Луна Вриндавана (часть 2)

Автор: Ринат Абузяров
Поделиться
Дата: 21.04.2016 | Время на чтение: 21–22 мин.
Луна Вриндавана (часть 2)

Когда подул прохладный и свежий ветер, я открыл глаза и не сразу узнал место, в котором находился – вокруг простирались джунгли. Колодец находился на том же месте, но стена, в которую он был встроен, удивительно преобразилась – строение приобрело цельные очертания. Колодец наполнился чистой водой, в которой отражалась прекрасная луна, окруженная мерцающими звездами. На этом месте, словно вдруг выросшим из-под земли, стоял прекрасный храм. Его мраморные стены были украшены изящно выгравированными изразцами, а неподалеку приютилось несколько простых тростниковых хижин.

Садху

«Что это? – подумал я. – Может, что-то случилось со зрением? А может, мне просто померещилось?».

Я не мог поверить тому, что вижу. Еще некоторое время я пребывал в полном замешательстве. Однако постепенно мой разум начал искать рациональное объяснение всему происходившему в эту удивительную ночь.

«Вполне возможно, что по какой-то неведомой мне причине я оказался совсем в другом месте, там, где никогда до этого не бывал», – это была первая мысль, давшая мне успокоительную надежду, она исключала какие-либо мистические метаморфозы со временем. Но логика вступала в спор с этим объяснением и не давала никакого ясного ответа на то, что произошло. Я был совершенно уверен, что не сделал ни одного шага, все время стоял у колодца с закрытыми глазами. Что бы там ни было, нужно было как-то действовать, и я решил искать путь, по которому мог бы вернуться назад, подумав, что попросту сбился с пути.

Это придало немного уверенности, и я решительно двинулся вперед.

Уже по дороге, всматриваясь сквозь густоту ветвей и листвы в окружающее меня пространство, я вдруг отчетливо увидел, как впереди обозначился купол огромного храма, простирающегося в необъятную высь черного неба. Яркий свет на самой его верхушке можно было увидеть за десятки километров. Он был подобен маяку, указывающему путь потерявшимся в море кораблям.

Храм Говиндаджи

«Что это за храм, никогда не видел такого огромного святилища во Вриндаване!» – удивленно спрашивал я самого себя. И вдруг, совсем неожиданно, мне вспомнилось, что именно так пятьсот лет назад выглядел храм Говиндаджи. Он поднимался в звездную высь на семь огромных этажей! Сейчас осталось лишь два, но хорошо сохранившиеся, и я видел их своими глазами. Они служат бесспорным доказательством того, как грандиозно высок и величествен был некогда храм, который построил Шрила Рупа Госвами.

«Неужели же это он?» – с замиранием сердца подумал я. Известно, что материал, из которого сооружался этот храм, являлся щедрым даром мудрого мусульманского царя по имени Акбар. Жил этот царь в шестнадцатом столетии, посещал Вриндаван и прославился тем, что особенно покровительствовал талантливым, мудрым и духовным людям.

Продолжая свой путь и еще не до конца понимая происходящие в окружавшем меня пространстве изменения, я начал вслушиваться в звуки этого удивительного места. Лес оживал: заливистое стрекотанье сверчков, внезапные выкрики павлинов, повизгивания ссорящихся обезьян – все будто наполнялось мелодией, которую исполнял невидимый глазу ночной оркестр.

Вслушиваясь в звучание ночи и продолжая свой путь, я оказался у подножья холма, на котором возвышался удивительной красоты храм Мадана Мохана, который я не мог не узнать. Высокие ступени вели наверх, как бы милостиво приглашая войти. Стены этого святилища были из красного песчаника, а купол завершала огромная золотая чакра.

Храм Радха Мадана-Мохана


Поднявшись по каменной лестнице, я пригляделся и увидел, что передо мной почти новое строение. Это меня привело в немалое удивление, ведь хорошо известно, что многие храмы Вриндавана спустя всего сто лет после того, как они были воздвигнуты, подверглись жесточайшим разрушениям и ограблениям. Это делали солдаты Аурангзеба. На стенах же этого святилища не видно никаких следов тех страшных событий: ни сколов, ни трещин; его украшали настенные узоры и древние надписи.

Рядом с храмом находился маленький кутир Санатаны Госвами – место для молитвы. Подойдя поближе, в проеме двери я заметил неяркий свет. Он исходил от еле мерцавшей масляной лампы и слегка освещал фигуру склонившегося над пальмовым листом святого человека – садху. Все убранство кутира было аскетично простым и крайне непритязательным. Единственной ценностью этого убранства являлось удивительно красивое Божество, от которого, казалось, исходил совершенно особенный, невидимый, свет. Лицо святого человека выражало счастье. Он процарапывал маленькой бамбуковой тросточкой на пальмовом листе какие-то санскритские письмена.

Мне показалось, что святой, которого я вижу здесь – Санатана Госвами. Когда-то великий Шри Чайтанья Махапрабху, самая милостивая аватара Господа, попросил Санатану Госвами посвятить оставшиеся годы своей жизни распространению высшего духовного знания – науке преданности Богу, в которой нет и тени мирских желаний. Я вспомнил, что до того, как Санатана пришел во Вриндаван, он был министром финансов у Набоб Хуссейн Шаха, правителя Бенгалии, и у дверей его приемной толпились в ожидании аудиенции и чиновники разных рангов, и военачальники, и богатые землевладельцы. Но ради высшей цели он с легкостью оставил и мирскую славу, и власть. Наверное, для обычного человека это показалось бы большой потерей, но Санатана, посвятив свою жизнь любимому Господу, чувствовал себя счастливым как никогда раньше и вел смиренную жизнь здесь, во Вриндаване.

Я подумал: «Может, как раз сейчас он пишет "Лиластаву", работу, которая была утеряна и так и не дошла до будущих поколений? Может быть, это "Дигдаршани", его комментарий к "Хари-бхакти-виласе", где подробно описываются основы духовной практики вайшнавов, или же это его главный и последний труд – "Брихад–Бхагаватамрита", итог всех духовных переживаний, раскрывающий всю сладость мадхурьи расы – высших отношений с Богом, с Кришной?». Пока я обо всем этом размышлял, садху поднял голову и поглядел на меня своими ясными глазами так радостно, будто случайный ночной путник нисколько его не удивил, и более того, как будто он ждал этой встречи.

– Входи, пожалуйста, путник, – мягким и приветливым голосом сказал он. – Не желаешь ли ты воды? Наверное, ты устал с дороги? Садись и отдохни.

Боясь до конца признаться себе в том, кого мне довелось увидеть, я распростерся на полу у его стоп и только после этого сел напротив, скрестив ноги.

Шрила Санатана Госвами

Удивительным образом, не зная его языка, я понимал все, что он говорил. Мне казалось, что он говорит на самом понятном языке, на языке души, что я тоже могу говорить с ним, не боясь быть непонятым.

Я сердечно поблагодарил его, сказав, что приехал во Вриндаван в паломничество, поведал о своих необъяснимых чувствах, рассказал о тех странных переменах, которые произошли вокруг меня этой ночью, о том, как я начал свою ночную прогулку по обители Кришны и как оказался здесь, рядом с ним.

– Мне кажется, что-то произошло с самим временем, – начал было я. – Мне показалось, Вриндаван сильно изменился, по крайней мере за последний час, еще недавно он был совсем иным.

– Вриндаван всегда тот же! – спокойно и уверенно сказал садху, так, словно он уже давно ждал моего вопроса и был готов ответить. – Он никогда не меняется. Что бы не менялось снаружи, внутри он остается вечно неизменным. Разве может обитель Кришны стать другой, не такой, какой ей предназначено быть? Некогда Гопа Кумар попал на Голоку – в духовный мир Кришны, где он с большим удивлением обнаружил, что все места там точно такие же и нисколько не отличаются от Враджа Мандалы – Вриндавана здесь, на Земле.

– Да, да, Вы правы, но похоже, мои глаза сегодня увидели все по-иному.

Я осекся, вспомнив, что мы действительно верим тому, что видим, хотя глаза наши видят далеко не все. И садху, будто прочитав мою мысль, добавил сильным и в то же время мягким голосом:

– Наши способности видеть зависят, прежде всего, от нашего сердца, а не от глаз. Глаза никогда не передадут тебе всей правды. Чистое сердце – вот истинное зрение. Слепой, но с чистым сердцем, увидит больше, чем зрячий, но – с каменным.

– Я бы очень хотел всегда видеть Вриндаван таким, какой он есть!

– Это произойдет только по милости, которую, возможно, тебе посчастливится получить. Несмотря на то, что у нее нет причины, все же следуй пути садхана бхакти – духовной практики преданного служения Господу. Она поможет подготовить твое сердце и постепенно устранит всю скверну материальных желаний – анартх: жадности, зависти, вожделения, которые делают наше сердце жестким и слепым.

Сказав это, он немного задумался, а затем продолжил:

– Милость безусловно важна, и несомненно она – основа получения премы, любви к Кришне. Некоторые получают ее без какой-либо садханы. Кришна подобен великодушному человеку, дающему одним уже готовую пищу, а другим только продукты, из которых они сами смогли бы приготовить себе еду. Но не надо волноваться по этому поводу. Нужно просто занять все свои чувства в служении Мадана Мохану – Кришне. Тогда Вриндаван предстанет пред тобой во всей своей красе, и ты будешь видеть его таким, какой он есть на самом деле.

Он сказал это с такой твердостью, будто по-другому и быть не может.

Шрила Санатана Госвами

Я ответил:

– Наверное, мне казалось, что я заслужил увидеть его, хотя бы немного, но теперь я понимаю, что это была моя гордыня и иллюзия.

– Люди тратят время на бессмысленные вещи и ждут, что скоро сбудутся все их материальные желания. Но их мечты сбываются не всегда, даже когда они прикладывают для их исполнения огромные усилия.

Эти слова Санатана произнес тоном, в котором я почувствовал оттенок осуждения, но не человека, а его заблуждения.

– А чтобы увидеть реальный Вриндаван, недостаточно только совершения паломничества. Это может занять немало времени, здесь нужно иметь лаульям – очень сильное желание увидеть Вриндаван и Кришну, и, конечно же, терпение, следование процессу бхакти. Кришна видит сердце преданного и знает, когда оно будет чисто, чтобы оно смогло увидеть Вриндаван. Тогда Он, несомненно, покажет его.

– Да, так и есть, во мне смешиваются очень много разных желаний, хотя кажется, что их нет.

Когда я произнес эти слова, то почувствовал, как что-то, тяжелым бременем лежавшее на моем сердце, вдруг ушло, и я ощутил небывалую до сей поры легкость.

– Практика вайшнава, того, кто поклоняется Вишну, должна выполняться в настроении нишкама-бхакти, то есть быть свободной от корыстных желаний. Другими словами, нужно забыть о том, что мы хотим что-то получить. Это нелегко, но к этому нужно стремиться. Даже если это трудно, все равно нужно следовать идеалу.

Вдруг садху посмотрел вдаль и сказал с вежливостью и теплотой:

– Похоже, скоро наступит рассвет. Пора возвращаться. Тебе еще многое предстоит сделать, но очень важно очистить сердце от всего того, что препятствует видеть обитель Господа и, конечно же, Его самого. А мне нужно продолжить свой труд, так как я чувствую, что время моего пребывания в этом мире подходит к концу.

Он сказал это без тени какого бы то ни было страха.

– Возвращайся и закончи то, что ты должен завершить, и никогда не сомневайся, не думай, что Вриндаван станет другим. Всегда верь, что Кришна и мы, его вечные слуги, всегда рядом.

А затем напоследок добавил:

– И помни, что вода всегда будет чиста, а колодец всегда будет полон.

Он пристально, с любовью и пониманием посмотрел мне в глаза, после чего мягко улыбнулся, закончив нашу беседу.

Затем садху снова склонился над пальмовым листом, чтобы продолжить свою нескончаемую и счастливую работу.

Кришна на реке Ямуна

Я с глубоким почтением поклонился святому, который видит вечный Вриндаван благодаря любви к своему Мадана Мохану – Кришне. Словно погревшись у большого костра преданности и любви к Господу, я почувствовал, что маленькая искра этого большого огня бхакти зажглась в моем сердце. Осознав, что не смогу по-настоящему отблагодарить Его за этот бесценный дар, я вновь поклонился и поспешил назад, повинуясь его наставлению.

Возвращаясь по мягкой и пыльной дороге Вриндавана, я испытывал чувство небывалой радости и подъема, а сердце стучало и билось так, будто душа, заключенная в моем теле, хотела вырваться наружу. Проходя мимо колодца, я захотел вновь увидеть луну, плывущую в чистом зеркале колодезной воды. Я заглянул в него, но он был пуст…

Подняв голову вверх, я увидел на черном небосводе полумесяц в сопровождении все тех же звезд. Оглядевшись вокруг, я увидел, что все опять стало по-прежнему, как в тот момент, когда я начал свою ночную прогулку. Неспешно начинался рассвет.

Всходило солнце, пели птицы, звонили колокола, из храмов и домов слышался гулкий звук барабанов – мриданг, тянулись звуки бхаджанов, прославляющих Кришну. Так Вриндаван встречал свой новый день.


Нужно было возвращаться к себе, и я поспешил назад.

Всякий раз, проходя мимо того старого колодца, я чувствую, как искорка веры, подаренная мне садху, разгорается все ярче. Я бережно храню ее, боясь потерять. Вспоминаю чистую воду в колодце, луну, отраженную в ее зеркале, свет на вершине купола храма, встречу со счастливым незнакомцем, которого я, конечно же, узнал, хотя и видел тогда впервые. Теперь я до конца своих дней буду верить в то, что Кришна и его обитель остаются неизменными, колодец вечно полон, а красивая луна всегда будет плыть по темной реке ночи, напоминающей реку Ямуну.

Источники:

1. Капур О. Б. Л. Госвами Вриндавана. / Философская книга, М., 2005 г. – 336 с.

2. Rajasekhara dasa Brahmacari . The Color Guide to Vrindavan. / Vedanta Vision Publications. 2000 г. – 152 с.




Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика