Театральные постановки и театральное искусство имеют глубокие корни в культуре гаудиа-вайшнавизма.
Само понятие «лила» тесно связано с актерской игрой, а Господь – величайший актер.
«Актер, исполняя разные роли, облачается в разные одеяния, но при этом всегда остается самим собой. Подобно этому, как объясняется в “Брахма-самхите” (5.33, 39), Господь принимает тысячи, миллионы обликов (адваитам ачйутам анадим ананта-рупам адйам пурана-пурушам). Господь и Его бесчисленные воплощения существуют всегда (рамади-муртишу кала-нийамена тиштхан нанаватарам акарод бхуванешу кинту)»
Сам Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда с удовольствием участвовали в театральных постановках, описывающих эпизоды священных писаний. В этих представлениях первое место уделялось сути разыгрываемых событий, актерское мастерство стояло на втором месте.
«Театральные представления устраивались и во времена Шри Чайтаньи Махапрабху, но все актеры, которые в них играли, были чистыми преданными; посторонние люди к участию в этих представлениях не допускались… Профессиональные актеры не понимают преданного служения, и потому, какими бы талантливыми они ни были, их игра лишена жизни»
В ИСККОН театральные постановки популярны с самых первых дней образования общества. Без них не обходится ни одна программа. Такие представления приносят радость чувствам и помогают на пути самосознания.
«Однако, какую бы роль ни играл Господь, все Его действия остаются действиями Всемогущего Господа, и потому памятование о деяниях воплощений Верховной Личности Бога не менее могущественно, чем Сам Господь. Аджамила произнес святое имя Господа – Нараяна, – зовя своего сына, которого звали Нараяной, и этого оказалось вполне достаточно, чтобы он смог достичь высшего совершенства»