Духовный учитель – это личность, которая соединяет нас с Кришной. Поскольку мы сами пока недостаточно чисты, чтобы видеть Бога, Он заботится о нас через своего представителя – духовного учителя. Гуру без искажений передает нам то, что узнает из священных писаний, и поэтому он считается неотличным от Господа. Он помогает своему ученику развить чистую любовь к Богу и служит для него образцом безупречного поведения.
Именно таким безупречным гуру был Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, духовный учитель Шрилы Прабхупады. Когда они встретились, Прабхупада уже полностью разочаровался в так называемых гуру. Дело в том, что еще в доме своего отца он познакомился со многими «святыми». Его отец, Гоур Мохан Де, был очень добрым и благочестивым человеком и каждый день приглашал на обед садху (людей, занимавшихся духовной практикой, дословно – святых). Хотя их семья не была богата, каждый день у них обедали 3-4 человека. Но, к сожалению, чаще всего эти люди, которые выдавали себя за возвышенных личностей, на самом деле таковыми не являлись.
Поэтому, когда университетский товарищ Абхай Чаран позвал его на встречу с каким-то «удивительным садху», тот наотрез отказался. Однако приятель Абхай Чаран был на удивление настойчив, и, в конце концов, ему пришлось согласиться. Только увидев молодого человека, Бхактисиддханта Сарасвати поразил его неожиданной фразой: «Вы образованные молодые люди. Почему вы не проповедуете послание Господа Чайтаньи Махапрабху по всему миру?» Абхай Чаран был удивлен. Он только что вошел, а ему уже дали наставление. Однако у него были свои идеи. Он стал спорить: «Индия – зависимая страна. Прежде всего нам необходимо обрести независимость. Как можно распространять индийскую культуру, находясь под гнетом Британии?» (на тот момент Индия была колонией Великобритании).
Однако Бхактисиддханта Сарасвати объяснил, что смена политической системы не может помочь человечеству. Единственное, что может помочь людям – это сознание Бога, восстановление понимания той истины, что человек является не телом, а душой, и самое главное – вновь обрести утраченные отношения с Богом. Абхай Чаран был поражен встречей с человеком, который на деле, а не только на словах видел целью своей жизни служение Богу. Он потерпел поражение в споре, но это поражение было для него сладким. В этот день в сердце он принял Бхактисиддханту Сарасвати своим духовным учителем. Это произошло в Калькутте в 1922 году. Позже он получил от него также официальное посвящение.
Бхактисиддханта Сарасвати был в каком-то смысле духовным революционером. Он проповедовал на основании священных писаний, что любой человек может достичь вершин духовного развития независимо от того, в какой касте он родился. Конечно, кастовым брахманам это не нравилось, так как они хотели, чтобы возвышенными считали только их, при том, что их поведение далеко не всегда соответствовало высоким идеалам поведения брахмана (священника). Однако Бхактисиддханта Сарасвати считал, что вайшнавом, то есть преданным Бога, может стать любой.
Такую же духовную революцию в будущем произвел и Шрила Прабхупада, приехав на Запад. Он принимал в ученики людей, которых в Индии сочли бы вне каст, давал посвящение женщинам, снизил количество обязательного повторения мантры гаудия-вайшнавов, чтобы ученики не тратили весь деньна повторение мантры, а могли проповедовать, заключал браки между своими учениками и ученицами, чтобы упорядочить их личную жизнь. За все это Шрилу Прабхупаду критиковали его духовные братья, другие ученики Бхактисиддханты Сарасвати. Однако они забыли, что их собственный гуру сам был духовным революционером, который хотел, чтобы повторение святых имен Бога распространилось по всему миру. И Шрила Прабхупада делал все, чтобы исполнить его желание.
Интересно, что у Бхактисиддханты Сарасвати были ученики, которые физически были к нему намного ближе, чем Шрила Прабхупада. Они провели рядом со своим духовным учителем много лет, и все же не смогли или не захотели выполнить его наставление. А Абхай Чаран встречался с гуру всего несколько раз в жизни, но его вера в слова учителя и желание служить ему были настолько сильными, что он посвятил свою жизнь выполнению его воли.
И Бхактисиддханта Сарасвати, в свою очередь, тоже чувствовал, что этот молодой человек – особенный, и, скорее всего, именно он распространит послание повторения святых имен Бога по всему миру. Он был с ним откровенен. Однажды, когда они вместе были на Радха-кунде (священном озере в Индии), Бхактисиддханта Сарасвати нарисовал мридангу (музыкальный инструмент, на котором традиционно играют во время совместного пения имен Бога на улице), и сказал Абхаю, что печатный станок – это большая мриданга, которая помогает разнести послание Господа по всему миру. Он хотел, чтобы его ученики печатали книги с изложением вайшнавской философии и распространяли их.
В другой раз при их встрече Бхактисиддханта Сарасвати был очень печален. Его ученики делили комнаты в храме, который для проповеди построил их духовный учитель, хотя тот был еще жив. Бхактисиддханта Сарасвати сказал, что он хотел бы снять со стен храма весь дорогой мрамор, продать его и на эти деньги напечатать книги. Он понимал, что храм не поможет проповеди так, как помогут книги. «Если у тебя когда-нибудь будут деньги, печатай книги», - попросил он Абхай Чарана. Тот запомнил это наставление духовного учителя на всю жизнь. И впоследствии Шрила Прабхупада печатал книги даже в те периоды жизни, когда ему было практически не на что жить, и просил об этом своих учеников. До сих пор его ученики и ученики его учеников активно печатают и распространяют вайшнавскую литературу по всему миру.
Абхай Чаран был единственным человеком, который мог оставаться в одном помещении с гуру, когда тот повторял мантру. Бхактисиддханта Сарасвати делал это с такой духовной мощью, что другие ученики не выдерживали и выходили из помещения. Иногда за то, что Абхай Чаран немного вольно беседовал с Гуру, его духовные братья говорили про него: «Дуракам закон не писан». Однажды перед лекцией Бхактисиддханты Сарасвати Абхай Чаран узнал, что вместо лекции можно поехать в храм Божества Шешашайи Вишну. Однако Абхай Чаран рассудил, что лучше остаться на лекцию духовного учителя. Бхактисиддханта Сарасвати очень ценил это в своем ученике. Он говорил про него: «Он любит слушать». Также однажды Бхактисиддханта Сарасвати сказал про Абхая: «Он сам сделает все, что нужно. Когда придет время, он сделает все сам». Он чувствовал, что именно этот его ученик станет очень могущественным проповедником, который поедет на Запад. При этом, как Шрила Прабхупада признавался позже, он не всегда понимал, что говорит его гуру. Но это не уменьшало его желания понять слова духовного учителя.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати был чрезвычайно образованным человеком, настолько умным, что его называли «ходячей энциклопедией». Также его называли «Гуру-лев» за то, что он был очень бескомпромиссным в проповеди, никогда не искажал того, что узнал от своего гуру и из священных писаний, и всегда боролся с теми, кто делал это с целью привлечь побольше денег и последователей. Так же впоследствии проповедовал и Шрила Прабхупада – очень смело и бескомпромиссно, но при этом научно. Он всегда говорил, что сознание Кришны – это не сантименты, а наука.
Однажды Шрила Прабхупада написал для своего духовного учителя стихотворение, которое опубликовали журнале гуру «Хармонист». Прочитав это стихотворение, Бхактисиддханта Сарасвати был так доволен выраженными его учеником духовными чувствами, что дал указание редактору печатать все, что напишет Абхай Чаран.
Перед самым уходом Бхактисиддханты Сарасвати из этого мира Шрила Прабхупада написал своему дорогому духовному учителю, которого любил всем сердцем, письмо. На тот момент с их первой встречи прошел не один год. Шрила Прабхупада был связан обязательствами перед семьей – женой и детьми – и поэтому не мог оставить все, чтобы выполнить наставление гуру – проповедовать послание Бога по всему миру. Но его желание выполнить эту волю оставалось все таким же сильным. В письме гуру Абхай Чаран спросил, чем он может ему послужить. И в ответ, 14 лет спустя после первой встречи, он получил от гуру то же наставление: «Я очень надеюсь, что ты станешь прекрасным англоязычным проповедником». Месяц спустя духовный учитель Абхай Чарана оставил этот мир.
Письмо было получено в 1937 году. А в 1965 году, 28 лет спустя, Абхай Чаран с несколькими переведенными книгами и практически без денег отправился в Америку на грузовом корабле. Там, в Америке, он пережил тяжелую разлуку с дорогой его сердцу священной землей, он был вынужден жить в нищете, и его жизни угрожала опасность. Но, в конце концов, он при помощи Кришны и веры в гуру преодолел все эти испытания и исполнил предсказание своего духовного учителя, полученное в последнем письме: «…будешь служить нашей миссии, знакомя как простых людей, так и философов и религиозных лидеров с неведомым для них прежде учением Господа Чайтаньи».
Шрила Прабхупада является для всех нас примером истинного ученика своего духовного учителя. Несмотря ни на какие обстоятельства, ученик должен исполнять волю своего гуру, тогда он, несомненно, обретет милость духовного учителя и Самого Господа и достигнет совершенства жизни, развив глубочайшую привязанность и любовь к Верховной Личности Бога. Это и есть цель нашей духовной жизни.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта