Основные идеи Е.М. Чайтанья Чандра Чарана Прабху

Поделиться
Дата: 07.05.2016 | Время на чтение: 53–54 мин.
Основные идеи Е.М. Чайтанья Чандра Чарана Прабху

Российский вайшнавский религиозный деятель, проповедник и писатель; один из руководителей Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). Исполняет в ИСККОН обязанности инициирующего гуру и члена Руководящего совета.

Смысл создания семьи

«Ведическая культура позволяла создать брак так, что все были в нём действительно счастливы. Поэтому это был не просто союз мужчины и женщины на основе обыкновенного совместного проживания, а настоящее духовное действо, ягья или жертвоприношение.»



«Очень трудно понять законы человеческого общества, не изучив взаимоотношения мужчины и женщины в семье, так как скрытая причина материального проявления покоится на желаниях мужского и женского начал.»

В Древней Руси хорошо обученную, подготовленную к семейной жизни девушку, называли веста. Если мы не восстановим знание о семье, то наша цивилизация разрушится. Согласно древнему Ведическому знанию мы живём в очень сложное время, когда снижается духовность, а конфликты и лицемерие усиливаются. Люди не доверяют другу другу, не вступают в брак, если нет гарантии, что будет возможен развод, или живут в гражданском браке, не могут хранить обещания. Всё очень зыбко, изменчиво в самом человеке и во всём обществе, Женщины становятся всё более легкодоступны, мужчины слабеют разумом. Часто мужчины и женщины меняются ролями. Узаконены однополые браки. Человеку трудно быть честным даже с самим собой.

Смысл создания семьи

Мужчина и женщина – одно целое. Они созданы, чтобы быть вместе Цель вступления в брачные отношения – возродить духовные ценности, поскольку брак – духовное явление в обществе людей. Зависимость от Полного Целого делает счастливыми отношения мужчины и женщины в семье. Понятия брака не существует в животном мире. Биология также не сможет объяснить нам, что такое брак, кроме понятий совокупления и продолжения потомства. Но у человека есть другие ценности –  любовь, ответственность, передача знания по наследству, преемственность традиции. Династия! Всё это имело место в прошлом.

Долгое время я избегал этой темы, думая, что важнее проповедовать отречение. Но гораздо важнее дать людям не саму идею отречения, а путь к нему. Это наука, которая должна иметь место в каждой семье. Семья – не азартная игра, где может повезти, а может – нет. Это не случайное совпадение обстоятельств с неизвестным будущим. Это – неистощимый источник человеческих возможностей, нераскрытая тайна, это сокровище под семью замками, это – священный союз. Но также это, возможно, – путь в ад, к глубоким страданиям. Чтобы семья не превратилась в катаклизм, нужно учиться познавать и применять естественные законы равновесия, осознавать мотивы своей деятельности. В семье есть две главные ценности. Первая – любовь, вторая – доверие. От маленькой семьи мы идём  к семье Бога, где законы те же самые.  Если мы хотим построить семью нового времени, то мы должны в этих двух вещах разобраться.

По наставлению Е.С. Шрилы Джаяпатака Свами, моего духовного учителя, и чтобы помочь молодым людям построить их отношения в семье и написана книга «Грихастха-ашрам»  – «Духовная семейная жизнь».

Шри Мати Гаурачандрика: Сейчас мы работаем над проектом «Дом семьи – Дом творчества». Эта идея даст возможность позаботиться об одухотворённой и радостной занятости наших детей. Даст возможность в красивой и благостной атмосфере, в духовном творческом общении проводить своё время. В этом месте будут проходить образовательные программы и семинары, которые обучают и воспитанию детей, и взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, будут проводиться занятия по ведической астрологии и психологии. Обязательно будут проводиться совместные воспевания святых Имён Бога – киртаны. Там мы вместе сможем посмотреть познавательные фильмы, вместе обсудить их. Будут встречи с интересными людьми современности, а также большие фестивали для многих и многих ищущих духовности и красоты. У нас есть мечта – жить в сознании Кришны интересно и радостно, развивая творческую энергию. Этот культурно-просветительский центр строится сейчас под Алматы.

Саттва - это лучшие человеческие качества

«Результаты благочестивой деятельности чисты, поскольку она находится в саттве – гуне добродетели. Из гуны добродетели развивается подлинное знание. Пребывающие в саттве постепенно поднимаются на высшие планеты.»


«Саттва – санскритское слово. Сат означает «вечный». Качества вечной души, которые поддерживают наше существование. В русском эквиваленте «благость». Мы все хотим обрести заряд благости, чтобы распространять вокруг себя счастье.»


В каждом человеке есть его хорошая сторона. Общение в саттве означает, что мы общаемся с лучшей стороной человека и таким образом даём ей развитие. Если мы будем делать акцент на лучших качествах человека и занимать эти качества в деятельности (в творчестве, в семейных отношениях, в профессиональной деятельности), то мы будем развивать саттву. К примеру такие качества как правдивость, чистота, простота, смирение, милосердие, сострадание, знание, любовь. В любом человеке можно пробудить саттву, сделать человека знающим и счастливым. Есть процесс пробуждения, он заключается в общении с людьми знающими, правдивыми, чистыми –  саттвичными, или находящимися в поиске саттвы. Сейчас в мире всё больше образуется обществ, которые культивируют саттву.

Саттва

Великий вайшнав Бхактивинода Тхакур сказал однажды, что в мире наступит счастье и гармония, когда судья станет святым. Сам он занимал положение мирового судьи в индийском обществе. Его разум был настолько чист, что он мог сложнейшие дела многолетней тяжбы решать за 20 минут. Именно ему поручали решать самые сложные дела. Поэтому очень важно, чтобы знание в благости передавали люди, наделённые духовными качествами. Очень важно, чтобы люди нашего общества через обучение, образование, обретение профессии в конечном счёте общались со святыми людьми. Такое общение следует воспринимать как ступеньку в духовный мир, где вы одновременно приобретаете квалификацию научного материального знания, профессиональные навыки и духовные качества – одновременно. Такое устройство общества было бы идеальным. При помощи саттвы мы можем дать людям представление о духовном мире, о духовных отношениях.

О лидерах общества

«Так называемые великие лидеры человеческого общества, сбитые с толку внешней энергией Господа, ничего не знают о великой науке бхакти-йоге и во имя удовлетворения своих чувств постоянно совершают низкие и отвратительные поступки…»


«Народ берёт пример со своих предводителей и следует им во всём. Он принимает за истину всё, что те считают верным.»

«Лидерство подобно ростку, который, вырастая в гигантское дерево, укрывает от зноя и даёт пищу многим и многим утомлённым людям. Он подобен дождевому облаку, которое способно потушить пожар людских раздоров. Свои высокие слова он подтверждает высокими поступками. Он стабилен в добродетели и не идёт на компромисс с Абсолютной Истиной. Он равно относится ко всем живым существам и ничего не считает своей собственностью. Он идет путём любви и сострадания.»

Каждый человек уже является лидером – хотя бы для самого себя. Быть лидером своей жизни,  значит уметь принимать правильные решения и достигать поставленных целей. Нужно понять, что лидер – это не тот, кто будет, общаясь с людьми, увязать в их проблемах. Настоящий лидер должен сделать подопечных самостоятельными, дав им необходимые знания и продемонстрировав на собственном примере, как правильно применять их в жизни. Именно тогда, когда человек обретает духовное знание, а также житейскую «квалификацию» (профессию, жизненный опыт и т.д.), он становится лидером.

Шрила Прабхупада

Есть лидеры и есть различные технологии влияния в разных областях человеческого общества. Лидер – влиятельная личность! Кто-то пишет книги, как стать богатым, кто-то может научить других добиваться результата, манипулируя людьми, воплощая самые разнообразные проекты. Есть в обществе такой тип людей, как «воины». Это управляющий класс. Они склонны к власти, стремятся быть сильными, смелыми. Это их природа. Но если такие люди не получат духовного образования, они могут принести сильное беспокойство обществу, неуместно проявляя свою отвагу, добиваясь всего силой и становясь, в конце концов, диктаторами и деспотами. Поэтому нужно совместить две эти стороны. Это даст обществу духовно сильных, решительных людей, героев с высокой нравственностью. Прирождённый лидер обязательно должен получить духовное образование. Первостепенная задача общества – обеспечить для этого все условия. Любой, кто пытается стать лидером, не имея этой божественной внутренней связи, обманет людей, потому что его любовь относительна, он не свободен от зависти.

Древние книги говорят, что лидер не тот, кто может добиваться какого-то результата, а тот, кто бескорыстен, поскольку именно он может видеть дальше всех. И это самое ясное и чистое видение. Лидер должен быть чист чувствами и умом, он не должен быть подвержен эмоциям жадности, гнева, похоти, зависти. В этом его сила, могущество, его влияние. Лидер должен стать брахманом, то есть совершенным человеком. Доверие пробуждается к такому человеку, который не имеет зависти, и будущее открывается ему само по себе. И чтобы стать таким совершенным лидером ведические священные писания рекомендуют подавать пример связи с высшим!

Если лидер ставит в своей жизни высшую цель – служение Богу как бескорыстную деятельность на благо всего общества – то люди будут, безусловно, поддерживать его и дадут ему необходимые полномочия. Через таких людей Бог Сам уполномочит лидера. Впоследствии он получит также  материальные и экономические ресурсы.

Всевышний – единственный источник совершенства. И контакт с Богом даёт возможность видеть совершенным образом. На такого человека спускается милость Бога, прасадам, озарение, просветление. Но он считает себя лишь инструментом Совершенного Бога. Сам он не считает себя совершенным. Это лидер истинный! Все, кто  с ним соприкасается, обретают наивысшие качества! Он способен одухотворить общество, изменить его качественно. Он не имеет право подавать плохой пример обществу. Он необычный человек и должен знать, как жить семейной жизнью, он не имеет права на развод. От него требуется великая жертва, великий разум! Его ответственность намного выше ответственности любого другого человека. Если мы установим Абсолютную Истину здесь, на земле, люди сами найдут дорогу к совершенству, нам не нужно будет слишком заботиться об этом. Но если мы хотим привлечь людей к своему личному могуществу, то это большое бремя. Мы ответим за каждого человека. В «Ману-самхите» записано: «Царь несет ответственность за все поступи своих подданных. Он берёт на себя 1одну шестую часть хороших поступков населения и одну шестую – плохих. Такого положение лидера. Его разум должен оставаться чистым, как не смачиваемый водой лотос! 

Об искусстве

«До конца исполнив долг воина, Арджуна достиг духовного совершенства. Точно так же художник может достичь совершенства, рисуя картины под руководством духовного учителя. Человек с литературным даром может писать статьи или сочинять стихи, служа Кришне и следуя указаниям духовного учителя.»

«Искусство – проводник знания, но если мы используем его для удовлетворения низменной природы в человеке, то это ведёт к деградации, так мы разрушаем культуру.»

Искусство – это особая сфера, у него есть своё предназначение – проникать в запредельные области, куда людям трудно войти при помощи науки, логики или обычного житейского опыта. Порой и философия бессильна. Но искусство может помочь этому при помощи метафор, музыки. Оно служит способом передачи мудрости. Искусство предназначено для единственной цели – постижения Абсолюта, Бога в сердце.

Об искусстве

Музыка – это форма отречения, говорится в Ведах. Она переносит человека в иные сферы сознания, возвышает над обыденной жизнью. Мечты могут реализовываться в сердце при помощи творчества. Но искусство можно превратить в самовозвеличивание, желание выделиться. Но это уже не искусство. Согласно Ведам, это не его предназначение! Современное искусство в большинстве своём показывает, как люди обороняются, применяют оружие, занимаются сексом. Так искусство принимает характер животных наклонностей. Но его предназначение как раз в том, чтобы возвысить до иных, духовных, сфер, так как это – его изначальная природа. Особенно это касается музыки и театра. Театр – синтез всех искусств, это очень могущественный способ возвышения цивилизации, культуры.

Музыка необходима, для того чтобы возвысить разум. Можно, например, пропеть шлоки из «Бхагавад-Гиты на санскрите». Божественная атмосфера будет раскрывать свои формы, цвет, вкус и многое другое. Это очень высокая форма йоги. Нам нужно возрождать искусство музыки. Сейчас необходимо изучать ведическую культуру, чтобы привнести людям понимание живой и тонкой сферы звуков.

Чтобы претворить в жизнь высокое предназначение искусства, необходимо общаться со святыми людьми. Если нет возможности непосредственного общения, читайте о них книги, медитируйте на их жизнь, на их наставления, их жертву, и вы почувствуете огромный творческий потенциал. Истинное искусство бескорыстно. Оно не продаётся! Оно передаётся в дар человеку и исполняется для Бога.

На человека влияют все виды искусства. И взаимодействие с ними происходит через разные каналы восприятия. Форма, звук, цвет, вкус – на высших планах едины. Они разделены лишь на физическом уровне. Есть возвышенные формы искусства, которые ещё не известны нам. Человеку нужно открыть сердце, и тогда ему откроются гениальные звуки, высокая гармония и способность это передать. Нас ждёт неслыханное процветание. Это предсказано Ведами. И мы живём в эпоху этого развития.

Все религии принадлежат Богу

Оставь все виды религии и вручи себя Мне. Я избавлю тебя от всех последствий греховной деятельности. Не страшись ничего!» На пути веры и любви необходимо всего лишь принять те религиозные принципы, которые в конечном счете приведут к преданному служению Господу.

«Бог не принадлежит ни одной религии, но все религии принадлежат Ему. Другими словами, не привязывайтесь к религии, привяжитесь непосредственно к Богу.»


Мировые религии сейчас мобилизуются, ведут активный поиск нового языка, ищут пути сопротивления постгуманизму. Но силы не хватает. А сила, как известно – знание. Мы, пропагандисты ведической культуры, предлагаем людям знание вне зависимости от того, какова их конфессия. Ведическая культура не требует отречения от родного вероисповедания, не ставит перед выбором «или-или». Нас не очень интересует деление людей на христиан, мусульман... Мы воспринимаем людей по степени духовного развития. Веды говорят, что есть три типа духовных людей: каништха (новичок), мадхьяма (проповедник), уттама (пророк).

Все религии принадлежат Богу

Каништха (новичок) – означает «материалистичный преданный Бога». Тот, кто имеет материальные желания. Каништхи несовершенны: у них есть вера, но нет знаний, поэтому они могут быть либо фанатиками, либо сентиментальными людьми. В их среде много вражды, сектантских настроений. Такое проявление религии очень опасно и приносит беспокойства.

Мадхьяма (средний уровень) – не враждует ни с кем. Одной ногой он в материальном мире, другой – уже в духовном. Он имеет опыт духовной жизни и знает, что Бог один для всех: для мусульман, для христиан, для любого человека или любого живого существа. Мадхьяма поддерживает мир – это его главный признак, он живёт в мире со всеми. Он уважает Божество в храме, дружит со всеми духовными людьми. Избегает только демоничных, агрессивных людей, которые при помощи силы добиваются мирового господства. И он даёт знание людям невинным..

И уттама (высший духовный уровень) – это люди, которые не принадлежат этому миру. Их нельзя квалифицировать в рамках религии. Например, нельзя сказать, что Иисус Христос христианин. Он и есть Свет. Уттама –  его сознание выше материальных представлений, для него все живые существа – дети Господа. Без уттамы религии нет, он создает её как мессия, пророк.

«Христианин», «мусульманин» – всё это ничего духовного на самом деле ещё не означает. Люди отличаются по их близости к Богу, по силе их вере и доверии Ему! А Он – Один для всех нас.

Истинный образ Бога

Когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему всё, подобно тому, как днём всё освещается солнцем.


«Люди должны принять авторитетное знание о Нём по цепи ученической преемственности, тогда они не смогут обидеться на Бога!»


Многие люди сами придумывают Бога для себя. Они обижены на какое-то, ими же придуманное, существо. Есть также множество различных теорий: «С нами Бог», «Бог – то, что у нас в сердце», «У каждого свой Бог», и все они абсолютно ложные, так как придуманы людьми. Но Бога нельзя придумать! Ведические священные писания знакомят нас с тысячью совершенных достоинств Бога, запечатлённых в тысячах Его Имён. Одно из Его определений – Всеблагой, другое – Всепривлекающий, третье – Рама, или дающий радость, источник счастья. источник вкуса жизни! Следующее – Шуддха, Наичистейший. Он не просто чистый, ведь чистый может стать грязным, Он антисептический – где Он ни появляется, вокруг Него всё очищается! БОГ –  всегда позитивно! Самый высший позитивный фактор! Вот какие знания о Боге содержат Веды! И поэтому, даже если в жизни происходят какие-то неудачи, мы не обвиняем Бога, потому что Он чистый и всеблагой. Он непогрешимый, а я страдаю из-за своей кармы, из-за своих собственных поступков. И если вы продолжаете прославлять Бога даже в трудностях, то вы великий человек, вы святой. Назовите имя хоть одного святого, кто прожил лёгкую жизнь. А в чём их святость? В том, что они всегда и во всех жизненных обстоятельствах были благодарны Богу и прославляли Его! Они помнили, Кто Он на самом деле и чувствовали любовь к Нему! А когда мы направляем свою любовь не на Бога, а на себя, то мы находимся в иллюзии. Тогда появляются жадность, вожделение, раздражение, ссоры, насилие. Это уже человеческое творение. Этот мир создан людьми! Мир Бога совсем другой! Он говорит в «Бхагавад-гите»: «Оставь этот мир, иди в Мой мир! Это твой мир, но ты здесь несчастлив, иди в Мой мир!! Иди ко Мне, и Я Сам защищу тебя от твоих несовершенств. Со Мной ничего не бойся!» Вот это – БОГ!!! Сейчас самое главное –  восстановить в обществе людей позитивный образ Бога, и всё встанет на своё место! Нужны подлинные знания о Боге, а не выдумки.

Имя Бога

«Из всех трансцендентных вибраций ОМ (омкара) представляет Всевышнего. Из всех жертвоприношений пение Маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – наиболее чистое представление Кришны.Это самый просто и самый чистый метод самосознания.»


«В Ведах говорится: «Не пытайтесь увидеть Бога, ведите себя так, чтобы Он вас Сам заметил!» Повторять Его Имя – это и есть возможность привлечь Его внимание к себе. Но нужно это делать искренне! Существует целая наука, как практиковать воспевание святых имен Бога правильным образом.»


Образ Бога находится в звуке. Это божественный трансцендентный звук – Его Имя. Поэтому необходимо повторять имена Бога. Это и есть мантра-медитация, где «ман» - ум, траяте – очищение.

Мы знаем цитаты из Библии: 

«Да святится Имя Твоё! Где трое собрались во Имя Моё, там Я среди них! Призвавший Имя Господа, спасётся! Воспевайте Имя Бога…»


Эта практика была утрачена на долгое время, то теперь она снова пробуждается, исследуются всевозможные мантры. Некоторые люди используют их, чтобы увеличить свой энергетический потенциал, укрепить здоровье, для других целей… Но истинная цель мантры – восстановить, вспомнить наши отношения с Богом. Мы зовём Его, произнося Его Имя.

Святые Имена Бога

В век Кали рекомендовано повторять Маха-мантру Харе Кришна! При ежедневном повторении установленного количества кругов Вы почувствуете особую атмосферу, ранее никогда не испытуемую, вы почувствуете атмосферу духовного мира, будут появляться духовные откровения, и чувство счастья будет возрастать. Появится тоска по этому состоянию, захочется всегда быть в этом состоянии. Плохие качества будут растворяться очень быстро. Будет происходить трансформация, карма будет сгорать. Сила этого звука ничем не измеряется, эта мантра очень могущественна! Любые цели становятся достижимы, но не нужно просить временных вещей! В присутствии духовной энергии все материальные желания потеряют силу. Если вы общаетесь с Богом, то нужно знать высшие ценности. Простите любви к Богу – это самое важное!

Если вы хотите практиковать в христианской традиции, можно обращаться к молитвам, где есть Имя Бога. Можно повторять также другие мантры. Но, к примеру, если вы повторяете ОМ, то трудно контролировать чувства. Поэтому я не рекомендую серьёзно заниматься этой практикой. Чтобы практиковать повторение ОМ, нужно уйти в лес или в горы, в уединение. Нужно уйти от всех объектов чувств… Омкара практикуется в особых условиях, которых мы не имеем в нашем ритме жизни, живя в городах. А Харе Кришна мантра не зависит от внешних обстоятельств! Именно она рекомендована для нашего века! Всего три слова этой самой могущественной мантры – ХАРА, КРИШНА и РАМА –  могут остановить всё дурное влияние века Кали!

Кришна – в переводе с санскрита значит «Всепривлекающий». На санскрите все Его Имена потрясающе красивы. Имя Бога способно освободить всю вселенную, говорят святые. Самые чистые качества в Его Именах! Самые возвышенные понятия! Божественный уровень в Его Именах! Какое имя Бога вы повторяете, такое качество в себе развиваете.  Если вы повторяете РАМА, то это – резервуар нектара, блаженства, радости. Если повторяете имя Шуддха, то развиваете чистоту. все ваши чувства очищаются, ваше тело очищается, ум очищается, деятельность также. Всё это обретается благодаря соприкосновению с трансцендентной энергией Имён Бога.


Автор: Матхурачандрика дд





Видео
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика