«Психология духовного поиска» – так называется семинар, который Бхакти Вигьяна Госвами читал для психологов в Израиле в течение нескольких лет. Сейчас по материалам этого семинара, в основе которого лежит учение Бхагавад-гиты, готовится к изданию отдельная книга. Мы же начинаем публиковать отрывки из нее.
Сегодня в сфере психологии существует много различной информации. Но вот чего недостает людям, так это умения использовать полученное знание на практике, следовать ему в повседневной жизни и таким образом развязывать узлы тех или иных проблем. Согласно Ведам, человек обладает знанием лишь тогда, когда в своей повседневной жизни следует услышанному или прочитанному. Знание и практика должны стать тождественными. Но если практического усвоения знания не происходит, то оно так и останется никого ни к чему не обязывающим – а значит, в конечном итоге, бесполезной информацией.
Шанкарачарья, один из величайших философов Индии, прославляя Бхагавад-гиту, в первом же стихе своей «Гита-махатмьи» обещает, что человек, обратившись к Гите, обретает одну бесценную вещь:
гита-шастра идах пунйам йад прахрет прайадах пунам
вишнох падам авахнати бхайо субхади варджитах
В этом стихе он говорит, что тот, кто читает «Гита-шастру», или Бхагавад-гиту, – причем читает очень внимательно, – достигает лотосных стоп Вишну, который является Верховной Личностью Бога. При этом Шанкарачарья говорит бхайо субхади варджитах – такой человек избавляется от бхайи. Санскритское слово бхайа означает «страх». Таково первое благословение, которое дает Шанкарачарья, – человек достигает божественной обители, божественного состояния сознания и одновременно с этим избавляется от страха и всего, что из него следует: страдания, горя и беспокойств. То есть, достигая совершенно иного состояния сознания, человек обретает покой, умиротворение, радость. Он испытывает непрерывное, длящееся вечность счастье. Но пока мы не избавимся от страха, не может быть и речи о том, что мы сможем кардинально решить свои психологические проблемы и стать счастливыми.
Нашу беседу на тему психологии духовного поиска я не зря начал с упоминания о страхе. Как это ни прискорбно, но часто именно страх заставляет человека пускаться в духовный путь. Духовными искателями, как правило, становятся люди, которые пытаются избавиться от своих проблем, от своих несчастий. Люди, которые испытывают страх, неуверенность в себе. Духовная жизнь многих людей начинается не из любви к истине, не из поиска Бога, а из стремления найти в этом мире какую-то защиту, какое-то безопасное место. Бхагавад-гита неслучайно рассказана во время страшной братоубийственной войны. Кришна изложил Арджуне азы духовной науки непосредственно на поле боя, где страх был преобладающей эмоцией.
Введением в Бхагавад-гиту стала сцена, в которой описываются две стоящие друг против друга огромные армии, готовые по первому же приказу вступить в смертельную схватку. На кон поставлена жизнь каждого человека, который находится на огромном поле, именуемом Курукшетрой. Через несколько часов оно будет залито кровью, а стоящие друг против друга воины, глядя в лицо своего противника, будут движимы одной мыслью: либо я убью, либо меня убьют. В каком-то смысле это поле боя является аллегорией нашей с вами жизни. Вся наша жизнь – поле боя. То, насколько достойно мы будем вести битву и выйдем ли мы из нее победителем, является очень существенным вопросом, который каждому нужно решить.
Патанджали Муни в «Йога-сутре» утверждает, что страх смерти присущ каждому человеку, и его не могут избежать даже величайшие мудрецы. Корень всех наших фобий, всех наших беспокойств один – мы все боимся смерти. Страх смерти настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что мы перестали его замечать, мы не отдаем себе отчет в том, что он живет в нас. Страх стал привычным, инстинктивным состоянием человека, находящегося в материальном мире, и он является самой большой его проблемой. Можно сколько угодно повторять, что мы ничего не боимся, но если вам вдруг скажут сейчас: «Через несколько секунд вы умрете», то далеко не факт, что вы воспримете это известие с радостной улыбкой на устах.
Конечно же, были люди в истории человечества, которые воспринимали известие о своей скорой кончине с улыбкой. Сократ – один из них, он бросил вызов смерти. Ему предстояло выпить чашу яда. Когда человек, готовивший для него смертельное зелье, хотел продлить его жизнь хоть на пару дней, Сократ попросил не тянуть с приготовлением яда – мудрец был готов пережить кончину физического тела немедленно. Он был уверен, что смерти нет. Но это легко сказать! Очень трудно ощутить эту истину в своем сердце и избавиться от страха.
Бхагавад-гита позволяет человеку обрести бесстрашие. Размышление над этой книгой приводит не просто к тем или иным теоретическим выводам, а дарует опыт переживания своего собственного бессмертия.
Говоря о страхе, необходимо сказать о том влиянии, которое он оказывает на наши ум и тело. Физический эффект переживания страха заключается в том, что все органы человека, его ум начинают напрягаться. Под влиянием страха мы утрачиваем способность выполнять какие-то элементарные действия, которые спокойно совершаем в естественном, расслабленном состоянии. Когда мы чего-то боимся, мы перестаем нормально соображать, и чем больший страх мы переживаем, тем сильнее сжимаются наш ум и наше тело.
Человеку, когда он боится, хочется спрятаться, закрыться, и в этом воздействии страха заключается его самое негативное влияние. Любовь раскрывает сердце, любовь делает человека открытым, свободным, счастливым. Страх – закрывает наше сердце, он словно закутывает нас в кокон. Наш ум съеживается, и от этого уменьшается наша способность к восприятию. Поэтому, чтобы принять новое знание, человек должен открыться, должен впустить его внутрь себя и предоставить ему возможность там работать. Но если человек закрыт, если он замкнулся в броню, спрятался в кокон, то маловероятно, что он будет способен нормально соображать и воспримет пришедшее к нему знание. Чтобы это произошло, необходимо расправиться со своим страхом, нужно избавиться от негативных мыслей о смерти, раскрыть свое сердце и ум, раскрыть самого себя навстречу новому знанию.
Через описанную в Гите трагедию мы должны постараться понять, как Кришна помогает нам устранить все препятствия – прежде всего, страх – на пути восприятия знания.
Источник: veda.ruСпасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта