Сантоша и Амара к себе и позаботился о том, чтобы они получили хорошее образование. Сначала их обучал ученый брахман (жрец) по имени Рамабхадра Ванивилас, а затем они были отправлены в Навадвипу, чтобы получить высшее образование. Там в течение какого-то времени братья изучали философию под руководством знаменитого ученого Сарвабхаумы Бхаттачарйи. Учеба давалась мальчикам легко, и в течение короткого времени они изучили литературу и шастры (священные писания).

В то время для работы в правительстве необходимо было знание арабского и фарси. Поэтому Мукунда Дев послал Сантоша и Амара в Саптаграм, где муллы обучили их этим языкам, и вверил их заботам своего друга Факаруддина, правителя Саптаграма. Братья быстро выучили эти языки.

Хусейн Шах решил во что бы то ни стало заполучить к себе на службу умных и способных братьев. Он назначил Сантоша и Амара своими министрами и пригрозил им физической расправой и уничтожением всего брахманического сословия Бенгалии, если они откажутся. Санатану назвали Сакар Маллик, что в переводе с арабского означает «премьер-министр», а Рупу — Дабир Кхас («личный секретарь»).

Они стали богатыми, обладали огромной властью, но это их не радовало. Узнав, что в Джаганнатха Пури живет Чайтанья Махапрабху, братья стали писать Ему письма, полные раскаяния. Господь Чайтанья послал им такой ответ: «Замужняя женщина, любящая другого мужчину, обычно делает вид, что поглощена домашними делами, но в сердце своем она все время лелеет мысли о встрече со своим возлюбленным». Тем самым Он дал указания братьям пока выполнять свои обязанности.

И вот пришел день, когда Шри Чайтанья Махапрабху появился в Рамакели. Он, как и везде, танцевал и пел святое имя. Множество людей собралось, чтобы посмотреть на Него и взять пыль с Его стоп. Пыль со стоп чистого преданного или Самого Бога может очистить человека, даже если он совершил огромное количество грехов. Поэтому люди собирали столько пыли в том месте, куда ступал Господь Чайтанья, что вся дорога покрылась ямами. Узнав об этом, Набоб Хуссейн Шах сказал своему наместнику:

- Тот, кто способен увлечь за собой столько людей, ничего не заплатив им, безусловно, является пророком. Это совершенно очевидно. Пусть Он делает все что хочет.

Затем он спросил Дабира Кхаса (Рупу Госвами), что он думает о Чайтанье Махапрабху. Тот ответил:

- Правитель, на твою долю выпала огромная удача, ибо в твоих владениях появился Сам Верховный Господь. Этот пророк всегда заботится о твоем благе. По Его милости тебе во всем сопутствует успех. Его благословения сделают тебя непобедимым.

Хуссейн, подумав, сказал:

- Шри Чайтанья Махапрабху является Богом, Верховной Личностью. У меня нет в этом никаких сомнений.

Вернувшись к себе, Дабир Кхас долго беседовал с братом, и в конце концов они решили встретиться с Господом, переодевшись, чтобы остаться неузнанными. Глубокой ночью Дабир Кхас и Сакар Маллик втайне от всех встретились с преданными Чайтаньи Махапрабху — они прекрасно знали, что без их благословения нельзя достигнуть Господа. Шри Чайтанья согласился встретиться с ними. Братья в знак величайшей покорности Господу зажали в зубах пучки соломы и склонились перед Махапрабху. Господь Чайтанья попросил их подняться и благословил. Братья вознесли Ему молитвы и смиренно сказали:

- Ты воплотился ради спасения падших душ. Знай же, что на свете нет никого, кто пал бы так же низко, как мы. Во всех трех мирах никому не под силу спасти нас, кроме Тебя, ибо Ты — единственный спаситель падших душ. Поистине, наше желание приблизиться к Тебе подобно попыткам карлика достать луну. Хотя мы не заслуживаем Твоей милости, надежда обрести ее не угасает в нашем сердце.

На это Шри Чайтанья Махапрабху ответил:

- Дорогой Дабир Кхас, ты и твой брат — Мои давние слуги. Отныне вас будут звать Шрила Рупа и Шрила Санатана. Жизнь за жизнью вы были Моими слугами. Откровенно говоря, у Меня не было никаких дел в Бенгалии. Я пришел сюда только для того, чтобы увидеть вас. Очень хорошо, что вы пришли увидеться со Мной. А теперь возвращайтесь домой и ничего не бойтесь. Я уверен, что очень скоро Кришна освободит вас.

Затем Господь обнял Рупу и Санатану. Братья предупредили:

- Дорогой Господь, хотя царь Бенгалии Набоб Хуссейн Шах относится к Тебе с величайшим уважением, Тебе больше нечего делать здесь, поэтому как можно быстрее отправляйся в путь. Как бы почтительно ни вел себя царь, он мусульманин и верить ему нельзя. Кроме того, Ты идешь во Вриндаван в окружении сотен и тысяч людей, но паломники так не делают.

Махапрабху послушался их совета и повернул обратно.

После встречи со Шри Чайтаньей Рупа и Санатана стали обдумывать, как уйти с государственной службы. Они пригласили несколько брахманов, которые должны были проводить для них обряды и повторять святое имя Кришны.

Шрила Рупа Госвами отдал одному бакалейщику на сохранение десять тысяч золотых монет, а остаток переправил на двух лодках в деревню Бакла-Чандрадвипа. Там он разделил свои накопления между брахманами, вайшнавами и родственниками, оставив себе часть на непредвиденные расходы и личные нужды.

Рупе Госвами сообщили, что Шри Чайтанья Махапрабху собирается пойти из Джаганнатха-Пури во Вриндаван через джунгли провинции Мадхья-Прадеш. Тогда он послал двух человек в Джаганнатха-Пури узнать, когда Господь отправляется в путь, и решил встретиться с Ним. Для этого Рупа подал в отставку.

Шрила Рупа ГосвамиКогда Шри Чайтанья пошел во Вриндаван через джунгли Джхарикханды, Рупа Госвами оставил дом, сообщив Санатане, что вместе с младшим братом, Анупамой Малликом, идет к Махапрабху. Некоторое время спустя Рупа достиг Праяга и провел там в обществе Шри Чайтаньи десять дней. Именно тогда Господь дал ему наставления, которые легли в основу книги «Бхакти-расамрита-синдху».

В Джаганнатха-Пури Рупа общался с великим преданным Харидасом Тхакуром, Самим Господом и его близкими спутниками. Шри Чайтанья беседовал с ним и часто восхищался его изумительно красивым почерком. Шриле Рупе Госвами удавалось сочинять стихи, полностью отражавшие настроение и желания Махапрабху, по указанию которого он написал две своих книги «Лалита-мадхава» и «Видагдха-мадхава».

Господь Чайтанья хотел, чтобы двое братьев издали как можно больше книг, отстаивающих идеи религии, и Он отправил Рупу Госвами во Вриндаван. Через некоторое время к нему присоединился Санатана.

У братьев не было постоянного места жительства — жили они под деревьями, проводя ночь то под одним, то под другим. Ели они очень мало — лишь то, что жертвовали местные жители, одевались в рваные одеяла, а спали обычно не больше полутора часов в сутки. Но не было людей счастливее их. Практически двадцать четыре часа в сутки они были заняты воспеванием имен Кришны, обсуждением Его игр и написанием вайшнавских книг. Часто братья испытывали духовный экстаз и танцевали, ликуя от радости.
Вскоре после прихода во Вриндаван Рупа Госвами установил там божество Вриндадеви.

Найти Бога

Шастры говорили о том, что форма божества Говинда-Дева, установленная Махараджей Ваджранабхой, находится в Йогапитхе во Вриндаване. Рупа Госвами ходил из леса в лес, от деревни к деревне в поисках Йогапитхи, но не мог обнаружить ее нигде. Как-то он сидел на берегу Ямуны и размышлял о своих поисках:

- Как человек может найти Бога? Никто не заставляет солнце появляться, оно появляется само по себе. Так же и Бог появляется по своему собственному желанию, а не в силу чьих-либо усилий, кто бы ни пытался ему к этому принудить.

Он начал искренне молиться. Неожиданно появился красивый мальчик и спросил мелодичным голосом:

- О, святой человек, почему ты плачешь?

Рупа рассказал ему о причине своей печали. Мальчик ответил:

- Не переживай. Знаешь, во Вриндаване в Кеши-тиртхе есть место, которое называется Гоматила. Это и есть Йогапитха. Каждый день перед восходом луны туда приходит красивая корова и с любовью и удовольствием поливает одно место молоком из своего вымени. Там и находится Говинда-Дев, скрытый землей. Пойдем со мной, я покажу, где находится это место.

Мальчик показал место и внезапно исчез.

Рупе не понадобилось много времени для того, чтобы сообразить, что это был Сам Говинда-Дев, который пришел, чтобы направить его, и Рупа обрадовался. Он пошел к дому одного из враджаваси (жителей Враджа), жившего неподалеку, и поведал ему о произошедшем. Тот собрал других жителей. Они отправились к Гоматиле, начали копать место, влажное от коровьего молока, и почти сразу обнаружили прекрасное божество Говинда-Дева. Их радости не было конца, все в восторге кричали: «Говинда-Дев! Говинда-Дев!».

Милость Радхарани

Шрила Рупа ГосвамиКогда Рупа Госвами жил во Вриндаване, он медитировал на Дхамешвари (божество-повелительницу святого места) Радхарани. Как-то раз в Нандаграме его охватило глубокое чувство печали из-за того, что она его ни разу не благословила. Эта мысль все больше и больше угнетала его.

Он настолько пал духом и погрузился в печаль, что перестал есть и пить. Так прошло два дня. На третий день ему передали, что к нему собирается зайти Санатана. Рупа подумал, что если бы у него были молоко, рис и сахар, то он мог бы приготовить вкусное блюдо кхир, чтобы угостить брата.

Тем временем Радхарани беспокоилась из-за того, что Рупа Госвами постился. Она подумала, что могла бы дать милость и Рупе, и Санатане. Приняв форму местной девушки, Радха пришла к Рупе Госвами и сказала мелодичным голосом:

- Святой человек, ты уже несколько дней не ходишь за подаянием. Должно быть, ты голоден. Моя мама прислала меня передать тебе вот эти продукты, чтобы ты смог приготовить кхир и поесть.

Рупа Госвами был поражен:

- О, как милостива Радхарани! Как только мне захотелось угостить Санатану кхиром, она вошла в сердце матери этой девушки и побудила ее прислать мне необходимые продукты!

Когда он начал раздумывать о милости Радхарани, слезы благодарности потекли у него из глаз. Но эти мысли не уничтожили его печали. Он подумал: «Радхарани не дала своей милости лично мне».

Девушка была удивлена, видя, что он плачет. Она сказала:

- Почему ты плачешь? Из-за того, что ты ослабел и не можешь готовить? Если это так, то я могу приготовить тебе поесть.

- Я сам буду готовить. Я не ослабел.

- Нет, ты ослабел, потому что ты не ходишь за подаянием и ничего не ешь!

- Девушка, я живу здесь ради того, чтобы получить милость Враджешвари Радхарани. Ну, а раз она мне ее не дает, то зачем мне куда-то ходить, есть и вообще жить?

- Ты ведь знаешь, что Радхарани уже пролила на тебя Свою милость. Моя мама говорит, что никто не может жить во Вриндаване, не получив Ее милости. Поэтому не плачь. Я ухожу. Приготовь кхир и поешь, иначе Радхарани очень расстроится.

Девушка ушла. Когда она уходила, она с любовью взглянула на Рупу Госвами и улыбнулась. Ее нежные взгляды и мелодичная речь разбудили в его сердце приятное беспокойство.

Когда Санатана Госвами отведал кхира, он был изумлен его необычайным вкусом и ароматом. Он спросил Рупу, откуда он достал продукты, чтобы приготовить это блюдо. Когда брат рассказал ему всю историю, Санатана сказал:

- Рупа, это была Сама Радхарани! Ты заставил ее волноваться своим постом и желанием угостить меня. Преданный не должен желать чего-либо или поститься!

Уход

В 1554 году жизненный путь Рупы Госвами подошел к концу. Пребывая уже в немощном теле, Рупа Госвами провел похоронную церемонию своего брата, принес его пепел во Вриндаван, похоронил его рядом с храмом Мадана Мохана и организовал большой праздник. Затем с сердцем, наполненным скорбью, он вошел в свою хижину, чтобы больше уже не выйти из нее. Позабыв о своем теле и обо всем, что его окружало, он оставался полностью погруженным в джапу (повторение святых имен) и медитацию. Не прошло и месяца, как он оставил тело.

Труды

Рупа Госвами написал бесчисленное множество книг. Наиболее важные из них:

  1. «Хамсадута»,

  2. «Уддхава-сандеша»,

  3. «Кришна-джанма-титхи-видхи»,

  4. «Радха-Кришна-ганоддетиа-дипика», «Брихат» («Большая»),

  5. «Радха-Кришна-ганоддетиа-дипика», «Лагху» («Малая»),

  6. «Ставамала»,

  7. «Видагдха-мадхава»,

  8. «Лалита-мадхава»,

  9. «Дана-кели-каумуди»,

  10. «Бхакти-расамрита-синдху» (самая известная из книг Шри Рупы Госвами),

  11. «Уджджвала-ниламани»,

  12. «Акхъята-чандрика»,

  13. «Матхура-махима»,

  14. «Падьявали»,

  15. «Натака-чандрика»,

  16. «Лагху-бхагаватамрита».





Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика