Нрисимха Чатурдаши – праздник в честь явления Нрисимхадева, аватары Бога в форме человекольва («нара» – человек, «симха» – лев, «чатурдаши» – четырнадцатые лунные сутки). О Его деяниях рассказывается в Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам». Нрисимхадев – это Господь в гневе, он защищает своих слуг от негодяев и демоничных людей.
Много миллионов лет назад власть во Вселенной захватил могущественный демон Хираньякашипу («хиранья» – золото, «кашипу» – мягкая постель, то есть «тот, кто привязан к золоту, комфорту и женщинам»). Демон – это не существо с рогами и копытами, как мы привыкли думать. Хираньякашипу был человеком и правил не то чтобы совсем жестоко – по современным меркам его подданные в материальном отношении даже процветали. Он в совершенстве знал науку о душе и теле, признавал существование Бога. Но только считал Бога своим главным врагом – спал и видел, как бы уничтожить Его. Поэтому праведникам и мудрецам в его царстве жилось несладко: вместо прославления Вишну, они вынуждены были регулярно петь хвалебные гимны повелителю демонов.
Хираньякашипу пришел в материальный мир из мира духовного. Когда-то он был привратником в царстве Господа, но случайно оскорбил четырех мудрецов Кумаров. В духовном мире его звали Джая, а его напарника – Виджая. За оскорбление мудрецов им пришлось три раза рождаться братьями-демонами в материальном мире. В своем первом рождении они стали Хираньякашипу и Хираньякшей, во втором – Раваной и Кумбхакарной (убиты Рамачандрой), а в третьем – Шишупалой и Дантавакрой (убиты Кришной). После третьей встречи с Господом они получили освобождение, но явились еще один раз, в XVI веке, как падшие брахманы Джагай и Мадхай. В этом обличье братья встретились с Чайтаньей Махапрабху и достигли совершенства жизни – полюбили Господа всем сердцем.
Хираньякша, брат Хираньякашипу, погиб задолго до прихода Нрисимхадева. Его убил Вараха, Господь в облике вепря. Хираньякша терроризировал всю Вселенную. Он украл с орбиты Землю и забросил ее в глубины вселенского океана. Господу пришлось срочно вмешаться, чтобы остановить зарвавшегося наглеца и спасти Землю.
Сам же жестокий Хираньякашипу, обретя за долгие годы суровой аскезы неслыханное могущество, потребовал у Брахмы, творца Вселенной, бессмертия. Брахма ответил, что сам не бессмертен. Тогда Хираньякашипу попросил Брахму сделать так, чтобы убить его не мог ни человек, ни зверь – ни на земле, ни на небе; ни днем, ни ночью; ни одним из известных видов оружия.
Так Хираньякашипу стал властвовать над миром. Даже могущественные полубоги приходили к нему во дворец, чтобы прислуживать ему. Он же, возомнив себя Верховным Господом, помыкал ими как хотел.
«Нрисимха-пурана» рассказывает, что однажды Хираньякашипу решил совершить аскезу, чтобы обрести еще больше могущества, но ему помешали два мудреца. Нарада Муни и Парвата Муни превратились в воробьев и пропели с дерева прямо в ухо медитирующему Хираньякашипу мантру с именем его злейшего врага – Господа: «Ом намо нарайанайа». Взбешенный демон попытался их убить, но воробьи быстро улетели. Аскеза не удалась. Дома его ждала жена Каядху, и у нее как раз настали благоприятные для зачатия дни. Хираньякашипу решил зачать сына-демона, но имя Бога, пропетое назойливыми воробьями, вертелось у него в голове даже в момент близости.
Потом Хираньякашипу снова отправился совершать аскезу, а пока его не было, полубоги захватили его царство и пленили беременную жену. Ее приютил у себя Нарада Муни: он рассказывал ей о Верховной Личности Бога, о науке бхакти-йоги. Сама Каядху быстро забыла его наставления, но маленький Прахлада в ее лоне внимательно слушал и впитывал эту науку. Так он стал великим слугой Бога и могущественным проповедником.
Как демону Хираньякашипу не повезло – у него родился сын-праведник, который уже в пять лет проповедовал в школе своим одноклассникам-демонятам, открывая им тайны трансцендентного служения Богу. Учителя пожаловались Хираньякашипу на сына-смутьяна и попросили наставить его на «путь истинный».
Демоничный отец настолько разгневался, что даже пытался убить Прахладу, правда, чужими руками: то давил камнями, то топил и жег, то напустил на него стадо бешеных слонов. Но ничего не вышло – Махараджа Прахлада был под защитой Самого Господа.
«Прахлада, ты ведь знаешь, негодяй, что, когда я прихожу в гнев, во всех трех мирах содрогаются планеты и их правители начинают трепетать от страха. Кто же дал тебе такую силу, что ты, ничего не боясь, дерзаешь нарушать мою волю?
Махараджа Прахлада сказал: О царь, источник моей силы, о котором ты спрашиваешь, — это источник и твоей силы. Любая сила исходит от Него. Он один наделяет силой не только тебя или меня, но и всех остальных. Без Него никто не имел бы силы. Движущимися и неподвижными, высшими и низшими живыми существами — в том числе и Господом Брахмой — управляет сила Верховной Личности Бога».
Господь в облике человекольва явился в огромном дворце, где спорили могущественный демон Хираньякашипу, от одного взгляда которого трепетала вся Вселенная, и его маленький, но упрямый, сын Прахлада. В ярости Хираньякашипу грозился убить сына, если он не отречется от Бога. Хираньякашипу был вне себя от ярости – никто во Вселенной не смел рассказывать ему о Боге, но собственный пятилетний сын без страха проповедовал ему!
«О несчастный Прахлада, ты все говорил мне о каком-то высшем существе, отличном от меня; о неком верховном повелителе, что стоит над каждым и пребывает повсюду. Где же Он? Если Он вездесущ, то почему я не вижу Его в этой колонне?
За то, что ты болтаешь всякий вздор, я сейчас снесу тебе голову. И посмотрим, как Бог, в которого ты так веришь, придет тебе на помощь. Хотел бы я это увидеть!
Так разгневанный Хираньякашипу, обладавший огромной силой, ругал своего сына — возвышенного преданного Прахладу. Извергая непрерывные потоки брани, Хираньякашипу взял свой меч, вскочил с царского трона и яростно ударил кулаком по колонне.
В этот момент из колонны раздался ужасающей силы гром, от которого, казалось, лопнула оболочка вселенной. Дорогой Юдхиштхира, отзвук этого грома достиг даже обителей Господа Брахмы и других полубогов, и, услышав его, они подумали: «Нашим планетам пришел конец!»
Господь появился из колонны в невиданном облике: громадный и прекрасный, Он был похож и на человека, и на льва. Не человек и не зверь. Хираньякашипу в гневе бросился на Господа, завязалось сражение. И вскоре, вдоволь наигравшись с царем-безбожником, Господь положил его к себе на колени и разорвал на части Своими острыми когтями. Случилось это не на земле и не на небе – царь умер на коленях у своего врага. Произошло это в сумерки – не днем и не ночью. И убит он был не оружием, а когтями. Брахма не обманул Хираньякашипу – условия благословения были выполнены. А глупый Хираньякашипу думал, что оно убережет его от гнева Самого Бога!
Нрисимхадев – особая роль, которую играет Господь. Он показывает, что попытки унизить, оскорбить или притеснить Его верных слуг, приводят Его в гнев. И каждый, кто посмеет обидеть преданного, будет «общаться» с Нрисимхадевом.
Считается, что Хираньякашипу олицетворяет пороки, живущие в наших сердцах. Гордость, гнев, жадность, зависть и многие другие враги терзают нашу душу, олицетворяемую Махараджей Прахладой. Они мешают душе обращаться к Богу, взывать к Нему, думать о Нем. И только Сам Господь помогает нам одолеть этих могущественных врагов.
В день явления Нрисимхадева члены Движения Харе Кришна постятся до захода солнца, возносят молитвы Нрисимхадеву, вспоминают его деяния, читают Седьмую песнь «Шримад-Бхагаватам», прославляют Махараджу Прахладу. Вот текст самой распространенной молитвы Нрисимхе с переводом на русский язык и аудиофайл с записью молитвы. Эту молитву в храмах общества сознания Кришны поют три раза в день.
В традиции гаудия-вайшнавизма есть много историй, описывающих то, как Господь в облике Нрисимхадева защищает своих преданных и в наше время.
Шрила Прабхупада, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны, рассказывал, как однажды Нарасимхадев спас его отца, Гоура Мохана Де. Как-то в дороге на него напали разбойники. Им показалось мало отобрать у путника все имущество, они решили убить его. Но бандиты были индусами и с уважением относились к ведическим традициям, поэтому разрешили Гоуру Мохану Де помолиться перед смертью. Он стал читать молитву Нрисимхадеву, и почти сразу из придорожных кустов выскочил огромный лев. Он набросился на главаря банды и растерзал его. Остальные разбойники бросились врассыпную. Лев посмотрел на господина Де и скрылся в кустах. Каждый из нас в трудную минуту может обратиться к Господу в облике Нарасимхадева за помощью и защитой.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта