Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Поделиться
Дата: 07.05.2016 | Время на чтение: 72–73 мин.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

1956-1978 г. Детство и юность

Семья, детские годы (1956-1973)

Вадим Тунеев родился 30 августа 1956 года в Ташкенте. Отец — выпускник финансового института, работал заведующим кафедрой кибернетики в Ленинградском сельскохозяйственном институте, мать — ученый-филолог, кандидат наук; дед также был ученым — профессором и заведующим кафедрой. Когда родился Вадим, у его родителей еще не было своей квартиры, и ребенка взяли к себе на попечение дедушка с бабушкой. С ними он оставался жить в Ташкенте до 17 лет. Дед Вадима был наиболее близким ему членом семьи.

Из воспоминаний сестры Ольги: «В школе он был очень старательным и прилежным мальчиком, учился на одни пятерки. Главное, чем бы он ни занимался, во всем добивался успеха. Надо сказать, что он вообще ничего не боялся. Основной чертой его характера была решимость в достижении цели.Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, детское фото

Прежде всего он был обыкновенным ребенком, со своими достоинствами и недостатками. С виду он был типичный интеллигент в очках, физически не очень развитый. У него были проблемы с военным делом и с физкультурой, отметки по которым директору и завучу приходилось как-то подтягивать, поскольку по всем остальным предметам брат был отличником и ему светила золотая медаль, с которой он и закончил школу».

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: «Моя внешняя жизнь была запрограммирована рождением в определенной семье. Я был очень привязан к своему дедушке, и может быть до сих пор эта привязанность остается самой сильной в моей жизни. Он был профессором, человеком уважаемым, заведующим кафедрой. Волей-неволей я пытался ему подражать, чувствовал, чего он ждет от меня: чтобы я стал ученым. Это было предопределено психологически, и мне не оставалось другого выбора. Поэтому внешне шла какая-то жизнь по заведенному порядку: я хорошо учился в школе, у меня были все способности для этого. Потом я знал, что поступлю в Московский университет, что в то время было очень непросто и считалось привилегией. Многие меня отговаривали, объясняя, что это трудно, особенно для человека из провинции, и что для этого нужен «блат», но для меня все уже было решено. Несмотря на пророчества, в Университет я поступил. И именно потому, что внутри начался этот процесс глубокой неудовлетворенности лет в 14-15, который и давал очень сильный импульс делать все, как нужно, внешне, не понимая главной цели и смысла в жизни».

Юность, учеба в МГУ им. Ломоносова, начало духовных поисков (1973-1978)

«Хотя я поступил на тот факультет, на который хотел (химфак МГУ), и в принципе мне там было несложно учиться, я помню то жуткое разочарование, которое постигло меня на первом же курсе. После всего, что я там увидел и услышал, подумал: "Господи, неужели я этим всем буду заниматься всю оставшуюся жизнь?!" Я не мог себе представить, что живу ради периодической системы Менделеева и каких-то химических реакций. Несмотря на то, что внешне все было хорошо: я успешно учился, был комсоргом, вошел в коллектив, приобрел друзей, но к концу первого курса появилось отторжение от науки, и этот внутренний разлад становился все более и более сильным».


Несмотря на внутреннее отторжение к науке, Вадим учился успешно, был комсоргом, приобрел много друзей. Во время учебы произошел один случай, повлиявший на него – смерть однокурсника, который болел раком и все равно продолжал сдавать экзамены и зачеты. У Вадима возник вопрос – зачем он все это делал, если знал, что скоро умрет? Какой в этом смысл?

В 1975 году он начал общаться с сокурсником-баптистом, который прославился на весь университет тем, что на экзамене по научному атеизму заявил о своей вере в Бога. Хотя сам Вадим в то время не был верующим, его заинтересовало наличие у студента-баптиста каких-то религиозных принципов и идей. От него он получил «Евангелие от Иоанна» и другие книги. Однако в христианском вероучении Вадим не нашёл удовлетворительных ответов на свои вопросы. В частности, его не устроила абстрактная перспектива единения души с Богом в раю.

После успешного окончания университета Вадим поступает в Институт молекулярной биологии Академии наук СССР в Москве.

1978-1988 г. Знакомство с преданными

Знакомство с последователями движения Международного общества сознания Кришны

Первая встреча с вайшнавами произошла в 1978 году. Это был Джапа дас. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: «Оказалось, что я жил с ним вместе в общежитии. Как-то он пошел на выставку, на которую приезжал Гопал Кришна Махарадж в 1977 году, и получил там «Бхагавад-гиту», его накормили сладкими шариками, он стал ходить к преданным, но мне ничего не говорил. Мы с ним жили в главном высотном здании МГУ, в одном двухкомнатном блоке: он в одной комнате, а я в другой. Однажды, когда он не знал, что я нахожусь в комнате, он пошел в душ, и стал петь:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Я сидел и слушал. Джапа прабху всегда был какой-то странный, необычный. Я к нему относился с большим почтением, верил ему. Он толком мне ничего не говорил, может, однажды показал «Бхагавад-гиту». Это было какое-то раннее английское издание. Иллюстрации мне показались настолько ужасными, что я не смог всерьез воспринимать все остальное, что там было написано. Всерьез я принимал только Джапу прабху благодаря его цельности.

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

В 1979 году Джапа прабху дал мне «Бхагавад-гиту» на русском языке. С дореволюционного издания на французском языке теософское общество «Безан» сделало перевод на русский. И книга эта по впечатлению произвела на меня тот же самый эффект, что «Евангелие от Иоанна». Я почувствовал, что за всем этим стоит какая-то истина».

В отношениях с Джапой дасом Вадиму хотелось сделать ему что-нибудь приятное.

Весной 1980 года он начал повторять свои 16 кругов.

Потом Джапа дас познакомил Вадима с московскими преданными (Ашутошей дасом и его женой Ольгой, Анангха Дундубхи дасом, ее братом, и матаджи Премавати).  Впечатление они произвели не самое хорошее, но повстречав Радха Дамодару прабху, он  проникся доверием к нему и к Обществу в целом. Также на квартире Ашутоши даса Вадим познакомился с Вишвамитрой дасом, который происходил из кругов советской интеллигенции.

«Однажды вечером он пригласил меня на программу в общежитии МИФИ. Я немного сопротивлялся, но из уважения, желая доставить ему удовольствие, пошел. Программу преданные устроили в читальном зале общежития. Было 50-60 самых разных студентов. Вел ее Сергей Митрофанов, как я потом узнал, Сурья прабху. Они вместе с Вишвамитрой прабху были первыми кришнаитами, которых осудили на процессе в 1981 году. Но в то время Митрофанов заведовал группой в лаборатории академика Спиркина. Спиркин организовал на общественных началах свою научную лабораторию, в которой изучались паранормальные эзотерические явления. И там была группа, которую вел Сергей Митрофанов. Он был первым преданным, который проповедовал мне, хотя проповедью это трудно назвать, потому что он говорил о каких-то биополях, об их окраске, об энергетике, о том, как можно видеть ауру. И он утверждал, что не просто ее видел, но мог по ней поставить диагноз, сказать, где что болит, скорректировать отклонения». Вылеченный при помощи мантры Харе Кришна зуб одного из студентов впечатлил Вадима больше,  чем выступление и проповедь Ананты Тиртхи Свами.

Преследования со стороны КГБ

Со временем, преданных все чаще стали забирать в КГБ. Преследования и побои стали нормой в жизни вайшнавов. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж вспоминает:

«В какой-то момент ко мне в институт пришли люди из КГБ. Собственно, я этого ожидал. Обычно, когда преданные встречались, они в основном рассказывали: к кому из КГБ приходили, кто приходил, какой обыск был, что еще случилось. Мы прятались, выезжали куда-то, чаще в Подмосковье, но, несмотря на опасность, я продолжал общаться, что-то меня во всем этом привлекало».


В 1983 году Вадим получил духовное посвящение и санскритское имя Вайдьянатха дас от Харикеши Свами — американского ученика Бхактиведанты Свами Прабхупады, в то время руководившего деятельностью ИСККОН в СССР.

Также в этом году произошла встреча Вайдьянатхи с полковником Белопотаповым, человеком, который занимался реперссией вайшнавов. Благодаря этой встрече, как сказал сам Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, его практика сознания Кришны стала еще серьезней,  и это заставило задуматься, кому же это нужно – мне или им?

По большей части реперссии не затронули Вайдьянатху. Но давление со стороны КГБ ощущалось всегда. Вследствие этого он перезжает в Ташкент и продолжает общение с вайшнавами там.

«В какой-то момент все встречи в КГБ, а их было где-то шесть-семь, стали проходить по одному сценарию. Я приходил в нервном, перепуганном состоянии, не понимая, зачем все это нужно, когда это кончится и какими последствиями грозит. Начиналась бессмысленная беседа, где я был жертвой, а следователь палачом. Но в какой-то момент, неожиданно для меня, роли менялись, я начинал ощущать силу, возникающую из звука мантры в исполнении Харикеши Махараджа (тогда я очень много слушал его записи «Расы»), которая начинала звучать в уме как по мановению волшебной палочки. Было даже ощущение, что она звучит вне меня. И когда я слышал этот звук, я чувствовал прилив сил и энергии, страх куда-то исчезал, я начинал вести себя свободно, без комплексов. И, наоборот, следователь как-то сникал, скукоживался и загнанно смотрел по сторонам. И в этом я вижу руку Кришны, избавившего меня от зависимости, в которую я сам себя поставил из-за своего страха и несовершенства. С тех пор я больше не ходил на допросы.

Несколько лет все было относительно спокойно, хотя в других местах проходили процессы, но в Ташкенте, несмотря на то, что мы проповедовали, все было тихо».

В 1987 году по просьбе руководства одного из московских институтов,  он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структура нуклеосом. Разработка методов локализации взаимодействующих с ДНК участков молекул гистонов».

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Еще примерно год он пробыл в Союзе, в Литве, переводил там тексты с английского, потом какое-то время жил в Петербурге. Но одно за другим события толкали его к мысли: «Я должен уезжать».

1988-1995 г. Командировка в Швецию

Эмиграция в Швецию и работа в шведском филиале издательства «Бхактиведанта Бук Траст» (1987-1995)

Через год после защиты диссертации он получает письмо от Киртираджи даса, регионального секретаря по развитию сознания Кришны в СССР, с просьбой приехать в Швецию заниматься редактированием и переводом книг под предлогом фиктивного брака.

Среди всех русских преданных выбор был сделан в пользу  Вайдьянатхи, так как он обладал большим пониманием философии вайшнавизма, знал английский язык и имел статус брахмачари (вел отрешенный образ жизни). Остальные преданные были или семейными людьми, или не знали английского, или недостаточно понимали философию.  

В итоге в 1988 году, оформив все необходимые документы, Вайдьянатха дас отправляется в Швецию на ферму Алмвикс (Нью Чайтанья Чандрадайя мандир). В то время в Швеции из русских были только двое преданных: Ведавьяса дас и Сатья деви даси, впоследствии еще приехал Сваямбхува дас. Первый год там оказался одним из самых тяжелых периодов Вайдьянатхи. Ему было трудно привыкнуть к чужому менталитету и новому образу жизни.

В Швеции он возглавлял линию переводов на русский в издательстве «Бхактиведанта Бук Траст» (ББТ) и переводов книг на другие языки бывшего Советского Союза. Переводились такие книги как «Бхагавад-гита», «Нектар преданности», «Шримад-Бхагаватам» и другие. Он играл там заметную роль, под его началом работало много людей. Также Вайдьянатха дас был личным секретарем Киртираджи даса и жил прямо в его домике на ферме Алмвикс. Там же обучался поклонению Божествам и дружил с жившими там  русскими преданными. Жизнь его была расписана буквально по минутам.

Стоит отметить тонкий вкус Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа в кулинарном искусстве. Он умел очень изысканно сочетать продукты, готовить различные блюда очень эстетически. Он также мог приготовить пять-шесть блюд за один час. Впоследствии, когда он станет санньяси, будет вспоминать и говорить о том, что сам с удовольствием продолжал бы готовить, чтобы другим не приходилось ему служить.

После распада СССР границы открылись, и русским преданным стало проще посещать западные страны.

Кришнананда дас вспоминает: «В Швеции Госвами Махарадж показал мне, что такое ватсалья-раса. Он был мне в точности как отец. В мою комнату он собственноручно притащил стулья, тумбочку, отдал свой магнитофон и даже свою электроплитку, когда выяснилось, что я не могу ничего есть. Причем он очень рисковал с плиткой: Киртирадж прабху (тогда — «Джи-би-си Всея Руси») не разрешал в деревянных помещениях пользоваться электроплитками, но Госвами Махарадж пошел на этот риск, видя мои пищеварительные страдания. Окунание меня в вайшнавизм состояло в том, что прямо из аэропорта он повез меня на празднование годовщины установления Божеств Шри Шри Гандхарвика-Гиридхари в Коршнасе (Нью Радха-кунда).

В первую очередь, разумеется, Госвами Махарадж заботился о моей духовной жизни. Помню, как он переводил некоторые лекции в храме для одного меня — русских больше не было. Он вдохновлял меня ездить по воскресеньям в Стокгольм на харинамы, следил, чтобы я был на всех праздниках. Помню, на Джхулан-ятру возил меня качать Радху с Кришной на качелях в Коршнас. Если приезжали русские преданные, то он всем читал  лекции по Рамаяне.

Однажды он имел неосторожность посадить меня за компьютер впервые в моей жизни. А это значит, что я из своей комнаты в храме звонил ему в домик  Киртираджа прабху в среднем 20 раз в день, спрашивая, какую в очередной раз надо нажать кнопочку. Он терпеливо отвечал, что меня поражало. Я бы уже после пятого звонка ответил: «Какую хочешь, такую и нажимай», но он и в двадцатый раз рассказывал, что справа или слева есть такая-то и такая-то кнопочка. Может быть, это — мои домыслы, но иногда по выражению его лица мне кажется, что при виде меня он прямо слышит или, по меньшей мере, ожидает очередного вопроса про кнопочки на компьютере.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, детское фото за работой

В 1989 г. советских преданных впервые выпустили на Вьяса-пуджу Вишнупады из СССР. Правда, ценой демонстраций и пикетов. Когда выпустили, Вьяса-пуджа уже закончилась, но Вишнупад проводил специальные даршаны для советских преданных, и Госвами Махарадж их переводил. Он всегда был естественным посредником наших отношений с гуру, и все ему очень доверяли в этом плане. Он как-то всех завоевал. Помню, в том же году состоялось первое паломничество советских преданных в Индию. Я обратил внимание, что когда они вернулись, все очень высоко отзывались о Госвами Махарадже, подчеркивая в нем саттва-гуну. А когда они приехали впервые на Вьяса-пуджу в Швецию, Киртирадж прабху потребовал, чтобы Госвами Махарадж еще и читал лекции в храме на русском языке. Не могу до сих пор себе простить своего снобизма — я тогда думал, что раз я в Швеции, то должен слушать зарубежных лекторов, а на его лекции не ходил».

Радха Дамодар дас вспоминает:

«Когда мы приехали в Калькутту, Киртирадж прабху, который отвечал за всю эту поездку, выдал нам вайшнавскую одежду. До этого у нас ее попросту не было. Вместе с одеждой к нам прислали опытного вайшнава, который должен был показать нам, как ее надеть! Это был… Вайдьянатха прабху, ныне наш Госвами Махарадж. Он провел блиц-курс для молодых бхакт: как наносить знаки тилаки, как надевать дхоти. Мы прибыли в Калькутту в зимних шкурах, сапогах, валенках, и вот, всего за один день, произошла такая волшебная трансформация. Мы преобразились буквально на глазах, а сапоги и телогрейки к вечеру пришлось попросту выбросить. Ясно, что таскать все это по Индии бессмысленно. Зато нам выдали гамчи, чадары, дхоти. Мы стали похожи на вайшнавов. Нашими гидами были Киртирадж прабху и Вайдьянатх прабху. Они рассказывали нам обо всем: что нужно или можно делать, чего нельзя, как давать пожертвования, как надевать гамчу, как купаться в Ганге, в океане. В первую поездку мы посетили курс вайшнавского этикета Бхакти Чару Свами, после чего мы стали стараться применять эти правила в нашей повседневной жизни. Мы взяли материалы этого курса и по возвращении в Россию перевели его на русский язык, после чего он начал распространяться по всей стране».

Кришнанда дас:

«Однажды Вайдьянатха узнал, что вся партия книг «Очерки ведической литературы»  в скором времени будет переработана обратно в бумагу.  Он позвал меня спасать бракованную (были небольшие нестыковки по обложке)  партию, чтобы отправить ее в Россию. В итоге под покровом темной ночи было спасено несколько упаковок книг.

Как раз в доме Киртираджа прабху я впервые и убедился в сверхъестественных способностях Госвами Махараджа. Обычный человек не может делать столько, сколько делает он. Тогда он одновременно редактировал русский перевод Бхагаватам, переводил «Нектар преданности», заботился о преданных, прибывавших из всех стран Восточной Европы (не только Советских), лично их устраивал, следил, чтобы у них было все необходимое. Но самое главное — это то, что при этом он еще был секретарем Киртираджа прабху!

День и ночь можно было слышать на территории фермы его высокий голос, выкликавший: «Вайдьянатх!» Этот зов до сих пор стоит у меня в ушах. Однажды, проводив Киртираджа прабху в очередную командировку, Госвами Махарадж вернулся к себе и без сил опустился в кресло, как вдруг совсем рядом раздалось знакомое: «Вайдьянатх!» Я тогда еще не был знаком с телефонами, у которых динамик наружу. Это Киртирадж прабху звонил Госвами Махараджу из самолета. Махарадж потом сказал мне: «Он меня не отпускает ни на минуту!»

В 1991 году, когда появился храм ИСККОН в Москве на станции метро «Беговая», Вайдьянатха посетил Москву. Киртираджа дас, который в то время был во главе управления ИСККОН в России, посоветовал Вайдьянатхе вернуться на родину и возглавить московский храм. Однако духовный учитель Вайдьянатхи, Харикеша Свами, посоветовал ему остаться в Швеции и продолжать работу над редактированием и переводом книг.

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Мхарадж:

«Киртирадж, который в то время был во главе управления Обществом сознания Кришны в России, предложил, чтобы я возвращался на родину и стал во главе московского храма. Он позвонил Харикеше Махараджу, а тот спросил меня, хочу ли я этого, на что я ответил:

— Ну не знаю, буду делать то, что мне скажут. Но особенного желания у меня нет, мне нравится то, что я делаю в Швеции, мое служение и книги, над которыми я работаю.

На что он решительно ответил:

— Нет, тогда возвращайся в Швецию. То, что ты сейчас делаешь, это важнее.

И я думаю, что это было тоже очень важным событием, потому что мне нужно было какое-то время, чтобы окрепнуть духовно. Если бы я в то время оказался в Москве, мне трудно представить, как все сложилось бы здесь. В 1995 году я вернулся в Москву».

Впоследствии Вайдьянатха будет сопровождать Харикешу Свами в поездках в Россию в 90-х годах. Он будет его личным секретарем, переводчиком и поваром. Привязанность к духовному учителю была настолько сильной, что внешне было трудно их обоих отличить.

1995-2001 г. От возвращения из Швеции до принятия саньясы

Возвращение из Щвеции и активное служение в России

В начале 1995 года Вайдьянатха возвращается в Россию и вскоре, благодаря своим лекциям и семинарам, охватывающим практически все аспекты ведической философии и культуры, становится одним из самых популярных вайшнавских проповедников в России и странах бывшего СССР.

Шрила Бхакти Вигьяна Госвми Махарадж говорил в своем интервью на тему «Как я пришел в сознание Кришны» о том, что когда он приехал в Россию в 1990-1991 году, это был не самый подходящий момент, чтобы встать во главе Московского общества. Но в 1995 году  Вайдьянатха дас был готов взять на себя непростую роль лидера Общества в московском, да и во всем российском ИСККОН. Так, с 1995 года он возглавляет Российское общество сознания Кришны (РОСК).

В Москве Вайдьянатха дас оказался практически единственным общим авторитетом, что позволило ему успешно начать свою спасительную миссию в отношении Российского движения сознания Кришны.

Его лекции отличаются удивительной глубиной, а также вдохновением самого лектора, который горит сознанием Кришны. На тот момент Вайдьянатха дас дает много удивительных лекций по «Шримад-Бхагаватам», а также других лекций и семинаров.

В 1997 году состоялось значимое событие для Вайдьянатхи прабху. Он встречается с Его Святейшеством Радханатхой Свами, учеником Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

И также в 1997 году проводятся первые курсы «Бхакти-шастры».

Вайдьянатха дас рассказывает удивительные, фантастические лекции по основным книгам Шрилы Прабхупады: «Бхагавад-Гите», «Шри Ишопанишад» и другим. Эти лекции до сегодняшнего дня имеют огромную ценность для преданных, которые могут их слушать для обретения глубокого понимания книг Шрилы Прабхупады.

Получение саньясы

В этот период Вайдьянатха дас сыграл роль объединителя всех и вся. Это качество личностного подхода и умение вдохновлять очень проявлено в нем и по сей день.

1998 год стал очень непростым как для самого Вайдьянатхи даса, так и для всего общества преданных в целом, так как Шрила Харикеша Свами оставляет Международное общество сознания Кришны.

Вспоминая 1998 год, уже Шрила Бхакти Вигьяна Госвами обращается к своему гуру Шриле Радханатхе Махарадже с такими словами: «В 1998 году Вы спасли мне жизнь и наделили силой, чтобы противостоять буре, разыгравшейся над всей русской ятрой».

Обратимся к экспертам за разъяснениями.

Кришнананда прабху:

«Разразился 1998 год. Вот тут он уж точно спас Российское движение сознания Кришны.  Тогда ведь все растерялись — если вообще не сошли с ума из-за того, что движение оставил Шрила Харикеша Махарадж, который на тот момент являлся гуру большого количества преданных Московского общества сознания Кришны (МОСК). Сам Вайдьянатха прабху сильно переживал сложившуюся ситуацию, и тем не менее находил в себе силы поддерживать и вдохновлять преданных, которые во многом находили прибежище именно у него. Шрила Харикеша Махарадж был очень близок Вайдьянатхе прабху, поэтому ему было очень больно в тот момент. Это испытание и его последствия отразились практически на всех учениках Шрилы Харикеши Махараджи.

Так что в 1998 году Вайдьянатха дас проявил сверхчеловеческое мужество, выдержку и мудрость, благодаря чему Российское движение сознания Кришны довольно быстро оправилось от этого очень чувствительного удара. 

Вайдьянатха дас как-то все переборол в основном ценой еще большей своей занятости. Дел у него прибавилось, потому что к нему стало обращаться еще больше людей. Он был реальным главой нашего Движения и официальным президентом Центра общества сознания Кришны в России.

Он поменял все направление развития тем, что сделал акцент на вайшнавское образование. Это было очень важно. Кризис 1998 года показал, что преданные у нас хоть и полны энтузиазма, но, к сожалению, не знают философии, в первую очередь — гуру-таттву. Вайшнавская философия не так проста, чтобы достаточно было чего-то нахвататься, соблюдать 4 принципа, так или иначе повторять 16 кругов мантры Харе Кришна и что-нибудь говорить людям о Кришне. Шрила Прабхупада предупреждал, что надо обязательно изучать философию, ввел специально ученые степени: бхакти-шастри, бхакти-вайбхава и так далее. Он говорил, что вторую инициацию можно давать только после сдачи экзаменов по курсу «Бхакти-шастры». И Вайдьянатха прабху повернул в этом направлении наше Движение, несмотря на протесты многих. И по сей день Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж прилагает много усилий для развития вайшнавского образования.

Еще одну очень важную вещь он сделал в виде Национального совета, когда лично стал воспитывать лидеров для ятр. Это — еще одно его великое достижение. Наконец, фактически всегда, сколько я себя помню директором пресс-центра, он поощрял работу со СМИ. Служение это довольно необычное, мало кто понимает, зачем все это нужно».

Но Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж и по сей день обеспокоен этим вопросом.

Еще одной сферой успешной проповеди становится радио «Кришналока», где Вайдьянатха дас проводит очень увлекательные и глубокие лекции. И конечно книги. Вайдьянатха дас не покладая рук продолжает работать над переводом, редакцией, изучением и изданием книг А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. И он удивительным образом успевает делать это одновременно: переводить одну книгу, редактировать другую, изучать третью, вместе с этим постоянно служить преданным и проповедовать. Так мы с вами подошли к следующему периоду, когда Вайдьянатха дас, принявший в 2000 году реинициацию у Шрилы Радханатхи Махараджи, принимает также у него санньясу в 2001 году. Его Святейшество Радханатха Свами Махарадж, когда уезжал из России, сказал: «Я уезжаю, но оставляю вам свое сердце. Этим сердцем является Бхакти Вигьяна Госвами».

2001 г. — по настоящий день

Надо обязательно отметить выдающуюся роль Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа в Международном обществе сознания Кришны. Он стал первым «Джи-би-си», который не является учеником Шрилы Прабхупады. Для него было сделано исключение. Просто его уровень ощутим для опытных преданных и поэтому они приняли его, хоть он и не был инициирован Шрилой Прабхупадой. Разумеется, еще одним знаком признания было то, что ему первому из советских преданных дали санньясу. 

Итак, в 2001 году Вайдьянатха дас получает монашеский статус санньяси и новое духовное имя Бхакти Вигьяна Госвами.

Кришнананда прабху:

«Он — очень серьезный санньяси. Он готов ко всем аскезам, которые предполагает его статус. Я обратил внимание, что когда у него усилились проблемы с пищеварением, он ночей не спал, но все равно приходил на мангала-арати и на даршан Божеств. Когда я спросил, не лучше ли отдохнуть, он ответил: «Если я не буду приходить, то многие тоже перестанут». Он буквально распинается за нас за грехи наши. Лекции он тоже читает независимо от своего физического состояния. Я не представляю себе, как можно читать лекции в его импровизационной манере при плохом самочувствии. Для меня, например, это исключено. Я еще могу прочитать что-то с листа, но как можно читать такие большие и гениальные лекции, когда болит тело — это фантастика».

Своими гениальными лекциями, семинарами, ретритами Шрила Бхакти Вигьяна Госвами вдохновляет сердца множества людей. Глубина этих лекций поражает каждого искреннего слушателя.

В 2005 году Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж начинает давать посвящение в ученики и делает это очень смиренно. Он ведет себя скорее не как гуру, а как слуга своих учеников. Таков истинный духовный учитель. Сам он говорит: «На самом деле я учусь у своих учеников, которые считают меня своим учителем».

Интересно заметить наставления Шрилы Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа своим ученикам и доброжелателям.

Одно из первых наставлений — никогда не становитесь старшими преданными. Это значит, какое бы положение человек не занимал и какое бы служение не выполнял, ему следует всегда помнить настроение Господа Чайтаньи, оставаясь ниже травинки, терпеливее дерева, оказывать почтение каждому и не требовать почтения к себе.

Перевод лекции Радханатхи Свами

Другим наставлением является развитие привязанности к Шриле Прабхупаде. Это означает, что он никогда не сосредоточивает людей на себе, а дает им возможность развивать отношения с Шри Кришной и великой парампарой учителей, и глубоко понимает ценности нашего общества.

Еще одним его наставлением является служить и заботиться о преданных, развивать систему наставничества. В этом Шрила Бхакти Вигьяна Госвами является удивительным примером, под час проливая слезы и прилагая множество усилий в том, чтобы служить вайшнавам.

И конечно, Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, понимая ценность пути, данного Господом Чайтаньей и предыдущими ачарьями, призывает нас сосредоточиваться на главном методе духовного развития — воспевании святых имен, а также проповеди этого великого наследия всем людям.

В 2006 году по милости Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами начинает функционировать  «Ашрам Бактиведанты», который ежегодно дает прибежище 15 молодым преданным, способным к обучению и духовной заботе. Затем некоторые из них остаются на второй год для углубленного изучения шастр, а другие становятся слугами общества преданных, едут в разные общины и проповедуют там, либо становятся семейными людьми и берут ответственность за подрастающих вайшнавов. «Ашрам Бактиведанты» — это один из уникальных проектов, который воплотился по милости Господа и Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа в нужное время в нужном месте, и дает большую помощь в развитии РОСК.

Он принял ответственность перед руководящим членом Общества ИСККОН за проповедь в Израиле, а также проповедует в других странах Запада, таких как Англия, Италия, Германия, странах бывшего СНГ и, конечно, он путешествует по большому количеству городов России. Его проповедь имеет характер интенсивности, так Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж говорит, что в связи с сильной занятостью, он уже все научился делать на ходу: готовиться к лекциям, заниматься йогой, кушать.

Куда бы он не приехал, у него множество встреч, бесед, вопросов, и он всем старается уделить внимание.

Еще один проект, над которым Шрила Бхакти Вигьяна Госвами пролил много крови — строительство Ведического храма Шри Шри Радхи-Мадхавы, что является одним из желаний ачарьи нашего общества А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Тем не менее, огромные усилия затраченные на этот проект, приводили к тому, что власти не шли на уступки и препятствовали развитию этого проекта.

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами нередко встречается с внешними трудностями. Однажды он даже сказал, что хочется бросить все и уехать во Вриндаван, но тем не менее продолжает трудиться, не покладая рук, и это та решимость, которая помогает развиваться нашему Обществу.

К настоящему моменту Шрила Бхакти Вигьяна Госвами руководит активной работой многофункционального образовательного центра «Гита-нагари», который будет помогать всем слоям общества знакомиться с ведической культурой, систематически обучаться и духовно прогрессировать. В центре «Гита-нагари» планируется подготовка высококвалифицированных наставников, которые будут оказывать преданным необходимую заботу и помощь в их духовной жизни. Каждый желающий может в силу своих способностей и возможностей помогать этому проекту, чем может заслужить милость и благословения Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджи.

Также под его чутким руководством сейчас разрабатываются системы обучения преданных при подготовке к получению пранама-мантры, первому и второму посвящению, углубленному изучению шастр и просто знакомству с ведической культурой.

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж ведет серьезную работу над тем, чтобы ценности Общества и настроение ачарьи не нарушались. Иногда он пишет статьи, опровергающие различных антикультистов или других людей, враждебно настроенных по отношению к ИСККОН. Все же  чаще он просто помогает участникам Общества воплотить духовные принципы в недра материальной культуры, что само по себе является огромной работой и решением таких проблем, как попытка пошатнуть веру участников движения сознания Кришны.

Таким образом мы видим, как Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж очень сильно беспокоится о систематическом образовании, культуре и ценностях в ИСККОН. Для этого под его руководством развиваются группы лидеров — коллективы Национального совета и Региональных советов, а также группы лидеров и наставников.

Он также переживает и много работает над связями с общественностью. В связи с этим Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж активно выступает на общественных программах, встречается с различными представителями общества, пишет книги о великом наследии ведической традиции. Еще одна удивительная черта Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджи — он не обладает религиозным фанатизмом. Это проявляет в нем качество человека, который понимает, что не Бог принадлежит религиям, а все религии принадлежат Богу.

С 1989 года Шрила Бхакти Вигьяна Махарадж проводит парикрамы в Индии, где помогает погрузиться в трансцендентное и увидеть замечательные места деяний Господа и Его спутников. Его рассказы проявляют святые места и помогают ощутить атмосферу духовного мира.

Интересно рассказать о том, что же нравится Шриле Бхакти Вигьяне Госвами Махарадже: «Для меня самой большой радостью является видеть, как люди растут в сознании Кришны, как они меняются, как кто-то подходит и говорит: я начинаю делать все с чистого листа, начинаю служить, начинаю что-то делать для других. Это самое большое счастье для меня, это тот самый киртан, те самые слова, что прославляют Шрилу Прабхупаду, я чувствую при этом, что Шрила Прабхупада и его миссия живут, что под его влиянием люди продолжают служить и меняться, идти по духовному пути. Я очень рад видеть параллели в духовной жизни, когда преданные служат друг другу, сотрудничают друг с другом, помогают друг другу. Это источник моего бесконечного счастья!»

Что же не нравится Шриле Бхакти Вигьяне Госвами Махарадже: «Когда я вижу, что что-то противоречит нашей культуре, когда я вижу сплетни, когда я вижу жестокость, когда я вижу, что люди не заботятся о детях, о своих близких — сердце мое плачет. Потому что это нечто противоположное тому, что хотел от нас Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы утвердили на этой земле культуру любви и  смирения».

Следует сказать еще об одной стороне личности Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махарджи. Ему нравится поэзия, он также сам сочиняет стихи. Это разносторонне развитая личность, которая знает много прикладных наук, таких как аюрведа (медицина), джйотиш (астрология) и других.

Еще одно из направлений развития, о котором думает Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, это развитие общин и вайшнавских поселений, над которым трудятся ученики и доброжелатели под его внимательным руководством.

Несмотря на такую активную проповедь, стоит отметить очень интенсивную и примерную садхану Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа.

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

В 2014 году он ввел таблицу садханы, в которой находится много различных показателей для ежемесячного анализа и выводов. Он не ограничивается 16 дежурными кругами джапы, а старается воспевать всегда: киртанийах сада харих, все свободное время его можно найти воспевающим святые имена Господа. Ежедневно он переводит и редактирует книги Шрилы Прабхупады, слушает лекции своего духовного учителя, Шрилы Прабхупады и других лекторов. Также он уделяет время таким занятиям, как изучение хинди, творчеству. Важным в его графики является сбалансированное питание по времени, а также занятия йогой для поддержания здоровья. В экадаши Шрила Бхакти Вигьяна Махарадж постится и погружается в воспевание святых имен.

Огромный опыт и желание служить вайшнавам вдохновляют Шрилу Бхакти Вигьяну Госвами Махараджа на написание книг, но из-за активной проповеди, огромной ответственности, да и просто ограниченных ресурсов здоровья, ему не хватает на это времени и сил. Поэтому он активно вдохновляет преданных включаться в миссию, помогать ему в служении Шриле Прабхупаде. Благодаря такому сотрудничеству он надеется послужить вайшнавам, передавая милость сампрадаи в своих удивительных книгах.

Миссия Шрилы Прабхупады, если выразить ее в нескольких пунктах.

  1. Практика. 
  2. Служение вайшнавам. 
  3. Проповедь. 
  4. Варнашрама или ведическая культура, жизнь в саттва-гуне. 
  5. Настроение Его Божественной Милости ачарьи-основателя Международного общества сознания Кришны А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Мы можем видеть, насколько Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж следует всем этим целям Международного общества сознания Кришны.

  1. Он сам очень глубоко погружен в практику сознания Кришны. 
  2. Он также помогает тысячам людей делать это в Обществе сознания Кришны. 
  3. Он сам активно проповедует по всему миру и помогает душам встретиться с милостью Господа. 
  4. Он развивает великую культуру, благодаря которой люди могут по-настоящему стать людьми. 
  5. Удивительно, насколько Шрила Бхакти Вигьяна Госвами погружен в медитацию и настроение Шрилы Прабхупады, что проявляется в течении всей его жизни в сознании Кришны. Шрила Прабхупада для него непрекращающийся источник сил и вдохновения!
У Его Святейшества Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа можно выделить много качеств, которыми его наделил Господь, такие как смирение, терпение, почтение ко всем, заботливость, целеустремленность, решительность и другие. Но есть несколько удивительных качеств, которые трудно скрыть от глаз любого человека, соприкасающегося с ним: это его огромная доброта и глубочайшая преданность Шриле Прабхупаде, что делает его сердце безмерно сострадательным.

Все эти прекрасные качества и стороны Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа берут начало в его удивительной способности учиться у всех и у каждого. Когда Махараджа спросили о том, кто же является настоящим учеником, он сказал, что настоящий ученик постоянно развивается в практике сам (нама-ручи), помогает развиваться тем, кто уже встал на духовный путь (вайшнава-сева), и помогает встать на путь людям, которые на него еще не встали (джива-дойа). Сам Шрила Бхакти Вигьяна Махарадж олицетворяет эти принципы. Он помогает и вдохновляет всех, кто его окружает, и даже тех, кто находятся от него очень далеко и просто слушает его лекции (вайшнава-сева). Он очень просто объясняет принципы духовной жизни для новых людей, вдохновляя их менять свою жизнь к лучшему. Конечно, он бы не смог этого сделать, если бы сам не занимался очень серьезной практикой, не обладал глубоким пониманием ценностей духовной жизни и не был благословлен ачарьей-основателем Общества сознания Кришны А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

Могущество и величие Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами можно ощутить, прослушав множество удивительных и прекрасных лекций, в которых он раскрывает свое сердце и милость Господа, а также прочитав книги, которые уже изданы:

  1. «Стрела милости».
  2. «Секрет  устойчивости в мире перемен».
  3. «Шаранагати».
  4. «На берегу океана бхакти».
  5. «Уроки любви. Истории из жизни А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады».
  6. «Кришна входит в Матхуру».
Кришнананда прабху:

«Я просто вижу во всем этом особую милость Господа Чайтаньи к России. Когда-то нам говорили: по всему видно, что для России у Господа Чайтаньи особый план. Для меня это очевидно, потому что с нами — Шрила Бхакти Вигьяна Госвми Госвами Махарадж».

Вот такой удивительный подарок нам сделал Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.  Именно по этой небезосновательной причине Шрилу Бхакти Вигьяну Госвами Махараджа можно назвать олицетворением сострадания и доброты Шрилы Прабхупады.

Стихи Его Святейшества

Молитва блудного сына, или попытка предания себя

Как я хотел Тебя забыть,
Уйти, заплакать, отвернуться,
Собакой черною завыть,
Заснуть и больше не проснуться.
Как я хотел с Тобой порвать,
Не знать Тебя, не видеть больше,
Не слышать, не молить, не звать,
И не любить Тебя, мой Боже.
Я прятался в пучинах вод,
В берлоге отсыпался сладко,
Был глух, как тетерев, и слеп, как крот,
Как еж колюч и как гадюка гадок.
Я яд копил, отращивал клыки,
Я цвет менял, ощеривался злобно,
И паутину плел, как пауки,
И раздувал клобук, как кобра.
Меня жег яд обиды на Тебя,
Яд зависти, яд ревности и злости,
Он сердце отравил, любовь во мне губя,
Язык мне обложил, пробрался в кровь и кости.
Отравленный, я полз, куда глаза глядят,
Без цели, без любви, без веры.
Но, ежась, чувствовал Твой взгляд
Спиной своей в тумане жизни серой.
A голос Твой все звал меня,
И свет Твой лился и лучился.
Ты радугой вставал при свете дня,
Луной светил в ночи и звездами искрился.
Ты звал меня к Себе, Душа моей души,
Боль утешал урчанием прибоя,
В опасности на помощь мне спешил
И прятался, прикинувшись Судьбою.
Как Ты хотел меня вернуть,
Растормошить, согреть, утешить,
Яд в сердце осушить, расчистить путь,
Лед растопить, ласкать меня и нежить.
Ты победил! Сдаюсь. Довольно слез.
Довольно злости, зависти довольно.
Довольно глупой лжи и глупых грез.
Я Твой... Но почему же мне так больно?
Как я хочу Тебя забыть!
Как хочешь Ты меня вернуть!

Город Кришны

Химавати посвящается

«Пойдемте в город Кришны,
Он даст нам вздохнуть свободно.
Расскажем Кришне, через что мы прошли.
Он утолит нашу жажду [желания].
Вручим себя Ему.
Ведь Кришна — это море счастья.
Останемся вместе с Кришной.
Ни на шаг не отступим от Его стоп.
Мы — возлюбленные дети Кришны», — так говорит Тука.
Святой Тукарам.

Пойдемте же в город Кришны.
Там мы сможем дышать свободно.
Он слезы наши осушит
и раны наши залечит.
Пойдемте же в город Кришны.
Мы Ему обо всем расскажем:
«Ты знаешь, как долго шел я,
как путь был тяжек и длинен?
Сколько раз я в пути спотыкался,
сколько раз я падал и плакал.
Сколько гор и лесов дремучих
на дороге моей вставали.
То собаки за мной бежали,
то люди злые гнались…
Сколько раз я хотел развернуться
и в обратный пуститься путь.
Ты не дал мне этого сделать.
То гонцов присылал с доброй вестью:
«Кришна ждет тебя в Своем доме.
Потерпи, немного осталось»,
Или Сам шептал мне на ухо:
«Не горюй, пройдет твое горе.
Все пройдет — только Я останусь.
Так куда же ты без Меня?»
Поводырь мой — святое имя —
вел меня по этой дороге.
Вместе с Ним я взбирался на горы,
проходил сквозь лесные чащи.
Поводырь мой — святое имя —
жалоб глупых моих не слушал.
Иногда из походной фляги
утолял мою вечную жажду,
иль к ручью заставлял приникнуть
или раны мои врачевал.
Путь окончился так внезапно.
Город Твой предстал моим взорам.
Я Тебя у ворот увидел.
И друзей веселых Твоих.
Я чуть-чуть растерялся сначала:
что мне делать с грязью дорожной?
Но и тут Ты пришел на помощь —
слезы смыли дорожную грязь.
Спасибо за это, Кришна.
Спасибо, что ждал так долго…
Но скажи, почему дорога,
что ведет к Тебе, так трудна?
Горы зависти, реки злобы,
вожделения темные чащи,
миражи гордыни в пустыне,
непролазные страха рвы…»
Улыбается молча Кришна
и к груди меня прижимает.
И из глаз, как колодец, глубоких
тихо катятся крупные слезы.
Отражается в слезах солнце
Знает Он, что ответ мне известен,
Только сердце в груди Его бьется,
как набат, как набат колокольный.
«Сам придумал ты эти горы,
насадил сам глухие чащи,
вырыл рвы и пустыни создал
лишь бы быть от Меня подальше…»
Так пойдемте же в город Кришны,
где мы будем играть, как дети,
где мы будем дышать свободно,
где не будет страха и боли.
Пойдемте же в город Кришны,
где мы будем все время с Ним…
Прижмет нас к самому сердцу,
и мы будем смеяться сквозь слезы,
обливаться слезами счастья
на Его широкой груди.
Вернемся же в город Кришны,
где люди свободно дышат,
где солнце доброе светит,
где люди играют, как дети,
где ветры теплые дуют…



Видео
Фото
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика