Все ли дороги ведут к храму?

Автор: Бхакти Вигьяна Госвами
Поделиться
Дата: 28.05.2016 | Время на чтение: 14–15 мин.
Все ли дороги ведут к храму?

Меня попросили поделиться соображениями о том, зачем в Москве нужен храм Кришны. Наверное, прежде чем пытаться доказывать кому-то, зачем вообще нужен храм, тем более храм такой экзотической для России религии, как кришнаизм, я должен рассказать, зачем этот храм нужен мне.

Когда я слышу рассуждения о том, что религия человека должна определяться местом его рождения и средой, я невольно примеряю это к себе. Моя мать - русская, отец - армянин. Я родился и вырос в Ташкенте. Среди моих ближайших друзей были русские, евреи, узбеки и корейцы. Человек, который впервые рассказал мне о Боге и дал тайком почитать Евангелие, был татарином. Учился я в МГУ, где, помнится, сдавал экзамен по научному атеизму… Интересно, в какого бога я должен верить, если исходить из моей национальной принадлежности или из влияний, оказанных на меня в детстве и юности? Какой бог оприходовал мою грешную душу в тот миг, когда она воплотилась в интернациональной стране, в атеистической семье, в теле с экзотическим сочетанием генов?

К счастью, вопрос этот меня не мучит, потому что двадцать пять лет изучения духовной философии убедили меня в том, что дух не имеет национальности. Стены, воздвигаемые людьми в этом мире, по моему убеждению, не доходят до царства Бога, а привратники этого царства не проверяют на входе членских билетов. Я верю, что нет разных богов, что Бог один, и ценит Он не принадлежность человека к какой-то религии, а его качества, движения его души и поступки. Так уж получилось, что я верю также и в то, что одно из бесчисленных имен единого и бесконечного Бога – «Кришна». Именно благодаря Бхагавад-гите я, потомственный атеист, открыл для себя Бога, поменял свой образ жизни и ценности и поверил в то, что источником мира является не слепой случай, а Высший Разум.

Все бы хорошо, но с тех пор, как это произошло, мне часто приходилось задаваться недоуменным вопросом: неужели моя вера в то, что одно из имен Бога – «Кришна», является преступлением?

Недавно во время одного из интервью журналистка спросила: «Чего вы боитесь?» Действительно, чего? Лично я больше всего боюсь ненависти и лжи, которые разрушают в человеке подлинную веру в Бога. Религия должна излечивать человека от смертельной болезни ненависти. Но, увы, иногда, прикрываясь религией, люди сознательно разжигают в других ненависть, прибегая для этого ко лжи.

Преданная Кришне

«Кришнаиты - американская тоталитарная секта, которую никто не признает в Индии». Наверное, поэтому первую группу российских паломников-кришнаитов принимал премьер-министр Индии Раджив Ганди? Наверное, поэтому премьер-министр Индии А.Ваджпайи открывал наш храм в Дели, а пару лет спустя российский посол, востоковед по профессии, А.Кадакин открывал музей и культурный центр при этом же храме? Наверное, поэтому спикер индийского парламента М.Джоши и вся парламентская делегация в полном составе посетили наш храм в Москве и молились в нем о процветании России? Наверное, поэтому члены Делийского межконфессионального совета, в том числе и  католический епископ, православный священник и имам Дели, собравшись вместе в Делийском храме Общества сознания Кришны, поблагодарили мэра Москвы за выделение земли под строительство храма Кришны?

«Настоящие индусы не приходят в храмы Общества сознания Кришны, потому что индусом нельзя стать, им нужно родиться». Загляните в любой наш храм в праздник или в воскресенье, чтобы самим убедиться, сколько в нем индусов, причем не только из Индии, но из Непала, Шри-Ланки, Маврикия и др. Приведите мне хоть одну цитату из священных писаний Индии, которая бы гласила, что индусом нельзя стать. Еще за сто лет до нашей эры (!) греческий посол Гелиодор на колонне, воздвигнутой в честь Вишну в Беснагаре, выгравировал, что принял веру в Кришну-Васудеву.

«Кришнаиты обращают православных в свою веру». Да не приходят к нам православные, так же как и люди других религий. Зачем им к нам приходить, если у них уже есть своя религия? К нам приходят в основном ищущие люди, не имеющие никакой религии, люди, которые благодаря соприкосновению с нашей традицией избавляются от вредных привычек и от наркотической зависимости, становятся чистоплотнее и здоровее и обретают веру в Бога.

«Кришнаиты финансируют преследования христиан в Индии». Это, пожалуй, самое «крутое» из всего, что доводилось слышать. Господа обвиняющие, вы хотя бы определились все-таки с тем, кто же мы: безродные нео-индуисты американского происхождения, или индусские фундаменталисты? Что же касается преследований, то одной только столице Индии Дели пять православных приходов, не говоря уже о католических и протестантских. Правительство Дели, насколько мне известно, в любой момент готово выделить землю под строительство храма Русской православной церкви.

«Кришнаиты коварно раздают нуждающимся идоложертвенную пищу, чтобы заниматься прозелитизмом и таким образом обращать людей в свою веру». Право, невольно вспоминаются обвинения в адрес иудеев в том, что маца, мол, замешивается на крови христианских младенцев. Воистину, лобное место пусто не бывает! Во-первых, не поклоняемся мы идолам - мы  поклоняемся единому Богу и великим святым, чьи изображения в нашей традиции играют практически ту же роль, что иконы у христиан. Во-вторых, процесс освящения вегетарианской пищи не имеет ничего общего с языческим обрядом заклания животных, плоть которых,  собственно, и составляла запрещенную к употреблению идоложертвенную пищу. Чтение же молитв над пищей практикуется в большинстве религий и является выражением элементарной благодарности Богу. И, наконец, в-третьих, за два с половиной года проведения бесплатной благотворительной программы в разрушенной войной Чечне и среди беженцев в Ингушетии у нас не появилось ни одного местного последователя, ни русского, ни чеченца, ни ингуша. То же самое можно сказать и о результатах пятилетней благотворительной программы в Сухуми. Если это инструмент для прозелитизма, то, надо сказать, довольно неэффективный.  Мы делали это, движимые желанием помочь людям, оказавшимся в беде. Двое добровольцев нашей благотворительной программы «Харе Кришна - Пища жизни» погибли (один в Сухуми, другой в Грозном). Поэтому беспочвенные обвинения в адрес этой программы воспринимаются нами как кощунство и надругательство над их памятью.

Проект Храма

Не знаю, ответил ли я до конца на вопрос, поставленный в начале статьи: зачем нужно строить храм Кришны в Москве? Прежде, чем отвечать на него, нужно, чтобы кто-то вразумительно объяснил мне, кому он может помешать. Но если все же кратко ответить на этот вопрос, то, пожалуй, точнее всего будет сказать, что в моих глазах, так же как и в глазах очень многих других людей, не имеющих отношения к нашей религии, воздвижение этого храма будет означать, что свобода совести и демократия окончательно утвердились на территории России и права небольших религиозных групп охраняются здесь так же, как и права большинства.

Что же касается вопроса: кому нужен этот храм, то ответить на него совсем нетрудно. В Москве живут тысячи людей, которые так или иначе верят в Кришну и вправе иметь место поклонения Богу по своим обрядам. Единственный существующий храм изначально не был приспособлен для осуществления этих целей, но даже он вскоре будет разрушен. Индийская община в Москве тоже насчитывает несколько тысяч человек. Она постоянно растет и будет продолжать расти по мере укрепления экономических и политических связей между нашими странами. Все члены этой общины приходят в наш храм на свои праздники, участвуют в богослужениях, проводят в нашем храме обряды и прочее. Крошечный, не соответствующий  ритуальным канонам храм не мог полностью удовлетворить потребности этой общины. Будущий храм рассчитан на то, чтобы помочь членам индийской общины в удовлетворении их духовных потребностей и тем самым еще больше укрепить дружбу между Россией и Индией.

Харинама-санкиртана (Москва)

Кроме того, есть множество русских людей, чей интерес к нашей религии никогда не перейдет за рамки любопытства. Мы прекрасно понимаем, что большая часть людей в России всегда будет придерживаться традиций православия, однако в России всегда жил и будет жить интерес к Индии и ее великой духовной культуре. Бхагавад-гита впервые была переведена на русский язык раньше, чем на многие европейские - в 1788 году. Знакомство с этой культурой, по моему глубокому убеждению, может только обогатить жителей столицы и принести им благо.

В завершение мне вспомнился один маленький курьез. Однажды, прощаясь со мной, один знакомый священник (по понятным соображениям имени его я называть не стану), человек редкой доброты и ума, с улыбкой процитировал слова своей однокурсницы, историка по профессии: «Чего вы боитесь кришнаитов? Милые, скромные, безобидные люди. Лет через двадцать они все станут православными». Не знаю, сбудется ли это предсказание. Но для меня это не так и важно. Гораздо важнее мне было услышать еще одно беспристрастное свидетельство того, что те же качества присущи всем по-настоящему религиозным людям, будь то православные, мусульмане или кришнаиты. И если людей с такими качествами в Москве будет больше, то все от этого только выиграют.





Видео
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика