Космология «Шримад-Бхагаватам» при первом приближении может показаться нереалистичной фантазией. Но так ли это в действительности? В данной статье рассматриваются четыре способа ее понимания.
Любознательный разум человека по своей природе стремится познать Вселенную и свое место в ней. В наши дни ученые используют мощные телескопы и сложные компьютеры, чтобы сформулировать космологические теории, но в предыдущие времена люди получали эту информацию из традиционных книг священных писаний. Последователи ведической культуры, к примеру, узнавали о космосе из таких манускриптов, как «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата Пурана»). Описание космоса, данное в этой книге, часто сбивает с толку современных читателей ведической литературы. В предложенной ниже статье ученый из института Бхактиведанты Садапута дас (доктор Ричард Томпсон) в общих чертах раскрывает космологию «Бхагавата Пураны», которая согласуется с современными открытиями.
«Шримад-Бхагаватам» представляет геоцентричную концепцию космоса. На первый взгляд, такое изложение космологии кажется несерьезным, но при более близком рассмотрении становится ясно, что это древнейшее произведение описывает не только мир нашего ограниченного физического опыта, но также представляет более полную и широкую картину строения Вселенной. Такой подход очень отличается от современного.
Земля, называемая Бху-мандалой, согласно «Бхагавата Пуране», имеет форму диска. Сначала такое утверждение выглядит нереалистичным. Но этот образ используется для представления как минимум четырех последовательных явлений:
Чайтанья Прабху отмечал, что:
«в каждом стихе и слоге "Шримад-Бхагаватам" присутствуют несколько значений»
Когда один предмет в составе сложной композиции обладает несколькими смыслами, мы можем наблюдать буквальные противоречия, но это не вызывает сомнений, если мы понимаем внутренний смысл объекта. В связи с этим можно провести параллель с художественными произведениями – средневековыми иллюстрациями, где авторы изображали несколько этапов события на одном полотне.
Например, картина Мазаччо «Подать» изображает святого Петра, участвующего в трех разных событиях.
Иисус и апостолы пришли в город Капернаум. Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. Поскольку у них не было денег, Христос приказал Петру поймать рыбу в близлежащем озере и сотворить чудо, достав монету из её чрева. На фреске изображены сразу три эпизода. В центре – Христос в окружении апостолов указывает Петру то, что предстоит сделать; слева – Петр, поймавший рыбу, достаёт из нее монету; справа – Петр отдаёт монету сборщику налогов. С буквальной точки зрения, это противоречие – совершение святым Петром трех разных действий одновременно, хотя каждое из них имеет смысл в своем собственном аспекте.
Подобные произведения показывают одновременное присутствие одного героя в различных местах, что невозможно, но тот, кто понимает последовательность событий, не будет сбит с толку такими изображениями.
Такое же понимание присутствует в «Шримад-Бхагаватам», где одна и та же модель используется для многоуровневого объяснения различных явлений космоса.
В пятой песне «Шримад-Бхагаватам» говорится о бесчисленных вселенных, каждая из которых заключена в сферическую оболочку и окружена слоями изначальной материи, формирующими границы между земным космосом и безграничным духовным миром.
Область внутри оболочки называется Брахманда, или Яйцо Брахмы. Она включает в себя земной диск – плоскость, называемую Бху-мандала, которая делит Брахманду на верхнюю (небесную) часть и подземную, наполненную водой. Бху-мандала состоит из двип (островов) и варш (океанов).
В центре Бху-мандалы находится круглый остров Джамбудвипа с девятью варшами (областями). Одна из них – Бхарата-варша, которая может быть понята или как Индия, или как место обитания человечества в целом. В центре Джамбудвипы находится конусообразная гора Сумеру, которая представляет собой мировую ось, которая увенчана городом Брахмы, Творца вселенной.
Начнем изучение Бху-мандалы с толкования ее как планисферы, или полярной проекции земного шара. Это первый уровень понимания, данный в «Шримад-Бхагаватам».
Стереографическая проекция – древний способ изображения географических объектов на поверхности сферы и карты. Этот метод использовался для нанесения поверхности земного шара на карту; полученная в результате этого плоская проекция называется планисферой. Подобным образом можно рассматривать и Бху-мандалу как стереографическую проекцию мира. Такого типа глобусы существуют в Индии. В приведенном примере область Земли между экватором и цепью гор – это Бхарата-варша, которая соответствует географической Индии.
Хотя «Бхагавата Пурана» не описывает Землю явно как земной шар, но она это делает косвенно.
"Если где-то Солнце восходит и его можно видеть, значит, с другой стороны от Сумеру, в диаметрально противоположной точке, оно садится, скрываясь из виду. Точно так же, если в каком-то месте наступает полдень, с другой стороны от Сумеру, в диаметрально противоположной точке, наступает полночь."
Таким образом, «Шримад-Бхагаватам» не придерживается примитивной идеи о том, что Земля плоская.
Мы можем сравнить Бху-мандалу с астрономическим инструментом, называемом астролябия, которая была популярна в Средние века.
На этом инструменте в форме круга представлена орбита Солнца – эклиптика. Земля имеет вид стереографической проекции на плоскости, которая носит название «тарелка». Эклиптический круг и звезды представлены на другой «тарелке», называемой «тимпан». Различные планетарные орбиты могут быть видны подобным образом на различных плоскостях, и это будет выглядеть как проекция на плоскость Земли, когда обозреватель будет смотреть сверху вниз на инструмент.
«Бхагавата Пурана» похожим образом описывает орбиты Солнца, Луны, планет и важнейших звезд на параллелях Бху-мандалы. Ее видение как полярной проекции – один из примеров, доказывающий, что по описаниям Земля не является плоской.
Описания Бху-мандалы обладают характеристиками, которые позволяют определить ее как модель Солнечной системы. В предыдущем разделе Бху-мандала была объяснена как карта планисферы. Рассмотрим ее буквально как плоскость, то есть вернемся на первый взгляд к примитивной идее плоской Земли с чашей неба над ней и подземным миром снизу.
Ученые Джорджио де Сантилана и Герда фон Деченд после серьезного изучения мифов и легенд пришли к выводу, что так называемая плоская Земля древних времен изначально понималась как плоскость эклиптики (орбиты Солнца), а не Земли. С течением времени, как считают ученые, эта первоначальная идея была утеряна, и Земля под нами была буквально воспринята как плоскость. В Индии Земля, описанная в древних произведениях, Пуранах, часто воспринималась именно такой, но благодаря деталям из «Бхагавата Пураны» становится ясно, что космология древних писаний более сложна.
В какой-то степени можно сказать, что диск Бху-мандалы соответствует в определенных деталях Солнечной системе, потому что последняя близка по форме к плоскости. Солнце, Луна и пять известных планет от Меркурия до Сатурна имеют орбиты, близкие к эклиптической плоскости. Таким образом, Бху-мандала действительно изображает нечто плоское, но не Землю.
Есть одна поразительная деталь в описании – это размеры.
До недавнего времени астрономы в целом не могли точно определить расстояние от Земли до Солнца; например, Клавдий Птолемей, величайший астроном античности, серьезно его недооценивал. Примечательно, что размеры Бху-мандалы в «Шримад-Бхагаватам» согласуются с современными измерениями орбиты Солнца и Солнечной системы в целом.
Джамбудвипа, центральная ось Бху-мандалы, может быть истолкована как местная топографическая карта части южно-центральной Азии.
Шесть горизонтальных и две вертикальные цепи гор делят Джамбудиву на девять частей. Бхарата-варшу можно соотнести с Индией и прилегающими местностями южно-центральной Азии, потому что ей соответствуют многие реки и горы Индии. В частности, «Бхагавата Пурана» помещает Гималаи на севере Бхарата-варши в Джамбудвипе.
Детальное изучение расчетов Пуран позволяет соотнести и другие горы Джамбудвипы с горами северной Индии. Несмотря на то, что этот регион включает в себя наиболее безлюдную и гористую местность в мире, он играл очень важную роль в древние времена: здесь проходил известный Шелковый путь. Горы Памира могут быть идентифицированы с горой Меру и Илаврита-варшей, квадратной областью в центре Джамбудивы (отметим, что гора Меру не является полярной осью в этой интерпретации). Другие Пураны дают еще больше географических деталей, подтверждающих эту гипотезу.
Бху-мандала также может быть понята как карта царства полубогов. Одна любопытная характеристика Джамбудвипы состоит в том, что «Шримад-Бхагаватам» описывает все варши, включая и Бхарата-варшу, как небесные сферы, в которых обитают жители, продолжительность жизни которых достигает 10 тысяч лет. Такое понимание привело к тому, что некоторые ученые стали считать, будто индусы представляли иностранные земли как божественный рай. Но «Бхагавата Пурана» повествует и о варварах, живущих вне Индии, – гунах, греках, тюрках и монголах, – которых довольно трудно представить обитателями рая.
Можно предположить, что Бхарата-варша включает в себя непосредственно Земной шар, в то время как другие восемь варшей относятся к духовным обителям вне Земли. Это традиционное объяснение, принятое в Индии.
Тем не менее, наиболее понятное толкование Джамбудвипы состоит в том, что Бху-мандала предназначалась для описания обители полубогов. Как и другие толкования, данное объяснение Бху-мандалы основывается на группе последовательных высказываний «Бхагавата Пураны».
Прежде всего, надо учесть огромные размеры гор и земной поверхности в Джамбудвипе. Например, про Индию говорится, что она занимает 72000 мили с севера на юг, а Гималаи имеют 80 000 милей в высоту.
Древние индийцы часто ходили в паломничества пешком по стране, поэтому они, безусловно, знали размеры Индии. Почему же тогда «Шримад-Бхагаватам» дает такие нереалистичные размеры? Ответ состоит в том, что Джамбудвипа удваивает все размеры, так как является моделью небесной обители, где все представлено в других масштабах. Полубоги и другие существа, населяющие это царство, описываются в огромных размерах.
Почему «Бхагавата Пурана» описывает Джамбудвипу одновременно и как часть земли, и как часть небесного мира? Потому что существует связь между двумя мирами. Для более четкого понимания этой мысли примем идею о параллельных мирах. Это показано на примере истории из «Шримад-Бхагаватам», когда йогиня Читралекха похитила Анируддху в городе Дварака и таинственно перенесла его во время сна в другой город.
Помимо перемещения внутри обычного пространства, мистические возможности позволяют проникать в другой континуум. Классическим примером параллельного континуума является трансцендентное царство Кришны Вриндаван, которое безгранично простирается и существует в параллельном мире вплоть до земного Вриндавана в Индии.
Санскритская литература изобилует историями о параллельных мирах. Например, Махабхарата рассказывает историю о том, как принцесса змеев Улупи похитила Арджуну, когда тот принимал омовение в Ганге. Улупи переместила Арджуну в воды реки планеты змеевидных существ, существующих в другом измерении.
Мистические путешествия объясняют, как миры полубогов связаны с нашим миром, то есть как Джамбудвипа-небесное царство соприкасается с Джамбудвипой-Землей или частью Земли.
Веками эта космология казалась непостижимой для большинства ее изучающих, побуждая многих людей либо отрицать ее, либо буквально принимать на веру. Если принять ее буквально, то она будет не только отличаться от современной астрономии, но, что более важно, будет страдать от внутренних противоречий, нарушающих здравый смысл. Но эти самые противоречия тем не менее указывают направления к различным вариантам понимания космологии «Шримад-Бхагаватам», в свете которых она предстает как глубокая и сложная система мышления. Противоречия указывают на то, что они вызваны последовательными толкованиями, идущими в параллели друг к другу, при которых используются одинаковые текстовые элементы для выражения различных идей.
Для анализа был использован метод многоуровневого толкования, где каждый объект имеет различные значения в различных контекстах. Такой подход позволил выразить огромное количество информации в изображении или тексте, сокращая при этом объем работы. В то же время это означает, что сама работа не может быть воспринята как одноуровневое произведение и требует от читателя или наблюдателя понимания ее различных аспектов. Это может быть довольно сложным, если знание контекста было затеряно в веках.
В «Бхагавата Пуране» контекстуальный подход был признан наиболее подходящим, исходя из убеждения, что реальность в окончательном (полном) своем виде находится за пределами нашего ограниченного ума или произносимых слов. Это подразумевает, что буквальная модель реальности недостижима и потому может включать столько пониманий строения Вселенной, сколько необходимо.
Космология «Шримад-Бхагаватам» – это сложная система мышления со множественными слоями значений, как физических, так и метафизических. Она сочетает в себе практическое понимание астрономии с духовной концепцией для представления значимой картины мира и реальности.
Источник: krishna.com
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта