Кришнаизм относится к монотеистическим религиям. Мы считаем, что Бог один. В соответствии с нашей философией, Бог является причиной всех причин, изначальным источником всего сущего. Из одного этого определения следует, что у Бога не может быть ни соперников, ни равных.
При этом мы признаем существование сложного механизма управления Вселенной. Так же, как в государстве власть президента распространяется через многоуровневую иерархическую систему, власть Бога во Вселенной проявляется через разных личностей, которых Он наделил долей Своей из- начальной власти. В индийской космологии этих личностей называют дэвы, что иногда переводится как «полубоги» или даже «боги». Вот почему люди, которые не слишком хорошо разбираются в Ведах, порой путаются в терминологии и думают, что индуисты поклоняются многим богам. Но если обратиться к ведическим писаниям, то мы найдем множество утверждений о том, что Бог – один, и все остальные живые существа являются Его частицами.
Душа, безусловно, может существовать отдельно от тела. И этот факт подтвержден не только ведическими писаниями, но и множеством научных исследований, связанных с предсмертными состояниями, воспоминаниями о прошлых жизнях и т.д.
С духовной точки зрения, связь души с телом является невыгодной сделкой, ибо такая связь ограничивает душу. Душа – это искра Высшего Духа (Бога), и она обладает многими качествами Бога. В чистом своем состоянии душа не испытывает голода и жажды, не стареет и не умирает. Три основных качества души – это вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда).
И мы знаем, что всякий человек, так или иначе, ставит перед собой эти три цели, неразрывно связанные с вышеупомянутыми качествами:
человек хочет жить вечно, пусть даже опосредованно – в своих детях, научных открытиях или творчестве;
человек постоянно расширяет сферу своего знания и опыта – он учится, читает книги, разгадывает кроссворды, ездит в дальние страны, покоряет горные вершины;
человек хочет счастья, он рожден для него и воспринимает страдания как нечто противоестественное.
Ошибка заключается в том, что этих целей мы пытаемся достичь в рамках обыденного опыта, в этом материальном теле. Но в этом теле душа не может находиться вечно. Она не в силах полностью реализовать свою потребность в знании, поскольку тело ограничено органами чувств, сильно сужающими спектр опыта. И человек не может испытывать постоянного блаженства в силу устройства материального тела.
Именно поэтому в обществе всегда существовали философия, религия и различные духовные практики, которые с тем или иным успехом позволяли людям ощутить вечность, знание и блаженство – но не во внешнем мире, не в контексте материи, а в контексте духа – в своем сердце, в своем сознании, в своей душе.
В соответствии с философией Вед, душа вечна. Это значит, что душа не была создана в момент зачатия, а существовала до этого и продолжит свое существование после смерти тела. Слово «реинкарнация» переводится как «повторное воплощение». В «Бхагавад-гите» этот процесс описывается так: «Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика. Точно так же после смерти она переходит в другое тело».
Закон, управляющий процессом переселения душ, называется законом кармы. Это закон причин и следствий, согласно которому все, что с нами происходит сейчас, имеет причину в прошлом. Любое наше действие подобно семени, плоды которого мы пожнем через какое-то время. Какие-то плоды мы получаем уже в этой жизни. Например, если мы занимаемся спортом, мы становимся сильнее, а если употребляем алкоголь – создаем причину, вызывающую последствия в виде болезней. Какие-то плоды придут к нам в следующей жизни – в частности, только этим можно объяснить врожденные болезни или смерть в раннем возрасте. Ведические писания утверждают, что место нашего рождения, страна и семья, форма нашего тела, склад ума, а также испытания и радости, которые выпадают на нашу долю, – все это не случайно и имеет свою причину в прошлых наших воплощениях.
Это не совсем так, потому что некоторые ее помнят. Есть много научных исследований, подтверждающих достоверность этих воспоминаний. Например, профессор психиатрии Ян Стивенсон проанализировал более 2 500 случаев восстановления памяти о прошлых жизнях. Все эти случаи были тщательно проверены, и подтверждение получили более 62% этих воспоминаний. Кроме того, психологами иногда применяется метод гипнотической регрессии, который позволяет пациенту вспомнить прошлую жизнь и понять, откуда у него возникли, скажем, те или иные фобии.
В «Йога-сутре», знаменитом ведическом трактате, объясняется, что увидеть прошлые жизни может только тот, кто полностью успокоил свой ум. Мы не помним о своей прошлой жизни по простой причине – мы слишком поглощены тем, что с нами происходит в данный момент. Наши органы чувств постоянно передают в мозг всевозможные сигналы, что сосредотачивает наше внимание на внешнем мире. Такое взаимодействие для большинства людей является единственной реальностью. Немногие пытаются проникнуть вглубь себя и своей памяти. Но те, кто делает это, могут вспомнить о своих прошлых жизнях.
В этом мире, безусловно, есть свобода воли, но степень ее зависит от уровня духовного развития человека. Для человека, который целиком и полностью подчиняется требованиям своих чувств и полностью отождествляет себя со своим умом, свободы практически нет. Свободу дает человеку разум, а разум – это способность поступать вопреки рефлекторным импульсам, появляющимся в ответ на раздражители внешнего мира. Ровно настолько, насколько человек способен не идти на поводу у своих низменных инстинктов и рефлексов, а руководствоваться в своей жизни разумом и высшими принципами, заложенными в священных писаниях, он свободен. Поэтому говорится, что можно жить «по карме» – то есть получить ровно то количество радостей и невзгод, которые предопределены поступками в наших прошлых воплощениях, а можно выйти за пределы кармы, приняв руководство священных писаний и духовного учителя.
Человек – это особая форма жизни, которая в каком-то смысле является перекрестком на дороге эволюции. Человек – это единственная из всех остальных форм жизни, которая создает карму; все остальные формы жизни, как более низкие, так и более высокие, предназначены для отработки кармы, созданной человеком. Например, волк не может не есть мясо – поэтому он не получает наказания за убийство. Животные действуют, подчиняясь инстинктам, биологической программе. Особая привилегия человека заключается в том, что, наделенный свободой воли и помещенный в условия, где у него будет возможность заниматься духовными поисками, он может найти высший смысл своего существования и выйти из-под власти закона кармы. В то же время, если он злоупотребит дарованной ему свободой воли и разумом, то будет деградировать в низшие формы жизни и лишится и того, и другого.
Молитва дает нам умиротворение и счастье, укрепляет нас в понимании своей вечной природы и приближает нас к Богу. Мантра – это своего рода сконцентрированная форма молитвы, некий код, освобождающий ум от беспокойств. Слово «мантра» так и переводится: «то, что освобождает ум». В Ведах мы можем найти тысячи мантр: от простого и широко известного Ом до секретных Гаятри-мантр, которые передавались от учителя к ученику на протяжении всего существования ведической цивилизации. Основной мантрой для кришнаитов является маха-мантра («великая мантра»): Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Мы произносим эту мантру как молитву, а также поем ее на разные мелодии под аккомпанемент музыкальных инструментов. (Собственно, из-за многократного повторения имени «Кришна» в этой мантре нас и называют «кришнаитами» или «движением Харе Кришна», хотя более традиционное название для последователей нашей религии – вайшнавы.) Повторяя эту мантру, состоящую из имен Бога, мы очищаем свое сознание и возрождаем свою духовную природу, что приводит нас к высшей цели жизни – чистой любви к Кришне, Богу.
Веды на санскрите называются апаурушея. Это слово указывает на то, что Веды не были созданы человеком. Они даны Богом и потому являются вечными. Мудрецы прошлого получили их в процессе откровения как результат своей медитации и аскезы, которые очистили их сознание.
Священные книги индуизма являются самыми древними священными писаниями в мире. Помимо этого они еще и самые большие по объему. Веды содержат не только теологию и философию, но и знание о медицине, астрономии, астрологии, йоге, архитектуре, музыке и т.д. В ведических писаниях содержатся уникальные сведения об устройстве окружающего нас мира, которые, казалось бы, не могли быть известны людям, жившим тысячи лет назад. Многое из того, что описано в ведических писаниях, только сейчас заново открывается современными учеными.
В ведических писаниях содержатся сведения практически по всем гуманитарным и техническим дисциплинам, однако кришнаиты изучают, в первую очередь, те части Вед, которые помогают достичь высшего предназначения человеческой жизни.Так называемые «русские Веды» («Велесова книга», «Книги Коляды» и другие книги) с точки зрения серьезных ученых являются вещью довольно сомнительной. Многие историки и лингвисты утверждают, что это относительно недавняя фальсификация.
Последователи «русских Вед» пытаются приписать происхождение ведической культуры России и русскому народу. На наш взгляд, это утверждение не выдерживает критики. Русская культура действительно имеет ведические корни: территория современной России и народы, ее населявшие, упомянуты в индийском эпосе «Махабхарата», в русском языке мы находим огромное количество санскритских слов, например названия рек и местностей на Севере и в средней полосе России (реки Кама, Мокша и т.д.). Но, в то же время, нет никаких научных доказательств того, что именно Россия является колыбелью ведической цивилизации. И, на наш взгляд, не стоит спорить о том, где зародилась ведическая традиция. Гораздо важнее, где передача этой традиции никогда не прерывалась – именно таким местом является территория современной Индии, и именно индийские Веды мы считаем авторитетными.
Нет, неправда. Поклонение идолу – это поклонение чему-то, что Богом не является. Запрет на поклонение идолам в иудаизме, христианстве и мусульманстве возник в результате борьбы с языческой политеистической культурой, многобожием, которое преобладало в то время на Ближнем Востоке. Мы уже отмечали, что кришнаизм является строго монотеистической традицией, которая признает существование только одного Бога. Бог всемогущ и вездесущ, и эти два качества позволяют Богу проявлять Себя здесь, в материальном мире. Человеку, который хочет развить с Богом близкие отношения, необходимо видеть Его зримое проявление перед собой. Иначе наша жажда личностных отношений и любви не будет утолена. Молекулы воды содержатся и в воздухе, и в земле, но человеку, испытывающему жажду, нужна вода, налитая в стакан. Точно так же, когда Бог входит в созданную по ведическим канонам «материальную» форму, мы получаем возможность утолить свою духовную жажду и исполнить наше желание служить Богу.
Что касается пищи, то обряд ее освящения существует во всех религиях. Пищу освящают, произнося благодарственную молитву, иначе говоря, связывают ее с первоисточником, Богом.
В ведических философских трактатах Бог определяется как Высшая Личность, обладающая всеми энергиями в бесконечной степени. Он — причина всех причин, источник возникновения, существования и разрушения материального мира, и Его форма состоит из вечности, знания и блаженства. Бог существует вечно – еще раньше, чем образовался этот мир, а значит, и Его энергии, спутники, обитель и прочее — также существуют вечно. Бог в ведической теологии воспринимается как Высший Свет (Брахман), как Высшая Душа в сердцах всех живых существ (Параматма) и как Верховная Личность (Бхагаван).
Одно из имен Бога - Вишну, что значит «вездесущий». Бог везде, в каждом атоме творения, а также за пределами космического пространства. Изначальная духовная планета, напоминающая огромный цветок лотоса, называется Голокой Вриндаваной. Это обитель Господа Кришны, Верховной Личности Бога. Голока Вриндавана излучает духовное сияние, называемое брахмаджьоти. В бескрайнем брахмаджьоти находится бесчисленное множество духовных планет, подобно тому, как в сиянии лучей солнца в материальных вселенных плавает множество материальных планет. На духовных планетах Вайкунтхи (что значит «место, где нет тревог») господствуют полные экспансии Господа Кришны, и обитают там вечно освобожденные живые существа.
Каждая душа — частичка Высшего Духа. Мы словно корпускулы света, изошедшие из своего вечного источника. Подобно Богу, в нас есть много божественных качеств, однако сейчас, в материальном мире, эти качества не проявлены или проявлены не очень ярко. Мы призваны служить своему высшему источнику, как части огромного механизма служат всему механизму.
Деятельность Бога подробно описана в таких священных писаниях, как «Брахма-самхита» и «Шримад-Бхагаватам». Вечная деятельность Бога и Его вечных спутников называется «лила», что в переводе означает «игра». Такая деятельность имеет природу отличную от деятельности людей в этом мире. Деятельность Бога и Его спутников протекает на трансцендентном уровне, который превосходит даже уровень ума и интеллекта. Внешнее сходство божественных игр с событиями нашей обыденной жизни не должно смущать нас. Бог может бороться со Своими друзьями, пасти Своих коров и разговаривать с попугаями и обезьянами. Эти игры не омрачены болезнями, старостью или смертью — непременными атрибутами жизни в материальном мире. Божественные игры исполнены бесконечного многообразия, что дарует их участникам возможность испытать бесконечное счастье, которое — в силу отсутствия в духовном мире материального времени — не убывает, а только возрастает.
Материальная энергия — это особая энергия Бога. Она лишена сознания, тогда как душа обладает сознанием. Таким образом, материальный мир — это сложное сочетание души и материи, и создается он на основе особого взаиморасположения духовной и материальной энергий. Материальный и духовный миры разделены нейтральной энергией, называемой Причинным океаном. Бог Сам поставляет необходимые энергии (компоненты) для создания материального мира — Он дает начала всем видам жизни и всем первоэлементам. Материальное творение имеет цикличную природу — пройдут века, и все материальные вселенные со всеми планетами уйдут в небытие, чтобы через определенное время возникнуть вновь. Этот процесс не имеет ни начала, ни конца — все энергии Господа постоянны. Планеты во вселенной, согласно ведической космологии, расположены словно в стебле гигантского лотоса. На венчике этого лотоса рождается Брахма, владыка данной вселенной. Брахма — первое сотворенное существо во вселенной, и именно Брахма творит все остальные планеты и виды жизни внутри данной вселенной.
Зло, в соответствии с мнением ведических мудрецов, не есть явление независимое. Зло сравнивают с темнотой, которая представляет собой всего лишь отсутствие света. Зло возникает в тени, когда яркий свет духовного знания встречает на своем пути своего рода заслоны в нашем сердце, называемые «ложным эго». Мы все отождествляем себя с той или иной нацией, профессией, семьей и сообществом. Порождаемые таким отождествлением связи в этом мире загораживают от души естественный свет, который исходит от Бога. Избавиться от зла, таким образом, возможно лишь тогда, когда преграды в виде ложных отождествлений будут преодолены. Жизнь без зла возможна — но лишь на основе видения единой духовной природы всего сущего.
Веды рекомендуют разные методы духовного развития в зависимости от склонности индивидуума. Известно четыре основных метода: карма-йога, гьяна-йога, хатха-йога и бхакти-йога. В системе карма-йоги человек использует свои материальные достижения для поклонению Господу в храмах, для проведения особых обрядов и других важных церемоний. Таким образом, следуя ведическому пути, человек обретает милость Бога и возвышается духовно. В методах гьяна-йоги преобладает философский поиск Абсолютной Истины. Для этого человек должен уединиться, совершать суровую аскезу и познавать тонкие энергии. Это очень трудный путь, и идти им может не каждый. Не менее труден путь настоящей хатха-йоги, или, как правильно ее называют, аштанга-йоги — «йоги восьми ступеней». Строгая дисциплина, громадные физические нагрузки, управление дыханием и глубокая медитация на образ Бога в глубине сердца, - вот характеристика этого метода духовного самосознания. Для нашей эпохи, которая продлится еще 427 тысячи лет, Веды особо рекомендуют последний, самый надежный способ — бхакти-йогу, которая начинается с повторения святых имен Бога. В каждой религиозной традиции известны те или иные имена Бога, и с духовной точки зрения между ними нет никакой разницы. Веды предписывают повторять те имена Бога, которые известны людям данной местности. В самих Ведах есть указания повторять имена Бога в форме мантр. Одна из этих мантр особенно подходит для нашей эпохи. Шестнадцать слов, составляющих ее, указывают на всю совокупность энергий Бога, дарующего вечное наслаждение: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Веды – это древнейший на Земле сборник текстов на санскрите.
Слово «веда» в переводе с санскрита значит «знание» (отсюда и русское «ведать»); иначе говоря, Веды представляют собой науку, а не просто набор каких-то мифов или верований. В Ведах содержатся знания обо всех аспектах человеческой деятельности: религиозной, социальной, этической, научной, исторической и т.д. В Ведах описывается космическое пространство, планеты солнечной системы и далекие звезды, законы физики, химии, математики, логики. В Ведах можно прочесть о строении атома, о процессах, которые происходят при рождении и угасании вселенной, о древних цивилизациях, о разных видах оружия, о способах правления, о музыке, архитектуре, живописи, медицине – причем вся техническая информация из Вед подтверждается современными научными исследованиями.
Согласно традиции, Веды – вечны, т.е. они не были созданы в какой-то момент времени, и потому в ведической философии их относят к таким же вечным понятиям, как душа, время и энергия.
Ведическая культура – это детально разработанная и кодифицированная (представленная в виде свода законов) система взаимодействия между человеком и окружающим миром.
Еще 4000 лет тому назад ведическая культура охватывала территорию от южной оконечности Индии до средней полосы России. Об этом свидетельствует схожесть индийских и славянских языков, археологические находки, а также раскопки уральского Аркаима, «страны городов», повторяющих по форме индийские священные мандалы. В настоящее время эта культура сохранилась в ряде стран южно-азиатского региона, таких как Индия, Шри-Ланка, Непал и другие.
Духовно-социальная философия Вед не затрагивает расовые, национальные или конфессиональные аспекты, поэтому ее идеями и принципами могут воспользоваться люди с любым мировоззрением и отношением к религии. Эту уникальность ведической культуры по достоинству оценили западные исследователи. Так, Генри Дэвид Торо, знаменитый американский философ и писатель, говорил: «В учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания».
Ведический взгляд на мир основан на понимании глубинных потребностей человека (и вообще любого живого существа).
Мы все хотим:
Однако сейчас мы находимся в диаметрально противоположной ситуации: человек смертен, человек многого не знает (и постоянно ошибается), человек никак не найдет абсолютного счастья. Если внимательно проанализировать любой наш поступок, мы увидим, что он продиктован стремлением к этим трем вещам – к вечности, знанию и счастью. Веды не только дают ответ на вопрос о причинах таких неестественных противоречий, но и объясняют, каким образом человек и человечество в целом может полностью, на практике, разрешить их.
Практичность Вед уникальна в своем роде: жить по Ведам может любой человек в любом климате, при любом уровне достатка, в любом положении, возрасте и т.п. Отсутствие догм, безупречная логика и возможность подтвердить на собственном опыте выводы Вед – вот основные аспекты ведического подхода.
Корпус ведической литературы поистине огромен. Одна только «Махабхарата» (крошечная часть Вед) состоит из ста тысяч стихов на санскрите.
Поэтому, чтобы помочь современным людям воспользоваться сокровищницей Вед, мудрецы прошлого на протяжении веков постепенно выявляли главные составляющие ведического наследия. Основные концепции Вед собраны в нескольких произведениях. В первую очередь, это «Бхагавад-гита», которую считают азбукой ведических истин.
Вторым по счету (но не по значимости!) идет «Шримад-Бхагаватам», раскрывающий природу и механизм взаимоотношений между человеком и окружающим миром. Эти две книги являются основными (но, разумеется, не единственными) источниками знания для последователей ведической культуры в наши дни.
Знаменитый ведический афоризм гласит, что «философия без религии – это просто досужие домыслы, а религия без философии – сентиментализм или фанатизм».
Ведический путь включает в себя и философию, и религию. Однако ведическая религиозная концепция в корне отлична от привычных на Западе представлений о Боге и религии. Ведический взгляд на религию свободен от национальных идей или комплекса исключительности. Веды постулируют существование как личностного, так и безличного аспектов Абсолюта (первоисточника, или первопричины, всего сущего).
Второй важный постулат: все философии, концепции, теории и религиозные взгляды суть части Полного Целого, и, соответственно, все люди, к какой бы религии они себя ни относили, идут одним и тем же путем (принцип духовного равенства).
Потеря смысла жизни – это основная проблема человечества в наши дни.
Мы сейчас не так разобщены, как в прошлые столетия. Новые средства коммуникации, казалось бы, должны сплотить человеческую расу. Однако где-то внутри общественного организма все равно сохраняется источник беспокойств, подобный занозе, и нашу высокоразвитую цивилизацию снова и снова терзают войны, техногенные катастрофы и экономические кризисы. Ведическое знание способно вывести мир из этого тупика. Помимо этого, Веды дают целостную концепцию материального мира, что помогает людям на практике улучшить здоровье и отношения.