Без карты с компасом или навигатора опасно отправляться в путь. Еще хуже, когда вы даже не знаете, что хотите найти. Чтобы стать токарем, мы учимся у опытного мастера, чтобы серьезно заниматься наукой – помогаем в опытах и исследованиях ученому. То же и с нашей жизнью: чтобы достичь совершенства, надо найти учителя. Того, кто уже успешно прошел этот путь и сможет провести по нему нас.
Мы учимся жить у фильмов, книг, братьев Галлахеров, чуть-чуть у родителей, малолетнего соседа с папироской, таких же незнающих друзей, бабушек и победителей «Битвы экстрасенсов». Более продвинутые находят талантливого бизнесмена, политика или крутого бандита. Но все, что мы изучаем, больше относится к временным категориям: математика, физра, как заработать денег или наврать отцу и не получить по шее прямо сейчас. Такие знания в ведической традиции называются материальными.
Задумайтесь: люди летают в космос и делают айфоны, но не учатся жить. В итоге врач курит и пьет, профессор математики вкладывается в сомнительную финансовую пирамиду, а химик «под воздействием гормонов» за два месяца высыхает от несчастной любви. Но это же какая-то нелепица: умный интеллигентный человек совершает совершенно бессмысленные поступки, ведет себя неразумно. Во всем этом круговороте разумный человек должен задать самые главные вопросы: «Есть ли в этом мире абсолютная, не относительная истина? Как устроен и по каким законам существует мир?» Со временем такой человек пойдет дальше: «Зачем вообще я живу? Кто я? Как стать счастливым?» Такие вопросы Веды относят к духовным, вечным.
Когда мы задали самые главные вопросы, встает проблема авторитетности знаний: какой источник знания можно считать точным и проверенным, а какой приводит к ошибкам? В Ведах, древнейших священных текстах, дается такая классификация методов получения знаний:
1. Эмпирические доказательства (пратьякша)
Это знания, полученные с помощью наших чувств. Мы можем смотреть нюхать, трогать. Можем измерять, конструировать какие-то приборы. В итоге все это упирается в наши чувства. Но есть проблема: наши чувства несовершенны и постоянно обманывают нас.
«… мы каждый день видим солнце, и оно кажется нам маленьким диском, тогда как на самом деле оно гораздо больше многих планет. Так чего же стоят наши наблюдения?» Здесь показано, что наши чувства нас обманывают. Еще один типичный пример: если стоять рядом с железнодорожными рельсами, то, глядя вдаль, можно увидеть, что они сходятся. Это тоже обман чувств. Знания, основанные на этом типе доказательств, несовершенны. Именно поэтому теории в любой науке, например, в физике, постоянно пересматриваются и заменяются новыми (например, классическая теория Ньютона – на теорию относительности Эйнштейна). «Поскольку наши чувства несовершенны, любое знание, полученное с помощью чувств, тоже обречено на несовершенство».
2. Знания, полученные на основе размышлений (анумана)
Недостаток этого источника знаний очевиден – он основан на несовершенных чувствах и уме. Обмануть ум несложно. Например, есть софизмы – разумные цепочки логических рассуждений, которые приводят к ложным выводам.
Классический пример – парадокс Ахиллеса и черепахи: если черепаха находится впереди бегуна, то за некоторое время, которое Ахиллес пробежит до точки, где была черепаха вначале, она успеет отползти еще на некоторое расстояние – и так до бесконечности. Следовательно, Ахиллес никогда не догонит черепаху. Конечно, это абсурд. С другой стороны, на наши рассуждения влияют и субъективные факторы – вплоть до того, поели мы или нет, хорошо ли нас утром встретили коллеги и т.п.
Измышления ума всегда основываются на том, что мы видели или слышали. И если любого человека попросить описать или нарисовать несуществующее животное, он изобразит какую-то комбинацию известных ему форм: с коровьими рогами, кошачьим хвостом и так далее.
3. Знания, полученные из авторитетного источника (шабда)
Такие знания делятся на два типа: индуктивные и дедуктивные.
— Индуктивные. Когда общее выводится из частного. Шрила Прабхупада в первой главе книги «Веда. Тайны востока» приводит такой пример: чтобы доказать, что все люди смертны, нужно поставить эксперимент, подтверждающий это. Действительно, умер один человек, второй, третий… Но всегда есть вероятность того, что когда-нибудь такой человек родится или уже где-то живет бессмертный человек, который в эксперименте просто не участвовал. Следовательно, этот эксперимент никогда не кончится, и проверяемая гипотеза попросту недоказуема.
— Дедуктивные. Когда частное выводится из общего. Например, авторитетный источник утверждает, что все люди смертны. Мы принимаем это знание на веру. Именно такой метод познания рекомендуют Веды: надо найти авторитетный источник и получать знания из него.
Профессионал в строительстве может обучить своему мастерству новичка, а профессор дать знания и практические умения решения задач в своей области. Такие источники знания сами не застрахованы от ошибок. Поэтому нам нужен тот, кто знает все, может передать нам правильное знание и не совершает ошибок. Это Бог. То знание, которое дает Он, совершенно, вечно, неизменно и лишено противоречий. Бог не ошибается, и Его авторитет можно принять.
Бог передает знание своим доверенным лицам, те передают его дальше. Это называется парампара, цепь ученической преемственности. В парампаре совершенное знание передается без искажения, от учителя к ученику.
Когда Кришна только создавал нашу вселенную, Он передал знания Своему доверенному представителю, архитектору вселенной – Брахме. Это и были Веды. Раньше их заучивали наизусть, но 5000 лет назад они были записаны. Теоретически мы можем прочитать все сохранившиеся Веды и попробовать самостоятельно понять то, что в них содержится. Но есть проблема: Веды очень объемные и запутанные. Поэтому нужен духовный учитель – гуру.
«Согласно священным писаниям, гуру – это тот, кто знает Веды и их конечную цель. А цель изучения Вед – понять Кришну»
1. Гуру должен принадлежать к цепи ученической преемственности (парампаре), которая восходит к Богу.
«Путь духовного самопознания, без сомнения, очень труден. Поэтому Господь советует нам найти истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи наставников, которая ведет начало от Самого Господа»
2. Духовный учитель должен передавать знания в неискаженном виде.
«Если мы посылаем телеграмму, разносчик телеграмм не имеет права вносить в нее исправления, редактировать ее и добавлять что-либо от себя. Он просто вручает ее. Так же поступает и гуру»
3. Гуру должен принять прибежище у Верховного Господа и утвердиться на духовном уровне.
4. Духовный учитель должен тщательно изучить и понять заключения священных писаний и быть способен убедить других в их истинности.
«По определению „Ваю-пураны”, ачарьей считается тот, кто постиг суть всех ведических писаний и умеет разъяснить их смысл, кто сам следует наставлениям Вед и учит этому своих учеников.
5. Гуру должен быть равнодушен к соблазнам материального мира.
«Всех подлинных представителей Шри Вьясадевы в цепи ученической преемственности следует считать госвами. Эти госвами обуздали свои чувства»
Настоящий духовный учитель равнодушен к материальным соблазнам и почестям. Но он – представитель Кришны. И так же как послу оказывают пышный прием, поскольку он является представителям страны, ученики выказывают почтение своему гуру как представителю Кришны. Духовный учитель принимает это поклонение, но знает, что предназначено оно Богу, а он – всего лишь его представитель, почтальон, который передает знание. Как только гуру решит, что действительно достоин поклонения, и начнет требовать его от учеников, он потеряет квалификацию духовного учителя.
Ведическая традиция говорит о четырех типах духовных учителей: дикша-гуру, шикша-гуру, вартма-прадаршака-гуру, чайтья-гуру.
1. Вартма-прадаршака-гуру – тот, кто показывает нам духовный путь. Очень часто он не похож на серьезного духовного учителя – это может быть распространитель духовных книг или друг, который рассказал, как вкусно кормят кришнаиты по воскресеньям. Для одного средневекового святого таким гуру стала проститутка. Как-то ночью в сильную бурю он пришел к ней за наслаждением, и она отчитала его: вот бы с такой решимостью ты шел к Кришне!
2. Чайтья-гуру – это Кришна, Он дает наставления из сердца. Но чтобы услышать Его, необходимо очиститься от желания собственного наслаждения. Незримо Кришна наставляет нас, даже когда мы Его не слышим. Именно он посылает нам сначала вартма-прадакшака-гуру, потом шикша-гуру и дикша-гуру.
«Наставник, представ взору удачливой обусловленной души, будет направлять ее извне, а изнутри ей поможет чайтья-гуру — Кришна».
3. Шикша-гуру – дает наставления в духовной науке, наставник. Таких наставников у человека может быть несколько.
«Существуют две категории шикша-гуру. К первой относятся освобожденные души, которые всецело поглощены медитацией в служении Господу, а ко второй – те, кто пробуждает духовное сознание ученика необходимыми наставлениями».
К первой категории шикша-гуру относятся святые. С ними мы общаемся лично, через книги, лекции и записи. Вторая категория – наставники. Как правило это более опытные в духовной жизни люди, которые живут неподалеку от нас. С ними мы общаемся чаще всего. Они отвечают на все возникающие вопросы, воодушевляют, указывают на ошибки.
4. Дикша-гуру – учитель, который дает посвящение в повторение маха-мантры Харе Кришна и берет на себя ответственность за ученика. Долг дикша-гуру – вернуть ученика домой, к Богу. Гуру будет приходить из жизни в жизнь, пока его ученик не достигнет совершенства в духовной практике.
Если нам нужно в Москву, а мы сели в самолет, летящий до Владивостока, то где мы окажемся? И если нас ведут не к Богу, то будет ли это вообще духовный путь? Так что выбор духовного учителя – очень ответственное дело. Мы доверяем такому человеку свою жизнь. И если он окажется шарлатаном, наши духовные цели потерпят крах.
Краткая инструкция для тех, кто ищет духовного учителя
Для начала проверьте, есть ли у выбранной вами личности учитель и следует ли он его наставлениям? А есть ли учитель у учителя этой личности? Если цепочка прослеживается до чайтья-гуру, это внушает доверие.
Соответствует ли то, чему учит этот гуру и его предшественники священным писаниям и наставлениям святых прошлого? Гуру – не самостоятельная фигура, это прозрачная среда между наставлениями Кришны и нами. Если все в порядке, смотрим дальше.
Есть ли примеры святых в традиции этого гуру? Почитайте о них, изучите их жизненный пример. Убедитесь, что традиция, которую представляет гуру – древняя и авторитетная.
Удостоверьтесь, что гуру дает именно духовное знание – знание о вечном, нематериальном.
Не смотрите, насколько гуру приятный, как часто улыбается и держит ли в руке цветок лотоса – это поверхностные, материальные качества. Его задача – вернуть вас домой, к Богу. А для этого ему приходится и отчитывать учеников.
Послушайте лекции, почитайте статьи и книги приглянувшейся вам личности. Отзовутся ли его слова в вашем сердце, захотите ли вы естественным образом следовать его наставлениям?
Готовьтесь к трудностям. Настоящий гуру будет постепенно очищать нас от ложного эго, которое мешает нам быть счастливыми. Это тяжелый и постепенный процесс.
В вайшнавской традиции, которую мы представляем, есть несколько авторитетных линий ученической преемственности (сампрадай): брахма-мадхва-сампрадайя, шри-сампрадайя, рудра-сампрадайя, кумара-сампрадайя, брахма-мадхва-гаудия-сампрадайя. Каждая из них в итоге восходит к Кришне.
Общество сознания Кришны относится к брахма-мадхва-гаудия-сампрадайе. Ее основатель – Шри Чайтанья Махапрабху. Академическая наука считает его одним из величайших реформаторов индуизма, а знатоки Вед – воплощением Кришны (Его приход, облик, особые отметки, место рождения и т.п. предсказаны в Ведах).
На Запад Движение сознания Кришны принес Бхактиведанта Свами Прабхупада. Современные гуру нашего Движения – его ученики и ученики его учеников. Их основная квалификация – строго следовать Шриле Прабхупаде и не отклоняться от той философии, которую он бережно передал нам из глубины веков. Их список ежегодно пополняется, его можно найти на англоязычном сайте.
«Мой духовный учитель часто говорил: „Духовный учитель – это прозрачная среда”. Например, через эти прозрачные очки я очень хорошо вижу буквы в этой книге, а без них я не увижу ничего, так как мои глаза несовершенны. По аналогии с этим все наши чувства несовершенны. Мы не можем видеть Бога этими глазами, мы не можем слышать „Харе Кришна” этими ушами, мы не можем ничего сделать без посредничества духовного учителя. Несовершенный глаз не может видеть без очков, так же и человек способен увидеть Верховного Господа только через прозрачную среду духовного учителя. „Прозрачная” означает, что среда должна быть ничем не загрязнена. Если она прозрачна, через нее можно видеть»
В нашем Обществе система дикша-гуру немного отличается от традиционной ведической, когда во главе организации стоит единственный духовный лидер и он же дает всем посвящение. У нас много гуру. Их контролирует специальный комитет – Джи-би-си. Это собрание старших участников Движения, опытных наставников и руководителей храмов. Такую систему Шрила Прабхупада установил сам, чтобы дать защиту ученикам. Ведь мы живем в жестокое время – век раздоров и лицемерия. В эту эпоху очень легко пасть со своего положения гуру. А если падет единственный гуру и лидер всего движения – ученики останутся без защиты. В ИСККОН же они могут получить прибежище у другого учителя.
Получение знания – процесс двухсторонний: учитель дает, а ученик воспринимает. Неправильно работает какая-то из сторон – знаний нет.
1. Основное качество принимающего знания – быть смиренным. «К духовному учителю обращаются не для того, чтобы спорить с ним, а для того, чтобы постичь духовную науку. Если человек думает, что знает больше, чем духовный учитель, то он никогда ничему не научится» («Учение Господа Капилы», глава 4).
2. Еще один важный навык – способность задавать правильные вопросы.
«Как утверждается в „Шримад-Бхагаватам”, человек должен расспрашивать духовного учителя о предметах, лежащих за пределами материальной тьмы. Природа материального мира такова, что в нем царит тьма, которую рассеивает только свет огня. А вопрошать следует о трансцендентном мире, находящемся за пределами этой вселенной»
3. Третье качество ученика – служить учителю.
«Тот, кто служит слугам Господа, постепенно приобретает их качества и становится способным слушать о славе Бога. Горячее стремление слушать повествования о Боге – первое качество преданного, достойного войти в царство Бога»ю
4. Последнее качество – следовать наставлениям духовного учителя. Можно не задавать вопросы, не выполнять личного служения своему гуру, но следовать наставлениям необходимо. Это ключевой навык.
«В преклонном возрасте я приехал в Америку и стараюсь учить сознанию Кришны, потому что мой духовный учитель велел мне делать это. Это мой долг. Я не знаю, что меня ждет: успех или неудача. Это не имеет значения. Я выполню свой долг, если смогу передать вам то, что слышал от своего духовного учителя… По-настоящему серьезным людям следует через представителя Кришны узнать волю Кришны и сделать ее исполнение целью своего существования. Тому, кто придерживается этого принципа, прогресс гарантирован».
Если гуру доволен учеником, он даст ему все свои благословения – и материальные, и духовные. Шрила Прабхупада приехал в Америку, выполняя наказ своего духовного учителя. У него не было ничего, кроме 7 долларов, стопки книг и твердой веры в наставления духовного учителя. Но в 1966 году он основал Международное общество Сознания Кришны. Сейчас это 600 храмов в более чем 100 странах мира, 500 миллионов изданных и распространенных книг о духовной науке, десятки тысяч серьезно практикующих последователей, которые получили посвящение у одного из дикша-гуру.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта