Согласно Ведам, время не линейно, как многие из нас привыкли думать, а циклично: все повторяется снова и снова. В том числе и материальная вселенная возникает и разрушается, чтобы потом возникнуть снова. Она существует в течение одной жизни Брахмы, и этот срок измеряется в повторяющихся циклах калп. Калпа — это день Брахмы, он состоит из тысячи периодов в четыре юги: Сатья, Трета, Двапара и Кали. Они длятся соответственно 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. Описания отличительных черт каждой эпохи содержатся во многих Пуранах.
Цикл из четырех юг называется дивья-югой, его длительность составляет 4 320 000 лет. Тысяча дивья-юг составляет один день Брахмы. Столько же длится его ночь. В месяце Брахмы тридцать таких дней. Его год (так же, как и наш) состоит из двенадцати месяцев. Брахма живет сто таких лет и затем умирает. Эти сто «лет» по земному исчислению соответствуют 311 040 000 000 000 лет (триста одиннадцать триллионов сорок миллиардов лет). На санскрите этот период времени называется викалпой.
Веды говорят, что единственная причина создания и разрушения мира — воля Бога. Чаще всего человек считает, что все изменения в материальном мире происходят под влиянием времени. Но время — это и есть безличное проявление Бога во вселенной.
«Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время» (Бхагавад-гита, 9.8).
«У вечного времени нет ни начала, ни конца. Оно — представитель Верховного Господа, творца этого мира-тюрьмы. Время служит причиной гибели проявленного мира, выполняет созидательные функции, заставляя одно живое существо появляться на свет из чрева другого, и разрушает вселенную, уничтожая даже повелителя смерти Ямараджу» (Шримад-Бхагаватам, 3.29.45).
В «Шримад-Бхагаватам» (12.3.18 и далее) говорится, что Сатья-юга — это своего рода весна, золотой век материальной вселенной, эпоха добродетели, мудрости и религии. В ней нет ни порока, ни невежества. Людям Сатья-юги свойственны правдивость, милосердие, аскетизм и чистота. Эти качества — «четыре ноги» религии, общепризнанные черты благочестивой жизни. Люди в Сатья-югу удовлетворены, дружелюбны, спокойны, сдержаны и терпимы, черпают радость внутри своей истинной сущности, а не во внешней деятельности, направленной на услаждение чувств. Они понимают свою духовную природу и живут в гармонии с Богом, природой и друг с другом, видят все вокруг равным и всегда стремятся к духовному совершенству. Находясь под влиянием благости, люди в Сатья-югу живут до 100 тысяч лет.
Подробно о Сатья-юге, или Крита-юге, говорится в «Нарада-пуране» (1.41.7−11). В Крита-югу нет разделения на различные виды божественных и демонических существ, таких как дэвы, данавы, гандхарвы, якши, ракшасы или наги (змеи). Все обладали достоинствами дэвов (полубогов). Все были прекрасны и добродетельны. Купли и продажи не существовало. Веды представляли собой единое целое. Люди с удовольствием выполняли свои обязанности, свойственные их образу жизни. Было лишь одно Божество — Господь Нараяна, и все были Его преданными, погруженными в аскезу и медитацию, самообузданными, полными добродетели, свободными от вожделения и других пороков. Ум был занят только поиском смысла дхармы (духовного долга), и не было ни зависти, ни ревности, ни гордыни, ни лицемерия. Все были правдивы и весьма сведущи в науке Вед, жизнь каждого человека сопровождалась священными обрядами.
В Сатья-югу, продолжает «Курма-пурана» (1.29.14−17), каждый уже с рождения обладал высокоразвитым сознанием. Средства к существованию добывались без жадности. Людивсегда были довольны, им были доступны все удовольствия и развлечения. Никаких различий между ними не было, а потому не было и разделения на высших и низших. Все жили одинаково долго и были одинаково прекрасны. Они не знали горя и были весьма привязаны к истине, медитации и аскезе. Ум их всегда был умиротворен.
В «Падма-пуране» (7.26.2−5) также сказано, что в Сатья-югу все поклонялись Верховному Господу или Его личным экспансиям, неотличимым от Него. Люди в Сатья-югу никогда не болели и не испытывали горя, не причиняли вреда другим существам и были лишены религиозного лицемерия. У всех было вдоволь зерна и всего остального, никто не совершал неправедных поступков.
В «Шримад-Бхагаватам» (12.3.20 и далее) говорится, что в следующую эпоху, Трета-югу, сила следования дхарме ослабевает на четверть и на столько же возрастает влияние порока. Это серебряный век материальной вселенной. Появляются ложь, жестокость, неудовлетворенность и ссоры. По мере того, как люди утрачивают связь со своей духовной сущностью, эти проявления усиливаются. В Трета-югу люди совершают священные обряды и суровые аскезы ради как духовных, так и материальных целей. Их благосостояние зиждется на выполнении наставлений Вед. Люди еще не слишком жестоки и не так сильно охвачены вожделением. Однако в эту эпоху общество уже разделяется на социальные классы: брахманов (богословов и священников), кшатриев (правителей и воинов), вайшьев (торговцев, банкиров и фермеров) и шудр (простых рабочих). В Трета-югу люди живут в среднем 10 тысяч лет.
В «Падма-пуране» (7.26.6−9) сказано, что с началом Трета-юги в мире появилось горе, которое поразило некоторую часть людей. Большинство же из них в эту эпоху наделены добротой и занимаются поклонением Вишну. Их ум невозмутим, и они счастливы, ведя духовную жизнь и последовательно проходя все ее стадии. Брахманы благородны и верны слову, они учат людей Ведам, совершают аскезы и соблюдают обеты, обуздывают чувства и не любят принимать милостыню или подарки.
В Двапара-югу, как говорится в «Шримад-Бхагаватам», влияние религии, добродетели и духовных ценностей ослабевает еще на четверть, а порока — на столько же усиливается. Люди стремятся к славе, известности и почету. Они богаты, имеют большие семьи, наслаждаются жизнью и занимаются изучением Вед. Живут они одну тысячу лет. В Библии говорится, что Адам и его сыновья жили по 900 лет: таким образом, можно предположить, что события, описанные в Ветхом Завете, относятся к эпохе Двапара-юги, переходящей в Кали-югу.
В «Падма-пуране» (7.26.10−13) сказано, что, когда наступила Двапара-юга, некоторые люди еще были добродетельны, но другие уже погрязли в грехах. Одни были счастливы, а другие — очень несчастны. Из-за своей алчности цари принялись опустошать собственные земли.
В «Ваю-пуране» (58.24−25) говорится, что в Двапара-югу появляется несогласие между людьми, которое приводит к раздорам, жизнь становится напряженной, тело человека истощается. Жадность, войны, болезни, убийство животных, нарушение общественных установлений, страсть и ненависть — все это появляется и развивается в Двапара-югу.
«Шримад-Бхагаватам» утверждает, что в Кали-югу происходит полное падение добродетели, которая к концу Кали-юги практически исчезает. Это железный век, зима материальной вселенной. Непрерывное нарастание безверия открывает путь раздорам, пороку, невежеству, внедуховной и псевдодуховной деятельности. Жизнь усложняется, а стремящимся к духовному самоосознанию становится особенно трудно из-за множества ложных путей, не приводящих к истине. В эпоху Кали духовность постепенно становится туманной и неопределенной, открыто отрицает существование духовной реальности: индивидуальной души и Сверхдуши, то есть Верховного Господа. Из-за раздоров, трудностей и собственных пороков люди Кали-юги живут в лучшем случае сто лет. По окончании Кали-юги Господь приходит как Калки, который уничтожает неправедных правителей мира, прокладывая путь новому золотому веку, Сатья-юге.
В «Падма-пуране» (7.26.15−17) говорится, что в Кали-югу, которая становится обителью порока, все заняты греховной деятельностью. Люди отвергают Веды, духовную истину и занимаются игрой и воровством. Даже брахманы начинают мошенничать, чтобы выжить. Все привязаны к сексу и помрачающим разум напиткам. Люди похищают чужое имущество. На первый план выдвигаются еретики и атеисты. Говорится также (3.7.13−14), что люди, родившиеся в Кали-югу, гневливы, жадны, бесчестны, ревнивы, горды, злы, лживы, хитры и совершенно лишены блеска.
Веды говорят, что Кали-юга началась непосредственно перед приходом Господа Кришны 5 тысяч лет назад, но, благодаря присутствию Господа, ее влияние не ощущалось. Однако, когда Кришна покинул этот мир, Кали-югу уже ничего не сдерживало. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (12.2.29−33) и «Вишну-пуране» (4.24), где говорится также, что Кали-юга продолжается 1 200 лет полубогов, или 432 000 земных лет. В соответствии с расчетами ведической астрономии, Кали-юга началась 20 февраля 3102 г. до н. э.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта