Шесть Госвами Вриндавана

Поделиться
Дата: 20.05.2016 | Время на чтение: 19–20 мин.
Шесть Госвами Вриндавана

В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, – которые отвергли любое общение со знатью, считая его бессмысленным. Чтобы спасти несчастные обусловленные души, они отреклись от всего, оставив себе лишь набедренные повязки. Однако, хотя они и ведут образ жизни нищих, они всегда погружены в океан экстатической любви гопи к Кришне и постоянно купаются в его волнах

(Шри Шри Шад-госвамй-аштака, стих 4).

В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, – которые тщательно изучили богооткровенные писания, желая ради блага всего человечества установить вечные религиозные принципы. Почитаемые в трех мирах, они – истинное прибежище для всех живых существ, поскольку охвачены чувствами гопи и поглощены трансцендентным любовным служением Радхе и Кришне

(Шри Шри Шад-госвамй-аштака, стих 2).

Шрила Санатана Госвами

Шрила Санатана Госвами родился в 1488 году в Западной Бенгалии. Он был старшим братом Шри Рупы Госвами. Они обучались в Сакурме, деревушке недалеко от Гауды (столицы Бенгалии). Братьев заставили работать министрами в правительстве Наваба Хуссейна Шаха в Рамекели. Санатана был известен под именем Сакара Маллик и он был назначен министром финансов.

В 1514 году Санатана Госвами встретил Шри Чайтанью Махапрабху в Рамекели и получил от него инициацию. Он постепенно стал снимать с себя правительственные обязанности и, избежав тюремного заключения, направился в Бенарес, где и встретил Шри Чайтанью Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху раскрыл Санатане учение о бхакти, преданном служении, и дал ему следующие наставления:

  1. писать книги о преданном служении;
  2. установить должный этикет вайшнавов;
  3. устанавливать Божества и надлежащим образом служить Им;
  4. восстановить потерянные святые места для паломников во Вриндаване.

Шесть Госвами Вриндавана

Шрила Рупа Госвами

Шрила Рупа Госвами родился в 1489 году в Карнатаке, Южная Индия. Он был младшим братом Шрилы Санатаны Госвами. Движимый различными обстоятельствами, Шрила Рупа Госвами и Санатана Госвами должны были работать на мусульманское правительство Бенгалии, возглавляемое Навабом Хуссейном Шахом. Рупа Госвами носил мусульманское имя Дабир Кхас и занимал должность премьер-министра. Хотя у него был большой достаток и престиж, он никогда не забывал Господа Шри Кришну. Еще до встречи с Шри Чайтаньей Махапрабху Рупа Госвами слыл знатоком шастр и прославился за свою эрудицию и преданность.

В 1514 году Рупа и Санатана встретили Шри Чайтанью Махапрабху и получили от него инициацию. Рупа ушел с правительственной службы и провел 10 дней, слушая Его наставления о философии сознания Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рупе Госвами поехать во Вриндаван и выполнить следующие наставления:

  1. обнаружить забытые места времяпрепровождений Господа Кришны;
  2. установить Божества Господа и организовать служение Им;
  3. писать книги о сознании Кришны;
  4. обучать правилам преданной жизни.
Сначала Рупа Госвами испытывал много сложностей, выполняя пожелания Господа Чайтаньи. Но однажды, когда Рупа сидел на берегу реки Ямуны, обдумывая свою миссию, красивый мальчик подошел к нему и стал спрашивать о причинах его уныния. Рупа Госвами объяснил свое состояние. Тогда мальчик повел его на небольшой холм. «Внутри этого холма, – сказал Он, – есть прекрасное божество Говиндадевы». Божество было спрятано, чтобы уберечь Его от мусульманских захватчиков. На следующий день Рупа Госвами привел группу людей из деревни и попросил их перекопать холм. Божество Говинды было выкопано. Рупа Госвами затем построил великолепный храм под покровительством императора Акбара и Ман Сингха Амберского. Шри Говиндадеве сейчас поклоняются в Джайпуре (Раджастан).

Рупа Госвами выполнил все четыре задачи, возложенные на него Господом Чайтаньей, включая написание множества книг по сознанию Кришны. Он покинул этот мир в 1564 году. Преданные выражают ему свое почтение, посещая его самадхи (усыпальницу) во дворе храма Радхи-Дамодары во Вриндаване.

Шри Гопала Бхатта Госвами

В 1510 году, когда Шри Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии, семья Вьенкаты Бхатты, уважаемого служителя храма Шрирангама, была удостоена чести принимать у себя Господа на протяжении четырех месяцев сезона дождей. Гопал, семилетний сын Вьеканты Бхатты, служил Господу Чайтанье постоянно и развил в себе сильную любовь к Нему. Когда Господь Чайтанья собрался уходить, Вьенката Бхатта упал в обморок, а глаза Гопалы Бхатты наполнились слезами, полными любви. Ради Гопалы Бхатты Господь Чайтанья согласился остаться еще на несколько дней.

В это время Шриле Гопале Бхатте Госвами было видение, в котором Шри Чайтанья Махапрабху предстал перед ним как Господь Кришна, Верховная Личность Бога, и сказал, что Гопала встретит во Вриндаване двух преданных – Рупу Госвами и Санатану Госвами, лидеров движения Господа Чайтаньи. Когда Гопала Бхатта очнулся от транса, ему захотелось сразу же поехать во Вриндаван. Шри Чайтанья Махапрабху попросил его остаться и служить своим родителям.

Гопала Бхатта продолжил изучать риторику, поэтику, веданту и грамматику санскрита у своего дяди Прабодхананды Сарасвати, великого преданного Господа Чайтаньи. Когда его родители умерли, Шри Гопала Бхатта Госвами поехал во Вриндаван, где с любовью встретил Рупу Госвами и Санатану Госвами.

Когда Господь Чайтанья услышал, что Гопала Бхатта Госвами находится во Вриндаване, Он был очень доволен и отправил тому Свои личные вещи, так как Гопала Бхатта служил Ему. Господь также отправил для него письмо с указанием помочь Рупе и Санатане Госвами собирать трансцендентную литературу. Шрила Гопала Бхатта Госвами с трепетом принял эти наставления от Господа, и позже привлек своего последователя Шринивасу Ачарью к служению – поручил ему принести эти рукописи в Бенгалию.

Однажды, на пути к реке Гандак, Шрила Гопала Бхатта Госвами завладел двенадцатью шалаграма-шилами (особое Божество, воплощение Господа в форме камня). Шалаграма-шилы попали в кувшин, когда он наполнял его водой из реки. Когда же он попытался вернуть камни в воду и снова набрать кувшин, Они снова туда попали. Гопала Бхатта принял это как милость Господа и решил принести Их во Вриндаван.

Однажды Шрила Гопала Бхатта Госвами почувствовал необходимость служения мурти Господа Кришны. На следующее утро он увидел, что одна шалаграма-шила превратилась в прекрасное Божество. Шрила Гопала Бхатта Госвами назвал божество Радха-Раман, что значит «Тот, кто услаждает Радху». Он установил служение Радха-Рамане, и Его храм до сих пор является одним из самых посещаемых паломниками мест во Вриндаване.

Шесть Госвами Вриндавана

Шрила Рагхунатха дас Госвами

Шрила Рагхунатха дас Госвами является вечным освобожденным спутником Господа Кришны, который явился для того, чтобы присоединиться к Господу, который явил Себя пятьсот лет назад в лице Шри Чайтаньи Махапрабху.

Будучи сыном очень богатого землевладельца, Рагхунатха не проявлял никакого интереса к мирским вещам. Его единственным желанием было стать последователем Господа Чайтаньи и посвятить себя преданному служению Богу. Видя с самого детства дух самоотречения у Рагхунатхи, семья пыталась удержать его дома любыми способами, в том числе с помощью охранников. Каким-то образом Рагхунатхе удалось сбежать из-под пристального внимания охраны в Джаганатха-Пури, чтобы служить Господу Чайтанье.

Жизнь Рагхунатхи в Пури была полностью погружена в трансцендентное сознание. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 309-310) Кришнадас Кавираджа Госвами пишет: «Кто способен перечислить бесконечные трансцендентные качества Рагхунатхи даса? Строгие правила, по которым он жил, были как будто высечены на камне. Рагхунатха дас тратил больше двадцати двух часов на повторение маха-мантры Харе Кришна и медитацию на лотосные стопы Кришны. На еду и сон он отводил около полутора часов, а иногда и того меньше».

Тема, касающаяся его самоотречения, просто замечательна. На протяжении всей жизни он никогда не удовлетворял свой язык. Он никогда не притрагивался ни к какой одежде, кроме небольшого куска оторванной ткани, и когда он кушал, он продолжал укорять себя за это.

Рагхунатха дас Госвами служил Господу Чайтанье шестнадцать лет в Джаганатхе-Пури. После того, как Господь оставил этот мир, Рагхунатха поехал во Вриндаван, где он жил много лет возле святого озера Радха-кунда. Его бхаджан-кутир или место служения, все еще существует там.

Шрила Джива Госвами

Шрила Джива Госвами был сыном Шри Валлабхи и племянником Шри Санатаны и Шри Рупы, все они работали на Хуссейна Шаха. Благодаря щедрым вознаграждениям Хуссейн Шаха за службу, их домохозяйство было всегда очень изобильным.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху прибыл в Рамакели, Шри Джива был благословлен и получил даршан Господа, хотя и был еще ребенком в то время. Махапрабху отметил его как будущего великого ученика Гаудия-сампрадаи. Хотя Шри Джива был еще маленьким, он постоянно медитировал на Шри Чайтанью.

Позже, когда его отец и дяди отреклись от семейной жизни для того, чтобы быть рядом с Махапрабху, Шри Джива остался со своей матерью в семейном дворце в Фатеябаде. Джива очень скучал по отцу и дядьям, и когда он вспоминал их или Шри Чайтанью, он терял сознание.

Пока Шри Джива рос, он принял на себя служение Божествам Шри Шри Раме-Кришне. Он аккуратно Их наряжал, предлагал Им бхогу (пищу) и арати (подношение разных благоприятных предметов), служим Им со всей внимательностью. Даже игры, в какие бы он ни играл, были связаны с занятиями Шри Кришны.

Обучаясь у местных пандитов (ученых), он преуспел в грамматике, поэтике и риторике. Его учителя отмечали его незаурядный интеллект.

Когда Шри Джива узнал, что его отец отошел в мир иной на берегах реки Ганги, он не находил себе места. Члены семьи и друзья пытались утешить его, но у них ничего не получалось. Семейная жизнь стала источником беспросветного уныния. Некоторые советовали ему поехать в Навадвипу и увидеть Господа Нитьянанду. Так он выдвинулся в Навадвипу с группой паломников. Все в Навадвипе были рады видеть племянника Шри Рупы и Шри Санатаны.

Шри Джива провел несколько дней с Нитьянандой Прабху, побывал на девяти островах Навадвипы, чтобы посетить святые места, где Господь проявлял себя. Затем по наставлению Нитьянанды Прабху он решил идти в Каши (Варанаси). В Каши он изучал веданту под руководством Шри Мадхусуданы Вачаспати, последователя Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Выводы веданты содержатся в «Шримад-Бхагаватам» и были изложены Шри Чайтаньей Махапрабху Сарвабхауме Бхаттачарье в Пури, а он, в свою очередь, поведал их Мадхусудане Вачаспати, который открыл школу в Каши.

Отсюда Шри Джива отправился во Вриндаван, где принял прибежище у лотосных стоп своих двух дядей: Шри Рупы и Шри Санатаны. Джива остался со Шри Рупой, который начал обучать его науке, изложенной в «Шримад-Бхагаватам». После инициации божественной мантрой, Рупа привлек его к служению Шри Радхе-Дамодаре.

Видя, что Джива быстро делает выводы из «Шримад-Бхагаватам», Шри Рупа занял его служением по редактированию своей книги «Бхакти-расамрита-синдху». Шри Санатана Госвами составил «Вайшнава-тошани», комментарий к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которую он также отдал ему на редактирование. По наставлению Шри Санатаны, Шри Джива составил комментарий на это произведение под названием «Лангху-тошани». Его работы, наряду с работами Шри Рупы и Шри Санатаны, Шри Гопалы Бхатты, Шри Рагхунатхи даса, Шри Кришнадасы, Шри Кашишвары Пандита и Шри Мадху Пандита, полностью очаровали разумных людей того времени.

Это было началом золотого века во Вриндаване. Шри Джива регулярно приносил воду для омовения для Шри Рупы и Шри Санатаны. Он массировал им головы с маслом, чистил их ашрамы, служил Божествам и редактировал их рукописи. После смерти Шри Рупы и Шри Санатаны, Шри Джива продолжил традиции, которые они установили.

Шесть Госвами Вриндавана

Однажды Шри Джива путешествовал до Агры, чтобы подискутировать с Раджпутами по поводу славы рек Ямуны и Ганги. Он заявил, что Ямуна более величественна, чем Ганга, так как Ганга исходит из лотосных стоп Кришны, в то время как Ямуна – это Его собственная супруга. Могольский император был очень доволен таким объяснением и хотел подарить ему что-то. Шри Джива ответил, что он примет чистые листы бумаги. Так император подарил Дживе несколько листов бумаги. В то время бумага была большой редкостью и большинство рукописей писалось на листьях растений.

Существует также легенда, что однажды могольский император (возможно, Акбар) захотел даровать что-то Госвами Вриндавана, они попросили издать фарман (указ), что ни одно живое существо не будет убито во Врадже. Как результат этого – ни один король больше не будет охотиться в данной местности.

Шри Джива Госвами очень почитал последователя Локанатхи Госвами – Нараттама Даса Тхакура Махашаю, последователя Шри Гопалы Бхатты Госвами – Шринивасу Ачарью прабху, и последователя Чайтаньи Махапрабху – Шри Шьямананду прабху. Под его опекунством они изучили всю литературу, написанную Госвами. Позднее он отправил их проповедовать это знание в Бенгалию. Шрила Джива Госвами написал много книг. Он отошел в мир иной в 1618 году во Вриндаване.

Список использованной литературы:

  1. «Шри Шри Шад-госвамй-аштака», стихи 2, 4.
  2. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья, 309-310.





Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика