Фестивали занимают особое место в жизни людей. По своей природе каждая душа вечно ищет счастья, и цель фестивалей – помочь ей в этом. Жизнь в наше время настолько тяжела, что для поддержания даже обычного уровня существования человек вынужден прилагать неимоверные усилия. Праздников всегда все ждут с нетерпением, потому что это время, когда мы можем отложить в сторону дела и повеселиться с близкими и дорогими нам людьми.
А преданные Господа Кришны почти каждый день устраивают праздники. Это дарует нам много преимуществ: мы попадаем в общество единомышленников и в атмосферу преданности, благоприятную для нашей бхакти. Любой человек, будь это бизнесмен, студент или домохозяйка, может выделить некоторое время, чтобы послужить в этот день Богу и Его преданным. Такое служение очень важно для нашего успеха в духовной жизни. Фестивали также дают отличную возможность для проповеди сознания Кришны.
Шрила Прабхупада благословил весь мир, открыв для нас такие духовные праздники, и сегодня они отмечаются даже в самых отдаленных уголках мира. Один из таких праздников – фестиваль «Чида дахи», связанный со Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами.
Шрила Рагхунатха дас Госвами является одним из шести главных учеников Шри Чайтаньи Махапрабху. Он родился в деревне под названием Шри Кришнапур, расположенной в двух милях от Саптаграма, район Хугли, Западная Бенгалия. Его отец Говардхан Маджумдар и дядя Хиранья Маджумдар были крупными землевладельцами и имели такие сказочные богатства, что по сегодняшним меркам они считались бы миллиардерами. У них был только один наследник – Рагхунатха. Отец и дядя Рагхунатхи были вайшнавами и учениками великого Ядунанданы Тхакура, который получил духовное посвящение у Шрилы Адвайты Ачарьи. В детстве Рагхунатха часто встречался со Шрилой Харидасом Тхакуром. Он был настолько впечатлен наставлениями своего гуру и примером Харидаса Тхакура, что у него вообще не было стремления к каким-либо приобретениям. Это создавало большие проблемы для его родителей, так как они хотели, чтобы он взял на себя управление состоянием и всеми семейными делами. Для этого они женили Рагхунатху на красивой целомудренной девушке, наделенной всеми хорошими качествами, дали ему красивый дом, богатство и престиж. Тем не менее, Рагхунатху это совершенно не интересовало.
Из шести Госвами Рагхунатха дас Госвами был первым, кто лично познакомился с Господом Чайтаньей, Верховной Личностью Бога. Рагхунатха дас присутствовал при встрече Господа Чайтаньи со Своей матерью, когда после принятия санньясы Господь предстал перед ней в шафрановых одеждах с обритой головой.
Когда Рагхунатха дас вернулся домой после этой встречи, в его сердце не осталось ни малейшего следа мирских желаний. Все его мысли были только о том, чтобы пойти в Джаганнатха Пури и встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху. Рагхунатха даже несколько раз убегал из дома, родители находили его и силой возвращали, но, как только представлялась очередная возможность, он снова убегал, и его снова ловили. Рагхунатха даже не входил в свой дом, он спал во внутреннем дворике, который назывался Дурга-Мандапа (такие дворики находились во внешней части дома богатых людей того времени).
Господь Чайтанья прибыл в Шантипур. Рагхунатха получил разрешение отца увидеть Господа, но его неусыпно сопровождала большая охрана. Рагхунатха пал ниц перед Шри Чайтаньей Махапрабху и предложил Его лотосным стопам свою жизнь. Он открыл Господу Чайтанье свое сокровенное желание освободиться от оков семейной жизни и посвятить себя служению Ему.
Господь Чайтанья Махапрабху дал Рагхунатхе удивительное наставление. Он сказал: «Не думай уподобляться отрешенной обезьяне (марката-вайраги). Обезьяны могут показаться очень отрешенными: они живут на деревьях, не носят одежды, едят только то, что растет на деревьях; тем не менее, все их помыслы только о том, как насладиться обезьянами-самками. Внешне ты должен вести себя так, словно все это мирское богатство значимо для тебя, выполнять свои обязанности как первоклассный менеджер, но в своем сердце ты всегда должен думать о Кришне. И очень скоро Кришна явит тебе Свою милость».
Рагхунатха вернулся домой и стал вести себя так, как ему советовал Господь Чайтанья.
Через некоторое время он узнал, что Господь Нитьянанда вместе со Своими близкими спутниками прибыл в дом Рагхава Пандита в Панихати. Рагхунатха попросил у отца разрешения поехать туда. Отец смягчился и отпустил сына в сопровождении нескольких слуг и охраны.
В это время Господь Нитьянанда сидел под баньяновым деревом на берегу священной Ганги. Он сиял, как тысячи солнц. Рагхунатха поклонился Господу на расстоянии, чувствуя себя слишком оскверненным, чтобы подойти ближе к такой великой личности. Один из слуг Господа Нитьянанды заметил его. Господь воскликнул: «Рагхунатха, почему ты кланяешься Мне в таком отдалении? Ты вор! Воры всегда держат дистанцию». Он подошел к Рагхунатхе и поместил Свои лотосные стопы на его голову. Он сказал: «Я пленил тебя и подвергну заслуженному наказанию. Поскольку ты сын богатого человека, сегодня ты должен будешь накормить чидой (рисом) и дахи (йогуртом) всех моих спутников».
Радости Рагхунатхи не было границ. Он сразу же отправился в город и сделал все необходимые приготовления. Он скупил все горшки, которые нашел в тот день. Затем он взял горячее молоко и пропитал им всю чиду (плющеный рис). Половину чиды замочили в йогурте, сахаре и бананах. Другую половину смешали со сгущенным молоком, камфарой, гхи и особой разновидностью бананов и сахара. Господь Нитьянанда был очень счастлив. Он сидел на возвышении со своими близкими спутниками, такими как Гауридас Пандит, Рамадас, Сундарананда, Гададхара Пандит, Мурари, Камалакара, Садашива и Пурандара. Каждый из преданных получил горшки с двумя блюдами.
Молва о пире разнеслась по округе, и люди из разных городов и деревень пришли, чтобы принять участие в этом замечательном празднике, проводимом самим Господом Нитьянандой. Там было так много людей, что на суше не оставалось свободного места. Народ стоял в воде – кто-то по пояс, кто-то по горло, – и у каждого было по два глиняных горшка: один – с чидой, замоченной в йогурте, сахаре и бананах, а другой – с чидой, замоченной в сгущенном молоке, камфаре, топленом масле и бананах в сахаре.
Господь Нитьянанда был настолько доволен этим пиром, что в Своем уме Он призвал Шри Чайтанью Махапрабху. Господь Чайтанья сразу же проявился в Своей трансцендентной форме. К этому времени еще очень многие сидели на земле со своими глиняными горшками. Господь Нитьянанда и Господь Чайтанья подходили к каждому. Господь Нитьянанда брал по пригоршне риса из каждого горшка и клал его в рот Шри Чайтанье Махапрабху, Шри Чайтанья Махапрабху с огромным счастьем кормил таким же образом Господа Нитьянанду. Так Они обменивались трансцендентной любовью.
Затем на фестиваль прибыл Рагхава Пандит, который жил неподалеку. Всякий раз, когда он и его сестра Дамаянти готовили, Шри Чайтанья Махапрабху появлялся в его доме, чтобы отведать кушанья.
Рагхава Пандит принес приготовленные в гхи блюда и сказал Господу Нитьянанде: «Я сегодня ожидаю Тебя в моем доме к столу». Господь Нитьянанда ответил: «Я пастушок и люблю вкушать с Моими друзьями-пастушками на песчаном берегу реки. Но сегодня Я приду к тебе». Тем вечером в доме Рагхавы Пандита Господь Нитьянанда вдохновил всех танцевать и петь святые имена в киртане. Затем Господь Нитьянанда начал танцевать Сам. Шри Чайтанья Махапрабху, где бы Он ни находился, всегда появлялся, чтобы посмотреть на танец Господа Нитьянанды. Так произошло и на этот раз. Видя присутствие Господа Чайтаньи, Господь Нитьянанда и все присутствующие танцевали в состоянии экстатической любви часами напролет. После киртана Рагхава Пандит подал Господу Чайтанье, Господу Нитьянанде и всем преданным восхитительный прасад. Он лично служил каждому преданному, преподнося гирлянду, сандаловую пасту и другие подношения. Рагхава Пандит подарил Рагхунатхе маха-маха-прасад – тарелки, из которых вкушали Гаура-Нитай.
На следующее утро, когда Господь Нитьянанда сидел под тем же священным деревом баньян, Рагхунатха приблизился к Нему. Рагхунатха поместил лотосные стопы Господа на свою голову и начал молиться: «Я самый падший и грешный, самый обреченный из всех живых существ. К кому я могу обратиться, кроме Тебя? Я не гожусь для того, чтобы принять Твою милость. Но Господь, Ты всеблагой. Как карлик, который грезит о том, чтобы дотронуться до луны, я хочу снискать Твою великую милость. Я запутался в сетях мирской жизни. Никто не может приблизиться к Господу Чайтанье без Твоей милости. Пожалуйста, дай мне Твое благословение на то, чтобы я полностью отрекся от мирской жизни и разорвал тугие семейные узы. Позволь мне искренне искать прибежище в служении Господу Шри Чайтанье Махапрабху. По Твоей беспричинной милости разреши исполниться этому единственному желанию моего сердца».
Господь Нитьянанда был пленен решимостью и смирением Рагхунатхи. Он стал говорить другим преданным: «Рагхунатха живет в богатстве как Индра, царь рая. Он здоров, знатен, но не привязан ни к чему. Он просто хочет служить Гауранге Махапрабху в отречении. Пожалуйста, дайте ваши благословения Рагхунатхе дасу».
Все вайшнавы начали благословлять Рагхунатху. Господь Нитьянанда продолжил: «Очень скоро ты избавишься от всех привязанностей мирской семейной жизни. Ты отправишься в Джаганнатха Пури и будешь одним из близких спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Ты станешь известен как один из самых отрешенных слуг Господа». Когда Рагхунатха дас услышал это, его сердце переполнило счастье. Он поклонился лотосным стопам Господа Нитьянанды, а потом стал подходить к каждому преданному и кланяться в ноги. Затем он дал большую сумму денег Рагхаве Пандиту со словами: «Пожалуйста, передай это Нитьянанде Прабху, когда я уеду». После этого он составил подробный список пожертвований каждому преданному.
Через некоторое время Рагхунатха дас вернулся домой. Его мать и отец очень переживали, так как прежде он многократно пытался сбежать из дома. Однажды его мать сказала мужу: «Наш Рагхунатха сошел с ума. Он не останется дома. Тебе нужно связать его веревками». Говардхан Маджумдар ответил: «Он уже и так связан сетями богатства, изобилием, роскошными вещами и комфортными условиями жизни. Его жена прекрасна как ангел. Если все это не может удержать его, как мы можем привязать его обычными веревками? Наш сын получил милость Господа Гаурачандры. Кто сможет удержать такого безумца от служения Господу?» Тем временем Рагхунатха умело притворялся материалистом. По-прежнему рядом с ним постоянно находились охранники. Как бы то ни было, Рагхунатха дас постоянно думал о том, как сбежать из дома и достичь лотосных стоп Господа Гауранги.
Однажды ему выпал шанс незаметно покинуть дом и укрыться в лесу. Он знал, что родители незамедлительно пошлют людей на его поиски. Поэтому Рагхунатха не пошел сразу в направлении Пури. Сначала два дня он шел на восток, затем на юг. Он не ходил вдоль главных дорог, а пробирался через джунгли. Беглецу потребовалось двенадцать дней, чтобы добраться до Джаганнатха Пури, и за это время ему удалось поесть только три раза. Порой он пил немного молока, что-то готовил или жевал жареные зерна. Хотя часто было очень холодно или слишком жарко, и ему приходилось сносить множество неудобств, это не могло поколебать решимость Рагхунатха даса. Он был полностью поглощен мыслями о том, что скоро увидит лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, радость переполняла его.
Спустя двенадцать дней он добрался до Джаганнатха Пури и пошел прямо к Господу Чайтанье. Увидев Рагхунатху, Господь засиял от радости. Он сказал: «Ты обрел милость Господа Кришны. Освободиться от привязанностей материального мира крайне сложно, фактически это невозможно. Только по милости Господа Кришны можно достичь такого освобождения». Рагхунатха дас со смирением и искренностью ответил: «Я не знаю, кто такой Кришна. Я знаю только, что Твоя беспричинная милость спасла меня». С великим почтением Рагхунатха дас вознес молитвы Шри Чайтанье Махапрабху.
Фестиваль «Чида дахи» проходит в Панихати уже сотни лет. Во время пира прасад распространяется среди тысяч преданных. Этот праздник – символ милости вайшнавов. Хотя Рагхунатха дас очень хотел служить Господу Чайтанье, на его пути возникали многочисленные трудности. Но как только он обрел милость Шри Нитьянанды Прабху, все преграды с его пути были устранены, и он смог укрыться под сенью лотосных стоп Господа Чайтаньи.
Точно так же для всех нас этот фестиваль – отличная возможность попросить милости у Господа Нитьянанды, чтобы наше преданное служение было успешным, и мы достигли лотосных стоп Господа. Нам всем стоит быть преисполненными благодарности Шриле Прабхупаде за чудесные праздники, которые он подарил нам в ИСККОН.
Источник: backtogodhead.inСпасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта