Кто-то думает, что все святые жили когда-то в далеком прошлом. В этой статье рассказывается о святом, жившем совсем недавно, и о том, как сознание Кришны может изменить жизнь человека, наполнив ее смыслом, радостью и любовью.
16 января 1967 года Шрила Прабхупада прилетел из Нью-Йорка, чтобы торжественно открыть первый храм Харе Кришна в Сан-Франциско. Его прибытие было освещено в новостях на канале Four и в обеих ежедневных газетах. Большинство людей из Сан-Франциско проигнорировали это сообщение, но молодой человек по имени Джим Кор его заметил. Несмотря на высшее образование в области машиностроения, полученное в университете штата Огайо, он работал таксистом. Джим не смог вписаться в корпоративную гонку, часто чувствовал себя несчастным и не знал причины этого состояния. Хотя он не был религиозным человеком, статья о приезде Прабхупады зажгла в нем луч надежды. Джим решил пойти посмотреть на индийского Свами. Так он сделал первый шаг на духовном пути. Несмотря на то, что с этого момента Джим Кор проживет только десять лет, за это короткое время он достигнет высот духовной жизни и уйдет из этого мира, оставив после себя множество ценных уроков, которые будут вдохновлять нынешние и будущие поколения вайшнавов, преданных Господа.
На следующий вечер Джим пришел в храм и увидел, что тот был заполнен в основном хиппи. Сам он выделялся из толпы своими короткими волосами, идеально чистой и отглаженной одеждой и возрастом – тогда ему было 28 лет, и он был старше, чем большинство других посетителей храма. Джим ощущал себя немного неуверенно, но когда вошел Свами, это чувство исчезло. Послушав лекцию, он купил трехтомный набор «Шримад-Бхагаватам», на котором Шрила Прабхупада оставил автограф с надписью «Шриману Джиму Koру». Впервые за много лет Джим чувствовал себя спокойно. Он только что встретил своего вечного духовного учителя.
Джим начал регулярно приходить в храм. Особенно ему нравилась утренняя программа, когда большинство хиппи еще спали. Иногда он был единственным человеком в храме в это время.Когда Джиму было всего четыре года, он вместе со своей бабушкой зашел в церковь. Немного постояв, он начал тревожно осматриваться вокруг. Когда бабушка спросила его, в чем дело, мальчик спросил: «А где же Бог?». Теперь же Джим чувствовал, что Шрила Прабхупада ответил на этот вопрос, хранившийся глубоко в его сознании.
В феврале 1967 года Прабхупада принял Джима своим учеником и дал духовное посвящение и имя – Джаянанда дас.
В вайшнавских писаниях, таких как «Мадхурья Кадамбини» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, сказано, что обусловленная душа прогрессирует, следуя принципам садхана-бхакти (практики преданного служения), вплоть до достижения премы – глубочайшей любви к Богу. Новые бхакты (преданные) в храме Сан-Франциско часто были вынуждены ежедневно бороться со своими материальными желаниями, заставшими их «выпадать» из сознания Кришны. Удивительно, но никто не помнит Джаянанду в роли «нового бхакты». Он принял сознание Кришны естественным образом и без особых усилий. Джаянанда ценил каждый аспект сознания Кришны, было ли то воспевание на четках, пение киртана (имен Бога), принятие прасада (освещенной пищи) или служение Божествам. Он часто говорил: «Сознание Кришны такое сладкое!».
Джаянанда находил сознание Кришны таким привлекательным, что вскоре потерял вкус к чему-либо еще. Он отдал все свои сбережения Шриле Прабхупаде, и на эти деньги было выпущено первое издание «Бхагавад-Гиты». Следующее крупное пожертвование ушло на выпуск книги «Нектар преданности», в предисловии к которому Прабхупада написал: «Я выражаю свою искреннюю признательность всем своим друзьям и ученикам, которые помогают мне распространять движение сознания Кришны в странах Запада, и хочу особенно отметить вклад, сделанный моим возлюбленным учеником Шриманом Джаянандой брахмачари».
После того как эта книга была напечатана, Шрила Прабхупада отдал половину экземпляров Джаянанде с наставлением продать их лично. Так было положено начало распространению книг, и Прабхупада с нескрываемым удовольствием говорил своим старшим ученикам: «Джаянанда был первым!».
Джаянанда углубился в практику преданного служении. Он постоянно служил Господу, занимаясь покупкой продуктов, приготовлением прасада, уборкой кухни, выносом мусора и обучением новых преданных. И это после целого дня работы таксистом! Весь свой заработок Джаянанда отдавал для оплаты счетов храма.
В день явления Господа Чайтаньи Шрила Прабхупада был очень рад видеть Джаянанду, который без какой-либо внешней причины пел киртан на улице рядом с храмом. Затем он начал делать это регулярно с другими преданными, закладывая основу для возникновения групп, которые в скором времени начали путешествовать по всей стране, воспевая святые имена Бога.
Чистота Джаянанды восхищала как преданных, так и других людей. Однажды, предложив гирлянду Шриле Прабхупаде, он извинился за свои испачканные одежды. Шрила Прабхупада заметил: «Это ничего страшного. Вы [мои ученики] можете быть грязными, но ваши сердца чисты».
Джаянанда при общении с людьми мог как-то естественно затронуть их сердца, и очень часто в ответ они выполняли какое-либо служение Кришне. Таким образом он получал практически все необходимое для храма бесплатно или с огромными скидками. Он дружил с владельцами магазинов, городскими чиновниками, пьяницами и изгоями. Все любили Джаянанду, а он с удовольствием занимал всех в служении Господу. Как правило, он сам выполнял самую тяжелую работу, но при этом высоко ценил вклад всех остальных. Джаянанда был смиренным, понимающим, сострадательным и непритязательным. Его действия, слова, жизнь и даже смерть служат ярким примером бхакти, преданного служения Господу.
Наставления Шрилы Прабхупады, особенно те, которые поощряли практическое служение, стали всей жизнью Джаянанды.
Однажды преданный спросил его, как расти в сознании Кришны, и тот просто пожал плечами и сказал: «На самом деле, я не знаю. Я слишком занят работой».
Джаянанда был настолько погружен в следование наставлениям Прабхупады, что у него редко выдавалось время встречаться с ним лично. Служа ему в разлуке, он понял, что общение через служение наставлениям духовного учителя важнее физического общения с ним. Говорят, что нужно действовать именно так, и тогда Кришна Сам захочет вас увидеть; Джаянанда являлся примером такого отношения к служению.
Приезжая в Сан-Франциско, Шрила Прабхупада всегда спрашивал о Джаянанде, и тогда кто-нибудь звал его. В жизни этого великого преданного Шри Кришна и Шрила Прабхупада были самыми важными. Все остальное, в том числе и его тело, должно было заниматься служением им.
Однажды преданные купили небольшое Божество Господа Джаганнатхи в сувенирном магазине. Шрила Прабхупада отправил их обратно, чтобы они купили и два других божества – Господа Баларамы и Субхадры Деви. С этого момента началось поклонение Им в храме. Размышляя о Божествах, Шрила Прабхупада выразил сильное желание распространить Их милость, организовав Ратха-ятру, фестиваль колесниц, в парке Голден-Гейт подобно тому празднику, который проводится каждый год в знаменитом индийском городе Джаганнатха-Пури. Джаянанда посвятил себя выполнению этого желания Прабхупады. С помощью других преданных он соорудил «колесницу» – грузовик с открытыми бортами. 9 июля 1967 года в Сан-Франциско состоялась первая Ратха-ятра, когда-либо проведенная за пределами Индии. Фестиваль стал возможным благодаря упорному труду Джаянанды.
Он год за годом улучшал организацию фестиваля, занимаясь сбором средств, получая необходимые разрешения, давая рекламу, строя огромные деревянные колесницы и даже выпекая пирожки для городской полиции и службы парков США, с которыми ему приходилось взаимодействовать. Джаянанда жил рядом с колесницами во время их строительства, а когда они были построены, зачастую работал над их украшением практически без сна по мере приближения даты фестиваля. Праздник ежегодно проходил в парке, привлекая каждый раз все больше людей. Благодаря усилиям Джаянанды тысячи людей получили милость Господа Джаганнатхи. В настоящее время фестиваль Ратха-ятры проводится в разных городах по всему миру.
Шрила Прабхупада был глубоко благодарен Джаянанде за помощь в фестивалях.
Во время подготовки к Ратха-ятре в Нью-Йорке в 1976 году Джаянанда обнаружил болезненные опухоли, растущие на его теле. Его духовный брат увидел их и был обеспокоен тем, что они могут быть злокачественными, но Джаянанда заставил его пообещать не говорить об этом Шриле Прабхупаде, пока не закончится фестиваль – ведь он думал только об успешном проведении Ратха-ятры; все остальное было для него незначительным.
Нью-Йоркская Ратха-ятра действительно имела большой успех. Двигаясь по Пятой авеню, три колесницы радовали тысячи людей и вдохновляли многих вступать на духовный путь, присоединяясь к обществу сознания Кришны. Прабхупада был в восторге. Он назвал этот фестиваль великим успехом и поблагодарил Джаянанду за его служение.
Опухоли на теле Джаянанды оказались злокачественными. Ему был поставлен диагноз «лейкемия», его тело постепенно начало угасать. Зная о своей скорой смерти, он продолжал выражать свою глубокую признательность Шриле Прабхупаде. Его друзья были шокированы и опечалены, видя его болезнь, но Джаянанда все еще был слишком занят преданным служением и не придавал болезни большого значения. Когда он все же согласился лечь в больницу, то стал проповедовать врачам, медсестрам и пациентам сознание Кришны.
Джаянанда постоянно думал о том, как проводить Ратха-ятру в других городах. В последние месяцы жизни он помог организовать праздник в Лос-Анджелесе, связываясь с нужными службами и людьми по телефону, собирая деньги и наставляя преданных. Однажды во время прогулки по Венис Бич, где должен был проходить фестиваль, он посмотрел вниз и, как будто видя предстоящий фестиваль, воскликнул: «Какая замечательная Ратха-ятра!».
1 мая 1977 года, всего за несколько месяцев до начала фестиваля, Джаянанда оставил тело. В письме к Джаянанде после его кончины Шрила Прабхупада поздравил его со славной жизнью и еще более славной смертью, так как он всегда был поглощен служением Кришне.
Прабхупада распорядился, чтобы день ухода Джаянанды отмечался так же, как и дни ухода других святых вайшнавов, а его изображение должно быть на одной из колесниц на каждой Ратха-Ятре. Он называл Джаянанду «первым святым ИСККОН».
О таких замечательных преданных красноречиво сказал Шрила Бхактивинода Тхакур:
Ошибается тот, кто о смерти Вайшнавов толкует,
Ибо жизнь продолжается в звуке...
Умирая, Вайшнавы живут,
А живя, всему миру Имя Святое даруют...
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта