Когда Абхай встретил своего духовного учителя Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами, то, будучи молодым образованным человеком, получил наставление проповедовать в англоязычных странах. Следуя наказу, будущий ачарья начал писать комментарии к «Бхагавад-гите», затем – издавать журнал Back To Godhead («Обратно к Богу»). После принятия санньясы (отречения от мира) Шрила Прабхупада занимался изданием английского перевода «Шримад-Бхагаватам».
Каждый перевод или комментарий Шрилы Прабхупады точен и совершенен. Его книги, написанные с любовью и состраданием, преображают сердца и меняют сознание тысяч людей. В своих произведениях Шрила Прабхупада так доступно преподносит самую суть духовного знания и умело разрушает материалистичные представления о жизни, что заставляет по-новому взглянуть на мир, осознать свое место в нем и начать жить так, чтобы был доволен Сам Господь.
Шрила Прабхупада объясняет, что все мы изначально являемся чистыми духовными душами, неотъемлемыми частицами Господа. Соприкоснувшись с материальной энергией, мы загрязняемся и теряем связь с Верховной Личностью Бога, поэтому цель Движения сознания Кришны – возродить в человеке его изначальное, чистое сознание – сознание Кришны. Только так можно возродить личные отношения с Господом.
Итак, когда Шрила Прабхупада получил от своего духовного учителя наставление проповедовать в западных странах, он был грихастхой, семейным человеком. У него не было никаких возможностей выполнить эту миссию, но он принял ее очень серьезно, всем своим существом.
Всю последующую жизнь Шрила Прабхупада посвятил подготовке к этому непростому путешествию. Он не только переводил священные книги, чтобы было с чем ехать в далекую страну, где никто никогда не слышал о Кришне и его супруге Шримати Радхарани...
«Эту историю рассказал человек, который пришел в Чайтанья-чандродая-мандир, храм ИСККОН в Майяпуре, в 1980 году. В руках он держал журнал "Обратно к Богу" со статьей о Шриле Прабхупаде под названием "Приготовления длиною в жизнь".
Много лет я служил пуджари в доме Адвайты Ачарьи в Шанти-пуре. В 40‑х и 50‑х годах я уже служил там. В то время я обратил внимание на одного грихастху-вайшнава, который довольно часто приходил в наш храм. Он был одет в белые домотканые курту и дхоти и всегда приходил один. Обычно он садился в дальнем конце мандира, не говоря никому ни слова, и начинал едва слышно повторять хари-наму [святые имена Бога] на своих четках. Было видно, что хари-нама идет у него из сердца. Я заметил, что обычно он приходил по выходным, раз или два в месяц. Судя по всему, он приезжал откуда-то издалека. Просидев несколько часов, перед тем как уйти, он всегда подходил ко мне и благодарил. Когда он приходил, он приносил с собой атмосферу необычайного спокойствия и уверенности, и это привлекало меня в нем. Но, поскольку видно было, что он искал уединения, я не заводил с ним разговора, чтобы не отвлекать его. Иногда я замечал, что во время повторения мантры в его глазах стоят слезы.
В какой-то момент он перестал приходить. Однако я отчетливо помню, как в августе 1965 года в мандире появился санньяси, одетый в шафрановые одежды. Он сел в дальнем углу храма, и, присмотревшись, я понял, что это мой старый знакомый. Снова он просидел много часов подряд, повторяя Харе Кришна. Я видел, как он перебирает четки. Глаза его были закрыты.
В глубочайшей сосредоточенности он молился Кришне, и только Кришна знал, о чем он Его просил. И просил ли? Из глаз его непрерывно текли слезы, но он их как будто не замечал. В конце концов, когда стемнело, он распростерся на полу в дандавате [почтительный поклон, при котором человек падает на землю ничком] и долго не поднимался. Потом, по обыкновению, он подошел ко мне и поблагодарил за мое служение в Адвайта-бхаване. В этот раз я спросил его: "Кто Вы? Много лет подряд Вы приходите сюда, но я ни разу не спросил Вас, кто Вы". Он ответил: "Меня зовут Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами. Я недостойный ученик Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Прабхупады, моего божественного учителя. Я прихожу сюда столько лет, потому что мой Гурудев [духовный учитель] дал мне миссию, которую невозможно выполнить. Он хотел, чтобы я переплыл через океан и распространял возвышенное учение Шри Чайтаньи Махапрабху в странах Запада. Там живут бесчисленные души, которые никогда не слышали о Радхе и Кришне, и страдания их невыносимы. Я не понимаю, как можно исполнить эту миссию, поэтому я снова и снова возвращался сюда, в дом Адвайты Ачарьи, где он, Нитьянанда Прабху и Шри Чайтанья Махапрабху собирались вместе, обсуждая, как распространить движение санкиртаны. Наводнение любви к Богу, некогда затопившее всю Индию, началось здесь. Поэтому я приходил сюда и молил их пролить на меня свою милость, дать мне силы и разум, чтобы я смог исполнить желание своего Гурудева. До сих пор я не чувствую себя достойным этой миссии".
Я увидел, как при этих словах слезы снова покатились у него из глаз. Он продолжил:
"Завтра я еду в Калькутту, где сяду на корабль, отплывающий в Америку. Я не знаю, что случится там со мною, поэтому сегодня я, как никогда, молил Господа о милости"
Закончив говорить, он смиренно попросил у меня благословений. Провожая его взглядом, я сам чуть не плакал. Я думал о том, что ожидает его впереди, и сердце мое сжималось от страха и гордости за него.
Прошло несколько лет, и я заметил первых вайшнавов с Запада, которые стали наведываться в Адвайта-бхаван. Они были одеты в сари и дхоти, читали хари-наму на четках из туласи. Я никогда не разговаривал ни с одним из них, но как-то раз мне вручили этот журнал, напечатанный в Америке. Я стал просматривать фотографии и наткнулся на изображение ачарьи-основателя, который привез сознание Кришны на Запад. Это была фотография моего старого знакомого, Бхактиведанты Свами, который провел здесь много часов в молчаливой молитве. В этот момент меня осенило: он-таки исполнил невозможную миссию, которую возложил на него Гурудев. Я не мог оторвать взгляда от его фотографии, снова и снова вспоминая фигуру пожилого вайшнава, который в полном одиночестве молился в этом храме. Его непритворные смирение и терпение совершили чудо.
Поняв это, я решил прийти сюда, в его храм в Майяпуре. Я знаю, что он уже покинул этот мир, но я подумал, что вам, наверное, будет интересно услышать эту историю о вашем и моем любимом Шриле Прабхупаде» (история взята из книги «Уроки любви. Истории из жизни А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады» Бхакти Вигьяна Госвами).
В возрасте 69 лет Шрила Прабхупада, выполняя наставление духовного учителя, отправился на Запад. Его взяли единственным пассажиром на борт небольшого сухогруза «Джаладута». С собой у него были только чемодан, зонтик, небольшой запас крупы, сорок рупий (около семи долларов) и несколько ящиков с книгами.
Единственное, что его беспокоило, – как спасти хотя бы несколько душ с помощью сознания Кришны.
Тогда он написал смиренную молитву, полностью вручив себя Господу: «Как же мне донести до них учение сознания Кришны? Я неудачливый, никчемный и падший человек. Поэтому я прошу Твоего благословения. Только с Твоего благословения я смогу убедить их, сам же я не в силах справиться с этой задачей. Так или иначе, о Господь, Ты привел меня сюда, чтобы я рассказал о Тебе этим людям. И теперь, мой Господь, только от Тебя зависит, чем закончится эта попытка, – успехом или неудачей. На все Твоя воля».
Сорокадневное путешествие оказалось тяжелым: в дороге Шрила Прабхупада перенес два инфаркта, однако смог благополучно достичь берегов Америки, где у него не было ни денег, ни друзей, ни последователей, ни крепкого здоровья, ни ясного представления о том, как достичь своей смелой цели – познакомить западный мир с духовной мудростью Вед. Полагаясь на волю Господа, он начал проповедовать. Среди слушателей Шрилы Прабхупады была молодежь, относящаяся к только формировавшемуся тогда движению хиппи. Разочарованные в ценностях общества, они принимали алкоголь, наркотики, вели беспорядочный образ жизни. Но именно эти молодые люди, приняв ведическую философию, стали первыми последователями Бхактиведанты Свами.
Преодолев немало препятствий, уже через год Шрила Прабхупада основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) в США, а в последующие несколько лет движение «Харе Кришна» распространилось по всему миру – центры были основаны во многих крупных городах Америки, Европы, Африки, Азии и Австралии.
Шрила Прабхупада дал людям Запада представление о природе души и знание о Верховной Личности Бога. Эта Личность обладает совершенными качествами, и каждый может установить с ней близкие, любовные отношения. Великий святой объяснил, что смысл жизни – не в накопительстве и наслаждении своих чувств, не в конкурентной гонке за временную возможность казаться лучше всех.
Он убедительно показал, что нашим предназначением является служение Богу с любовью и преданностью.Слуга Бога – это не безвольный раб, полный страданий и лишений. Наоборот, быть слугой – это значит стремиться доставить удовольствие Высшему Источнику всего сущего, испытывая при этом безграничное счастье.
«Блаженство, которое испытывают гопи [ближайшие слуги и преданные друзья Господа], в десять миллионов раз сильнее того блаженства, что испытывает Сам Господь Кришна, когда глядит на них»
Служение – это наша сущность, и чем больше мы служим, тем счастливее становимся.
Шрила Прабхупада, являясь идеальным учеником своего духовного учителя Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати и доверенным слугой Кришны, часто повторял, что любовь – это служение.
Только удовлетворив духовного учителя, мы можем обрести продвижение в духовной жизни. Каждый из нас получает разные наставления, иногда простые, иногда, кажется, невыполнимые. Шрила Прабхупада своим примером показал, что, если мы не можем выполнить указание духовного учителя немедленно, мы должны каждое мгновение размышлять о том, как можно сделать это, и по милости духовного учителя такая возможность в конце концов представится.
Неповторимость святого
А. Ч. Бхактиведанта Свами – величайший вайшнав, ачарья:
«ачарья – это совершенный учитель, которому известен смысл богооткровенных писаний; он во всем следует наставлениям шастр и учит этому своих учеников. У каждого ачарьи есть свои методы проповеди, которые позволяют ему привести людей к сознанию Кришны. Методы одного ачарьи могут отличаться от методов другого, однако конечная цель остается той же»
Бхактиведанта Свами Прабхупада в совершенстве знал священные писания и не только выявил самую суть духовного знания, но и доступно изложил это знание своим ученикам, сделав привлекательным процесс преданного служения. Он выполнил наставление Господа Чайтаньи – распространил сознание Кришны по всему миру, в каждом городе и деревне, умело адаптировав древнейшее знание под условия современного мира. В этом заключается уникальность Шрилы Прабхупады.
Многие пытались совершить духовную революцию, но только Шрила Прабхупада, одаренный милостью духовного учителя и самого Господа, смог осуществить задуманное.
Титул «Прабхупада» указывает на духовную сущность: «Чистым преданным, занятым исключительно служением Господу, оказывают почтение, называя их именами Прабхупада и Вишнупада, которые указывают на то, что они являются представителями лотосных стоп Господа»
«Такой решимостью должен обладать каждый, кто хочет обрести сознание Кришны. Ему нужно не только самому освободиться от оков майи [иллюзии], но и проявлять сострадание ко всем, кто томится у нее в плену. Участники Движения сознания Кришны призваны заботиться не только о себе, но и о благе всех и каждого. Это – высшее проявление сознания Кришны. Высот сознания Кришны достиг тот, кто радеет не о собственном спасении, а о спасении других, и поэтому старается расширять Движение сознания Кришны. Такому возвышенному преданному не грозит падение, ибо Кришна всегда и везде будет защищать его. В этом суть Движения сознания Кришны. Вместо того чтобы быть игрушками в руках иллюзорной энергии, нужно обратиться к сознанию Кришны, чтобы освободиться самим и освободить других» (комментарий к «Шримад-Бхагаватам», 6.2.36–37).
Шрила Прабхупада покинул тело, но он оставил нам свои книги, наставления и миссию. Тысячи учеников по всему миру продолжают его деятельность. «Разумный человек способен понять, что без преданного служения, без сознания Кришны, невозможно стать счастливым. Поэтому долг каждого преданного – широко проповедовать сознание Кришны, ибо люди, не обладающие им, вынуждены все время страдать.
Проповедь сознания Кришны – наилучшая благотворительная деятельность. Шри Чайтанья Махапрабху назвал ее пара-упакарой – деятельностью, приносящей подлинное благо» (комментарий к «Шримад-Бхагаватам», 7.7.53). Десятки тысяч преданных по всему миру следуют практике санкиртаны (воспевают святое имя на улицах городов и деревень и раздают книги Шрилы Прабхупады удачливым душам, чтобы они вспомнили о Кришне).
Каждый из нас может присоединиться к этой возвышенной и бескорыстной деятельности, заняв себя в соответствии со своими качествами и возможностями. И тогда мы испытаем счастье, которому нет равных в материальном мире. Мы получим истинное удовлетворение от участия в миссии и служения Шриле Прабхупаде.
Источники:
Бхакти Вигьяна Госвами. Уроки любви. Истории из жизни А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. / 108. М., 2015. – 308 с.
Сатсварупа Дас Госвами Е. С. Шрила Прабхупада и новые поколения преданных. / Гита-Нагари Пресс. М., 2007. – 40 с.
Сатсварупа Дас Госвами Е. С. Прабхупада. Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие. / Бхактиведанта Бук Траст. М., 2007 г. – 616 с.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта