В тринадцатый день лунного месяца Джьештха (май-июнь) 1516 года случилось нечто необычное, заметно обогатившее на все времена удивительное движение бхакти, поднятое в XVI веке Шри Кришной-Чайтаньей. В небольшой, но довольно известной бенгальской деревеньке Панихати, что на берегу Ганги в 10 милях к северу от Калькутты, прошел первый в истории цивилизации праздник... плющеного риса и йогурта (не спешите, однако, сразу в магазин на поиски плющеного риса — это чисто индийская реалия)! «Изюминкой» праздника «Панихати чида-дахи», как нетрудно догадаться, стали этот самый плющеный рис и йогурт, а еще молоко и фрукты, густо приправленные премой, то есть любовью к Богу.

Местечко под названием Панихати находилось тогда на оживленном торговом пути, пролегавшем по реке Ганге, это был один из ведущих центров торговли. Сюда из города Джессор (современная территория Восточной Бенгалии) привозили особый сорт риса «пенети». Вероятно, от него и произошло название Панихати.

Но не только рис. Когда-то это место было и центром поклонения для последователей буддийской тантры и капаликов (шиваитов-тантриков). Позже, в XVI веке, когда Шри Чайтанья Махапрабху начал широкое движение санкиртаны (совместного пения имен Бога) Панихати превратился в крупный центр гаудия-вайшнавской традиции. Дом Шри Рагхава Пандита, служивший очагом духовных собраний, сохранился до наших дней.

Верховная личность Бога, Шри Кришна, явился в образе Шри Чайтаньи Махапрабху в Шридхаме Маяпуре (историческая область Навадвипа), что в Бенгалии, в 1486 году. Божественным смыслом Его явления было установление юга-дхармы — воспевания святых имен Господа. В то время Господь Баларама снизошел как Нитьянанда, а вместе с Ним в этот мир явились и многие другие вечные спутники Господа, и они присоединились к Нему в Его миссии. Одним из них был Рагхунатха дас Госвами.

Шри Чайтанья Махапрабху

Шрила Рагхунатха дас Госвами был вайшнавов самого высокого уровня. Еще в очень раннем возрасте он проявлял признаки отрешенности и непривязанности к материальному миру. Он стремился уйти из дома и присоединиться к Шри Чайтанье в Его миссии. Но Чайтанья попросил его не делать этого и пообещал, что Кришна вскоре освободит его из пут майи.

Спустя два года в Панихати пришел Господь Нитьянанда. Узнав об этом радостном событии, Рагхунатха дас, на тот момент находившийся в соседнем селе под названием Шри Кришнапур, испросил разрешения у своего отца, Говардхана Мазумдара, и поспешил в Панихати на встречу с Нитьянандой Прабху.

В Панихати Рагхунатха обнаружил Нитьянанду восседающим на камне под баньяновым деревом на берегу Ганги в окружении вайшнавов. Рагхунатха, однако, не решился приблизиться к Господу и предложил Ему свои поклоны на расстоянии. Все же кто-то из вайшнавов заметил Рагхунатху и сказал о нем Нитьянанде Прабху.

«Рагхунатха дас, — позвал его Нитьянанда, — ты прячешься словно вор! Я тебя поймал, иди сюда. И я тебя накажу!» Рагхунатха, робея, приблизился, а Нитьянанда схватил его да и поставил на голову Свои лотосные стопы. О большем благословении можно только мечтать!

Затем Нитьянанда велел Рагхунатхе («в наказание») устроить большой праздник и угостить всех вайшнавов вдосталь йогуртом и вкусным плющеным рисом. Рагхунатха немедленно послал слуг по соседним деревням на закупку всех нужных продуктов. Те принесли чиду (то есть плющеный рис), молоко, йогурт, сладости, бананы, сахар и другие лакомства.

Вся деревня превратилась в гигантскую кухню. Рис сначала вымачивали в молоке, потом одну его половину смешивали с йогуртом, сахаром и бананами, а вторую половину — со сгущенным молоком, приправленным гхи (топленым коровьим маслом) и камфарой.

В итоге все участники и гости получили по два глиняных горшка — один с рисом с йогуртом, а другой — с рисом в сгущенке.

Вот так, в память об этой удивительной игре с тех пор уже на протяжении 500 лет каждый год и проводится праздник Чида-дахи. Его также называют и Данду-махотсавой (то есть «праздником наказания»). «Праздник наказания» обернулся поразительно вкусным и духовным событием.

Блюдо чида-дахи оформленное дольками банана

В качестве духовного бонуса — рецепт блюда «чида-дахи»

350 г чида [толстые рисовые хлопья] промыть в воде, замочить в молоке на 1 час; вскипятить поллитра молока; взять молотый кардамон (2 ч. л.), 275 г сахара,

приготовить сгущенное молоко: 6 ст. л. для рисовых хлопьев, вымоченных в молоке; взять 500 г творога и 3 ст. л. меду для рисовых хлопьев, вымоченных в молоке.

Для ароматизации: пюре из джамуна (черная индийская слива) (2 ст. л), кубики джекфрута (2 ст. л), кубики манго (2 ст. л), два банана.

Способ приготовления

Для молока пропитанной рисовых хлопьев: замочить рисовые хлопья в очень горячем молоке в течение часа вместе с сахаром и молотым кардамоном. Когда чида остыл до комнатной температуры, добавить сгущенное молоко, творог и мед, хорошо перемешать.

Затем разделить чида на 4 равные части для ароматизации, добавить каждый из фруктов (манго, джекфрут, банан и джамуновое пюре) в каждую из частей и хорошо перемешать.

Подавать холодным. Каждая ароматизированная часть рассчитана на 3-4 порции.



Теги: Чида дахи

Также будет интересно

Фестиваль «Чида дахи» в  Панихати
Фестиваль «Чида дахи» в Панихати
Яндекс.Метрика