В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, – которые отвергли любое общение со знатью, считая его бессмысленным. Чтобы спасти несчастные обусловленные души, они отреклись от всего, оставив себе лишь набедренные повязки. Однако, хотя они и ведут образ жизни нищих, они всегда погружены в океан экстатической любви гопи к Кришне и постоянно купаются в его волнах
(Шри Шри Шад-госвамй-аштака, стих 4).
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, – которые тщательно изучили богооткровенные писания, желая ради блага всего человечества установить вечные религиозные принципы. Почитаемые в трех мирах, они – истинное прибежище для всех живых существ, поскольку охвачены чувствами гопи и поглощены трансцендентным любовным служением Радхе и Кришне
(Шри Шри Шад-госвамй-аштака, стих 2).
Шрила Санатана Госвами родился в 1488 году в Западной Бенгалии. Он был старшим братом Шри Рупы Госвами. Они обучались в Сакурме, деревушке недалеко от Гауды (столицы Бенгалии). Братьев заставили работать министрами в правительстве Наваба Хуссейна Шаха в Рамекели. Санатана был известен под именем Сакара Маллик и он был назначен министром финансов.
В 1514 году Санатана Госвами встретил Шри Чайтанью Махапрабху в Рамекели и получил от него инициацию. Он постепенно стал снимать с себя правительственные обязанности и, избежав тюремного заключения, направился в Бенарес, где и встретил Шри Чайтанью Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху раскрыл Санатане учение о бхакти, преданном служении, и дал ему следующие наставления:
Шрила Рупа Госвами родился в 1489 году в Карнатаке, Южная Индия. Он был младшим братом Шрилы Санатаны Госвами. Движимый различными обстоятельствами, Шрила Рупа Госвами и Санатана Госвами должны были работать на мусульманское правительство Бенгалии, возглавляемое Навабом Хуссейном Шахом. Рупа Госвами носил мусульманское имя Дабир Кхас и занимал должность премьер-министра. Хотя у него был большой достаток и престиж, он никогда не забывал Господа Шри Кришну. Еще до встречи с Шри Чайтаньей Махапрабху Рупа Госвами слыл знатоком шастр и прославился за свою эрудицию и преданность.
В 1514 году Рупа и Санатана встретили Шри Чайтанью Махапрабху и получили от него инициацию. Рупа ушел с правительственной службы и провел 10 дней, слушая Его наставления о философии сознания Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рупе Госвами поехать во Вриндаван и выполнить следующие наставления:
Рупа Госвами выполнил все четыре задачи, возложенные на него Господом Чайтаньей, включая написание множества книг по сознанию Кришны. Он покинул этот мир в 1564 году. Преданные выражают ему свое почтение, посещая его самадхи (усыпальницу) во дворе храма Радхи-Дамодары во Вриндаване.
В 1510 году, когда Шри Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии, семья Вьенкаты Бхатты, уважаемого служителя храма Шрирангама, была удостоена чести принимать у себя Господа на протяжении четырех месяцев сезона дождей. Гопал, семилетний сын Вьеканты Бхатты, служил Господу Чайтанье постоянно и развил в себе сильную любовь к Нему. Когда Господь Чайтанья собрался уходить, Вьенката Бхатта упал в обморок, а глаза Гопалы Бхатты наполнились слезами, полными любви. Ради Гопалы Бхатты Господь Чайтанья согласился остаться еще на несколько дней.
В это время Шриле Гопале Бхатте Госвами было видение, в котором Шри Чайтанья Махапрабху предстал перед ним как Господь Кришна, Верховная Личность Бога, и сказал, что Гопала встретит во Вриндаване двух преданных – Рупу Госвами и Санатану Госвами, лидеров движения Господа Чайтаньи. Когда Гопала Бхатта очнулся от транса, ему захотелось сразу же поехать во Вриндаван. Шри Чайтанья Махапрабху попросил его остаться и служить своим родителям.
Гопала Бхатта продолжил изучать риторику, поэтику, веданту и грамматику санскрита у своего дяди Прабодхананды Сарасвати, великого преданного Господа Чайтаньи. Когда его родители умерли, Шри Гопала Бхатта Госвами поехал во Вриндаван, где с любовью встретил Рупу Госвами и Санатану Госвами.
Когда Господь Чайтанья услышал, что Гопала Бхатта Госвами находится во Вриндаване, Он был очень доволен и отправил тому Свои личные вещи, так как Гопала Бхатта служил Ему. Господь также отправил для него письмо с указанием помочь Рупе и Санатане Госвами собирать трансцендентную литературу. Шрила Гопала Бхатта Госвами с трепетом принял эти наставления от Господа, и позже привлек своего последователя Шринивасу Ачарью к служению – поручил ему принести эти рукописи в Бенгалию.
Однажды, на пути к реке Гандак, Шрила Гопала Бхатта Госвами завладел двенадцатью шалаграма-шилами (особое Божество, воплощение Господа в форме камня). Шалаграма-шилы попали в кувшин, когда он наполнял его водой из реки. Когда же он попытался вернуть камни в воду и снова набрать кувшин, Они снова туда попали. Гопала Бхатта принял это как милость Господа и решил принести Их во Вриндаван.
Однажды Шрила Гопала Бхатта Госвами почувствовал необходимость служения мурти Господа Кришны. На следующее утро он увидел, что одна шалаграма-шила превратилась в прекрасное Божество. Шрила Гопала Бхатта Госвами назвал божество Радха-Раман, что значит «Тот, кто услаждает Радху». Он установил служение Радха-Рамане, и Его храм до сих пор является одним из самых посещаемых паломниками мест во Вриндаване.
Шрила Рагхунатха дас Госвами является вечным освобожденным спутником Господа Кришны, который явился для того, чтобы присоединиться к Господу, который явил Себя пятьсот лет назад в лице Шри Чайтаньи Махапрабху.
Будучи сыном очень богатого землевладельца, Рагхунатха не проявлял никакого интереса к мирским вещам. Его единственным желанием было стать последователем Господа Чайтаньи и посвятить себя преданному служению Богу. Видя с самого детства дух самоотречения у Рагхунатхи, семья пыталась удержать его дома любыми способами, в том числе с помощью охранников. Каким-то образом Рагхунатхе удалось сбежать из-под пристального внимания охраны в Джаганатха-Пури, чтобы служить Господу Чайтанье.
Жизнь Рагхунатхи в Пури была полностью погружена в трансцендентное сознание. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 309-310) Кришнадас Кавираджа Госвами пишет: «Кто способен перечислить бесконечные трансцендентные качества Рагхунатхи даса? Строгие правила, по которым он жил, были как будто высечены на камне. Рагхунатха дас тратил больше двадцати двух часов на повторение маха-мантры Харе Кришна и медитацию на лотосные стопы Кришны. На еду и сон он отводил около полутора часов, а иногда и того меньше».
Тема, касающаяся его самоотречения, просто замечательна. На протяжении всей жизни он никогда не удовлетворял свой язык. Он никогда не притрагивался ни к какой одежде, кроме небольшого куска оторванной ткани, и когда он кушал, он продолжал укорять себя за это.
Рагхунатха дас Госвами служил Господу Чайтанье шестнадцать лет в Джаганатхе-Пури. После того, как Господь оставил этот мир, Рагхунатха поехал во Вриндаван, где он жил много лет возле святого озера Радха-кунда. Его бхаджан-кутир или место служения, все еще существует там.
Шрила Джива Госвами был сыном Шри Валлабхи и племянником Шри Санатаны и Шри Рупы, все они работали на Хуссейна Шаха. Благодаря щедрым вознаграждениям Хуссейн Шаха за службу, их домохозяйство было всегда очень изобильным.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху прибыл в Рамакели, Шри Джива был благословлен и получил даршан Господа, хотя и был еще ребенком в то время. Махапрабху отметил его как будущего великого ученика Гаудия-сампрадаи. Хотя Шри Джива был еще маленьким, он постоянно медитировал на Шри Чайтанью.
Позже, когда его отец и дяди отреклись от семейной жизни для того, чтобы быть рядом с Махапрабху, Шри Джива остался со своей матерью в семейном дворце в Фатеябаде. Джива очень скучал по отцу и дядьям, и когда он вспоминал их или Шри Чайтанью, он терял сознание.
Пока Шри Джива рос, он принял на себя служение Божествам Шри Шри Раме-Кришне. Он аккуратно Их наряжал, предлагал Им бхогу (пищу) и арати (подношение разных благоприятных предметов), служим Им со всей внимательностью. Даже игры, в какие бы он ни играл, были связаны с занятиями Шри Кришны.
Обучаясь у местных пандитов (ученых), он преуспел в грамматике, поэтике и риторике. Его учителя отмечали его незаурядный интеллект.
Когда Шри Джива узнал, что его отец отошел в мир иной на берегах реки Ганги, он не находил себе места. Члены семьи и друзья пытались утешить его, но у них ничего не получалось. Семейная жизнь стала источником беспросветного уныния. Некоторые советовали ему поехать в Навадвипу и увидеть Господа Нитьянанду. Так он выдвинулся в Навадвипу с группой паломников. Все в Навадвипе были рады видеть племянника Шри Рупы и Шри Санатаны.
Шри Джива провел несколько дней с Нитьянандой Прабху, побывал на девяти островах Навадвипы, чтобы посетить святые места, где Господь проявлял себя. Затем по наставлению Нитьянанды Прабху он решил идти в Каши (Варанаси). В Каши он изучал веданту под руководством Шри Мадхусуданы Вачаспати, последователя Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Выводы веданты содержатся в «Шримад-Бхагаватам» и были изложены Шри Чайтаньей Махапрабху Сарвабхауме Бхаттачарье в Пури, а он, в свою очередь, поведал их Мадхусудане Вачаспати, который открыл школу в Каши.
Отсюда Шри Джива отправился во Вриндаван, где принял прибежище у лотосных стоп своих двух дядей: Шри Рупы и Шри Санатаны. Джива остался со Шри Рупой, который начал обучать его науке, изложенной в «Шримад-Бхагаватам». После инициации божественной мантрой, Рупа привлек его к служению Шри Радхе-Дамодаре.
Видя, что Джива быстро делает выводы из «Шримад-Бхагаватам», Шри Рупа занял его служением по редактированию своей книги «Бхакти-расамрита-синдху». Шри Санатана Госвами составил «Вайшнава-тошани», комментарий к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которую он также отдал ему на редактирование. По наставлению Шри Санатаны, Шри Джива составил комментарий на это произведение под названием «Лангху-тошани». Его работы, наряду с работами Шри Рупы и Шри Санатаны, Шри Гопалы Бхатты, Шри Рагхунатхи даса, Шри Кришнадасы, Шри Кашишвары Пандита и Шри Мадху Пандита, полностью очаровали разумных людей того времени.
Это было началом золотого века во Вриндаване. Шри Джива регулярно приносил воду для омовения для Шри Рупы и Шри Санатаны. Он массировал им головы с маслом, чистил их ашрамы, служил Божествам и редактировал их рукописи. После смерти Шри Рупы и Шри Санатаны, Шри Джива продолжил традиции, которые они установили.
Однажды Шри Джива путешествовал до Агры, чтобы подискутировать с Раджпутами по поводу славы рек Ямуны и Ганги. Он заявил, что Ямуна более величественна, чем Ганга, так как Ганга исходит из лотосных стоп Кришны, в то время как Ямуна – это Его собственная супруга. Могольский император был очень доволен таким объяснением и хотел подарить ему что-то. Шри Джива ответил, что он примет чистые листы бумаги. Так император подарил Дживе несколько листов бумаги. В то время бумага была большой редкостью и большинство рукописей писалось на листьях растений.
Существует также легенда, что однажды могольский император (возможно, Акбар) захотел даровать что-то Госвами Вриндавана, они попросили издать фарман (указ), что ни одно живое существо не будет убито во Врадже. Как результат этого – ни один король больше не будет охотиться в данной местности.
Шри Джива Госвами очень почитал последователя Локанатхи Госвами – Нараттама Даса Тхакура Махашаю, последователя Шри Гопалы Бхатты Госвами – Шринивасу Ачарью прабху, и последователя Чайтаньи Махапрабху – Шри Шьямананду прабху. Под его опекунством они изучили всю литературу, написанную Госвами. Позднее он отправил их проповедовать это знание в Бенгалию. Шрила Джива Госвами написал много книг. Он отошел в мир иной в 1618 году во Вриндаване.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта