Храм Тота-Гопинатхи расположен в районе Йамешвара-тота в Джаганнатха-Пури Дхаме. В нем находится единственное в мире мурти, изваяние, сидящего Кришны. Название Гопинатха переводится как тот, кто повелевает гопи – прекрасными девушками-пастушками. Мурти Тота-Гопинатхи нашел лично Господь Чайтанья Махапрабху и передал своему ближайшему другу Гададхаре Пандиту, который с преданностью поклонялся божеству. Тота-Гопинатх знаменит также тем, что Господь Чайтанья, закончив свои проявленные игры на нашей планете, вошел в Него.
Йамешвара-тота – сад (тота на ории значит «сад»), названный в честь одной из пяти форм Господа Шивы, стоящих на страже пяти ворот в храм Джаганнатхи.
Здесь, в этом тихом саду из деревьев и лиан, жил Гададхара Пандит – один из четырех ближайших спутников Чайтаньи Махапрабху, входящих вместе с самим Господом Чайтаньей в Панча-таттву. Гададхара является воплощением энергии наслаждения, Шри Радхи в Гаура-лиле.
В этом месте Гададхара Пандит каждый день читал «Шримад-Бхагаватам», увлажняя ее слезами чистой любви к Господу. Когда Шринивас пришел к Гададхаре Пандиту послушать объяснение по одной из глав «Бхагаватам», он увидел, что копия Гададхары, написанная на пальмовых листьях, была непригодна для чтения, так как буквы размылись от слез, капавших на страницы книги, и Шринивасу пришлось искать новую копию.
Махапрабху регулярно посещал Гададхару и просил снова и снова рассказывать истории Дхрувы и Прахлада Махараджа. Чайтаньядев переслушал здесь эти истории от Гададхары не менее ста раз.
Однажды Чайтанья Махапрабху в храме Господа Джаганнатхи пережил глубокое откровение при личной встрече с Господом в Его Шьямасундара форме. Увидев Господа, он испытал настроение сильной разлуки с Кришной – такие же чувства, как во Вриндаване. Здешний сад напомнил Господу Чайтанье кунджи вокруг Радха-кунды и Шьяма-кунды во Вриндаване, дюны Чатака-парвата – Говардхан, океан – Ямуну, а огромное баньяновое дерево в Йамешвара-тота – Вамши ват, баньян, под которым Кришна играл на флейте, привлекая гопи.
В этом состоянии невыносимой разлуки с Господом Шри Чайтаньядева пришел сюда и стал копать землю в поисках своего Господа. Наткнувшись в земле на вырезанную из камня корону Божества Он объявил: «Я нашел самое драгоценное сокровище. Хочешь получить его?»
Гададхара с радостью помог выкопать из земли прекрасное Божество Верховного Господа Шри Кришны. Махапрабху назвал каменное божество Гопинатхой, а поскольку Он появился в саду (тота – значит «сад»), преданные назвали Его Тота Гопинатха. Шри Чайтанья Махапрабху занял Гададхару Пандита в служении Гопинатхе, дав ему Кшетра-санньясу. С тех пор Гададхара не покидал этого места.
По воле Чайтаньи Махабрабху Гададхара принял кшетра-санньясу. Это значит, он не мог никуда уходить с этого места (кшетра переводится с санскрита как место). Он дал обет до конца своих дней поклоняться здесь Гопинатху.
Через какое-то время Господь Чайтанья решил отправиться во Вриндаван. Ему захотелось увидеть места, где Он проводил Свои игры пять тысяч лет тому назад. Господь отправился в путь, и Гададхара Пандит двинулся за Ним вслед. Он сказал: «Я тоже пойду с Тобой, ведь я знаю Тебя – Ты уйдешь и не вернешься. Ты говоришь, что уйдешь ненадолго, но в свое время Ты уже ушел ненадолго из Вриндавана, но так и не вернулся туда. Ты в свое время ушел ненадолго отсюда – и долго путешествовал по Южной Индии, но я чуть с ума не сошел в разлуке с Тобой. Не могу больше выносить разлуку с Тобой, и поэтому отправляюсь за Тобой». Господь Чайтанья молвил: «Как ты можешь отправиться за Мной? Ты должен оставаться здесь, потому что ты дал обет. Что будут говорить люди? Люди будут говорить, что вайшнавы не хозяева своего слова: хотят – дают, хотят – забирают обратно. Ты должен показать пример соблюдения всех правил, поэтому оставайся здесь». Гададхара воскликнул: «Мне все равно что будут говорить люди. Пусть говорят, что хотят!». И пошел за Господом.
Гадахара передвигался на некотором расстоянии от Него, прячась за деревьями. Около Матхура-налы Господь Чайтанья сказал: «Хватит, довольно. Тебе может быть все равно, что о тебе будут говорить люди, но в конце концов они будут показывать пальцами на Меня, они будут упрекать Меня. Поэтому ради Меня ты должен остаться. Более того, когда ты думаешь обо Мне, Я и так нахожусь рядом с тобой. Всякий раз стоит тебе лишь подумать обо Мне, Я буду рядом с тобой».
Гададхара Пандит остался. Он упал на землю и зарыдал. Но вскоре вернулся сюда, к Тота Гопинатху.
Господь Чайтанья завершил Свои земные игры и покинул наш мир, войдя в Божество Тота-Гопинатхи, и на правом колене Гопинатхи появилась золотистая отметина.
Гададхара Пандит, узнав от преданных о случившемся, не смог произнести ни слова - только плакал. За четыре года, что он оставался на этой планете после ухода Махапрабху, он так состарился, что узнать его было невозможно. Из достаточно молодого человека (ему было около 48 лет) он превратился в глубокого старца.
Он прожил в разлуке с Махапрабху всего четыре года, но каждый год тянулся для него, как юга. Все так же, следуя данному некогда обету, Гададхара Пандит ежедневно приходил в храм Тота Гопинатхи и служил Божеству, которое стало для него дороже жизни. Но с каждым днем ему становилось все труднее и труднее выполнять служение . Тело перестало подчиняться, руки сильно дрожали, спина не разгибалась, и он даже не мог надеть на Гопинатху гирлянду.
В один из дней его охватило такое отчаяние, что он в сердцах воскликнул:
- Господи! Я вообще ни на что не способен. Мало того, что Ты покинул меня, и я сгораю от разлуки с Тобой, Ты лишил меня возможности исполнить свой долг, свой обет. Ты лишил меня сил, и теперь я даже не могу разогнуть свое никчемное тело, чтобы одеть на Тебя гирлянду. Зачем мне эта жизнь, если я не могу служить Тебе!
На следующее утро, придя к Гопинатхе, он увидел, что Тот сидит и улыбается, как ни в чем не бывало. Шри Тота-Гопинатха уселся в позу лотоса, чтобы облегчить Гададхаре любовное служение . Тем не менее, Гададхара Пандит не мог долго выносить разлуку с Господом Чайтаньей и вскоре он отправился за Hим в духовный мир, также войдя в любимое Божество Тота-Гопинатхи.
А Гопинатха с тех пор так и сидит под деревом и играет на своей флейте в обществе Радхи и Лалиты. Во всех других храмах Он стоит, а здесь – сидит.
Шри Тота Гопинатха украшает центральный алтарь храма. Шри Радхика играет на вине слева от Господа, а Лалита, ближайшая сердечная подруга пары, играет на флейте справа от Него. Если смотреть от нас, то справа находится Шримати Радхарани с виной, слева Лалита, играющая на флейте, как и Гопинатха. Таким образом Они составляют музыкальное трио Шримати Радхарани и Лалита глубоко прониклись настроением матхурьи (шьяма-расой) – супружеских отношений – и от этого их тела стали темными. Они даже изогнули свои фигуры в танце точно так, как их любимый Шьяма – три-бханга-лалита рупа (форма, изогнутая в трех местах).
В храме находятся еще два алтаря. Слева от основного алтаря божество Господа Баларамы со Своими женами Ревати и Варуни по обеим сторонам от Себя Справа от центрального алтаря стоят Божества Гаура-Гададхара и Шри Шри Радха Мадана-Мохана, установленные Маму Тхакуром. Маму Тхакур – племянник Шри Ниламбара Чакраварти, деда Господа Гауранги – продолжил поклонение Тота Гопинатхе после ухода Гадатхары.
Этому, одному из самых удивительных Божеств, как и прежде, поклоняются в Джаганнатха Пури. Помните, когда Господь Чайтанья вошел в Него, на колене Божества появилась золотая впадинка – цвета тела Шри Чайтаньи? В храме в семь часов утра во время открытия алтаря священнослужители могут показать эту небольшую золотую полосу на правом колене Гопинатхи – точку, куда вошел Махапрабху.
Божество Тота Гопинатха необычайно притягательно. Он привлекает настолько, что, однажды встретившись с Ним, вам захочется увидеть Его снова и снова. Шрила Вриндаван Тхакур прославляет Его очаровывающую силу так:
«Достаточно один раз увидеть Божество Гопинатхи, и сердце даже последнего атеиста изменится»
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта