Однажды, когда Господь Чайтанья предпринял первую попытку отправиться во Вриндаван, Он пошел по особому маршруту – через деревню Рамакели, устраивая там удивительные киртаны (пение духовных песен и молитв) в окружении великого множества людей. Неожиданно Махапрабху стал неотрывно смотреть в сторону удаленной деревни Кхетуриграм, и из глаз Его потекли слезы, а тело начало дрожать. Охваченный экстазом любви, он закричал: «Нароттама, Нароттама!»
Нитьянанду Прабху, постоянного спутника Господа, это не удивило. Уже несколько раз посреди бурного киртана Господь Чайтанья выкрикивал это имя. Но сейчас, однако, он делал это с огромной радостью. Слезы ручьем текли из его глаз. Махапрабху открыл причину своего необычного экстаза: «Нитьянанда, там, за рекой, в деревне Кхетуриграм, скоро родится Нароттама. Сейчас я вложу всю Свою любовь в реку Падма, и когда Нароттама придет сюда искупаться, она передаст ее ему».
После киртана преданные пошли купаться, и, когда Махапрабху вошел в Падму, ее воды поднялись из берегов, не в силах вместить Божественную Прему, которую Чайтанья вложил туда
В 1534 году, в год ухода Махапрабху, в полнолуние месяца Магх (январь-февраль) Нароттама дас появился в этом мире. Как и предсказывал Махапрабху, он родился в Кхетури.
Мальчик был необычайно красив – с изящными руками и подобными лепесткам лотоса глазами. Ребенок обладал удивительными качествами и стал любимцем всего Кхетуриграма.
Во время традиционного обряда анна-прашанам, когда ребенок должен был впервые съесть зерновую пищу, родители встретили отпор с его стороны. Нароттама наотрез отказывался есть то, что ему давали. Однако вскоре пришел вайшнав с такой же пищей, но до того предложенной Кришне, – Нароттама с удовольствием съел ее. Тогда все поняли, что в первый раз он отказался есть лишь по одной причине: эта пища не была предложена Господу. Подобное поведение мальчика свидетельствовало о его большой преданности Богу.
Когда Нароттама начал учиться, все были поражены его гениальной памятью. Он быстро освоил все академические предметы, санскрит и ведические писания.
Отцом Нароттамы был могущественный царь Кришнананда Датта, а мать звали Нараяни деви.
Они были сказочно богаты и воспитывали сына как наследного принца. Однако он не проявлял никакого интереса к семейной жизни и материальным удовольствиям и полностью посвятил себя слушанию рассказов о Кришне и воспеванию Его имени. Его любимым занятием было сидеть у стоп пожилого брахмана Шри Кришнадаса, который ежедневно рассказывал ему об играх Господа Чайтаньи Махапрабху.
Однажды, когда Нароттаме было 13 лет, во сне ему явился Нитьянанда Прабху и сказал: «Завтра на рассвете тебе следует принять омовение в реке Падме. Тогда ты полностью получишь Гаура-прему – любовь к Богу». Проснувшись, Нароттама немедленно пошел к реке. Он погрузился в воду, стал пить ее и почувствовал большие перемены в себе: его темная кожа приобрела золотой цвет тела Гауранги Махапрабху, и экстаз, который испытывал Господь, вошел в сердце Нароттамы. Слезы потоком лились из его глаз, волосы поднялись, а тело дрожало. Весь день Нароттама горевал и плакал от разлуки с Господом.
Родители не могли не заметить чудесных перемен, произошедших с их любимым Нару. Царь Кришнананда, отец Нароттамы, боялся, что тот покинет царский дворец и примет жизнь в отречении. Для царя это было бы ужасно: его единственный сын, наследник престола, уходит, как будто все богатства ничего не стоят. Кришнананда поручил своим лучшим охранникам день и ночь караулить Нароттаму. А единственным занятием Нароттамы продолжало оставаться воспевание имен Радхи и Кришны. Он молился: «О Мой Господь Гауранга Махапрабху, освободи меня от этой безумной семейной жизни и позволь служить Тебе в обществе вайшнавов!»
Это единственное его стремление стало настолько сильным, что он не мог спать, его ум и сердце были полностью поглощены играми Господа и Его миссией. Однажды, впав в забытье, Нароттама увидел перед собой Господа Чайтанью. Махапрабху сказал: «Отправляйся во Вриндаван!», – и исчез.
Когда Нароттаме исполнилось шестнадцать лет, Джайгирдар (влиятельный мусульманский правитель этого района) потребовал, чтобы юноша явился к нему и благословил его. Отец Кришнананда не мог отказать такой значительной личности, и Нароттама отправился в дорогу. Но добравшись до двора Джайгирдара, он нашел возможность бежать.
Теперь или никогда. Осторожно обойдя стражу, он скрылся в лесу. Молодой человек был полон решительности найти дорогу в священный Вриндаван
Путешественнику нужно было пройти пешком большую часть Индии. Его нежное, взлелеянное в царских палатах тело с трудом переносило тяготы пути, и Нароттама начал испытывать утомление и голод. Через три дня его ноги покрылись волдырями, и в какой-то момент он потерял сознание от истощения. Тогда перед ним появился Махапрабху в виде брахмана с золотистой кожей, в руках он держал горшок молока, чтобы Нароттама мог подкрепиться.
Не узнав в брахмане Самого Шри Чайтанью, Нароттама забылся сном, ослабев от истощения. Во сне Рупа и Санатана подбадривали его: «Нароттама, скоро твои страдания окончатся. Махапрабху явился перед тобой и принес тебе молока, чтобы поддержать тебя. Выпей все до дна и продолжи свой путь во Вриндаван». Молоко полностью восстановило силы Нароттамы, и он продолжил свое путешествие.
Кришнананда отправил большое количество людей на поиски сына. Одна из групп опытных стражников обнаружила юного беглеца. На их расспросы он ответил так: «Когда муж умирает, по нашему обычаю верная жена может войти в огонь (сати) и сгореть вместе с его телом на погребальном огне. Я тоже иду в огонь посвящения себя Богу. Когда женщина хочет показать преданность мужу таким чрезвычайным образом, естественно, что доброжелатели пытаются остановить ее. Они не дают ей войти в огонь сознания Бога. Но вы также должны понять, что я не буду преданным слугой моего Господа, если не попытаюсь войти в этот огонь». Простая и поэтическая аналогия Нароттамы тронула стражников, и они отпустили его. Один стражник даже дал ему немного денег на расходы. Это был один из обычных примеров духовной силы Нароттамы и его завораживающей личности.
Вскоре юный паломник достиг Вриндавана. Из всех прославленных преданных слуг Господа, с которыми довелось познакомиться Нароттаме, наибольшее впечатление на него произвел Локанатха Госвами, чья исключительная скромность и аскетизм были признаны всеми. Поскольку Махапрабху накануне рассказал Локанатхе во сне о скором приходе Нароттамы, Локанатха устроил, чтобы они могли поесть вместе, и во время этого обеда юноша рассказал Локанатхе всю историю своей жизни, в заключение признавшись, что в сердце уже принял его своим гуру.
Локанатха Госвами сердечно рассмеялся. За всю свою жизнь он не взял ни одного ученика. «Я самый падший, а ты очень ученый, – сказал он. – Сам Господь Чайтанья явился перед тобой и обнял тебя. Он изначальный гуру, гуру Вселенной. Какого еще учителя ты хочешь? Ты более возвышен, чем я!»
Нароттама ответил: «Нет, нет, мой господин, я бедный человек, у меня нет никаких достоинств. Да, Господь появился передо мной во сне и обнял меня, потому что Он милостив к падшим. Я самый падший и грешный, и по Своей беспричинной милости Господь явился передо мной. Я совсем потерялся и без милости духовного учителя не смогу продвигаться по пути бхакти. Пожалуйста, возьмите меня своим слугой. Махапрабху приказал мне принять посвящение у вас». Локанатха Госвами пребывал в нерешительности: за всю свою жизнь он не принял ни одного ученика и не хотел нарушать своего обета.
Однако Нароттама был решителен в своем желании получить прибежище у лотосных стоп своего гуру.
Он регулярно слушал лекции Локанатхи, из смирения питался только остатками пищи учителя. Так прошел год, но Локанатха все еще не был готов дать инициацию своему достойному ученику.
Тогда Нароттама дас Тхакур решить служить ему тайно. Каждый день рано утром он приходил к месту, где Локанатха Госвами справлял свои естественные потребности перед утренним омовением. Однажды, поняв, что ему кто-то служит, Локанатха спрятался в кустах и увидел, что это Нароттама вычищает место его туалета. Он не мог поверить своим глазам и закричал: «Нароттама! Что ты делаешь?! Ты наследный принц! Великий ученый! Почему ты ползаешь на коленях и убираешь за мной испражнения?! Почему?!» Нароттама смиренно ответил: «О дорогой Гуру Махарадж! Я отрекся от всех царских удовольствий и взамен получил высшее счастье в жизни: возможность служить тебе таким образом».
Локанатха был тронут искренностью Нароттамы. «Твоя неистовая решимость превзошла мою, – сказал он, – но ты будешь единственным учеником, которого я приму».
Локанатха инициировал Нароттаму в соответствии с традициями Гаудия-сампрадаи, дав ему Харе-Кришна-мантру и Гаятри-мантру. Кроме того, Локанатха открыл Нароттаме его вечную духовную форму Виласа Манджари и объяснил, что его служение в духовном мире – кипятить молоко. Получив такую милость от своего гуру, Нароттама начал погружаться в медитативный транс, видя себя в образе манджари, кипятящей молоко для Радхики и других гопи. Очень часто в своей совершенной форме (сиддха-деха) он искал сухой хворост, чтобы поддержать огонь. Иногда молоко убегало, и тогда Нароттама пытался остановить его голыми руками. В глубокой медитации он не обращал внимания, что обжигал себе руки. Но выйдя из транса, обнаруживал на своих руках ожоги. И хотя Нароттама скрывал их, весь Вриндаван знал их мистическое появление.
После посвящения Локанатха велел Нароттаме пройти обучение у Дживы Госвами. Выполняя указание учителя, Нароттама предался лотосным стопам Дживы Госвами и попросился к нему в ученики. Как раз в это время произошла встреча Нароттамы со Шринивасом, который пришел во Вриндаван учиться под руководством Дживы Госвами, и они стали большими друзьями. Оба они, вместе с Дукхи Кришнадасом (Шьяманандой) были лучшими учениками Дживы Госвами и преуспели во всех предметах. Они стали дороги сердцам всех жителей Враджа. Впоследствии Джива Госвами дал им почетные титулы: Нароттама дас Тхакур, Шринивас Ачарья и Шьямананда Пандит.
Он также поручил им особую миссию распространения учения Госвами Вриндавана и их последователей в Бенгалии и Ориссе.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта