«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».
«Бхагавад-гита», 4.34
Первыми нашими учителями являются родители. Они с самого рождения сопровождают нас, помогая делать первые шаги, произносить первые слова, самостоятельно есть, одеваться, вести себя. Родители играют важнейшую роль в формировании нашей личности. В дальнейшем каждому человеку, чем бы он ни занимался, нужен наставник: хотим ли мы овладеть музыкальным инструментом или освоить изобразительное искусство, мы обращаемся к компетентной в этой области личности. Также и в духовной жизни необходимо найти учителя, гуру, который подскажет, как правильно молиться, медитировать, концентрироваться, укажет верное направление на пути познания Бога и поможет в изучении священных знаний.
Гуру нужен каждому, кто серьезно стремится прийти к пониманию духовной жизни.
И лучше всего обратиться за помощью к духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, начинающейся от Самого Господа.
«Правила и предписания таковы, что никто не должен слепо принимать гуру, так же как никто не должен слепо принимать ученика. Им нужно быть вместе по крайней мере год, чтобы будущий ученик смог понять, примет ли он этого человека как учителя, а учитель смог понять, примет ли он этого человека как ученика. Таково наставление Санатаны Госвами из его книги “Хари-бхакти-виласа“»
В шастрах указывается, что у нас может быть один гуру, дающий посвящение (дикша), и множество гуру, от которых мы получаем наставления (шикша). Поскольку влияние духовного учителя на нашу жизнь огромно, необходимо с великой тщательностью выбирать того, кто станет нас учить. Шри Нитьянанда дас в своей книге «Према-виласа» (11.29–112) дает такие наставления на эту тему:
«На протяжении года ученик должен (1) очень внимательно слушать философию из уст гуру; (2) при этом он должен хорошо понимать услышанное. (3) Ученик должен внимательно изучать поведение гуру и (4) служить ему подобающим образом»
Далее Нитьянанда дас говорит, что отношения гуру и ученика окончательно оформляются на церемонии посвящения.
Как же понять, кого выбрать своим духовным наставником? Ответ на этот вопрос мы можем найти скорее не в голове, а в сердце.
Необходимо горячо и очень искренне молиться Богу, чтобы он помог нам обрести своего гуру.
Если мы будем всей душой взывать к Господу с этой просьбой, то Он ответит нам на эту молитву. Как любящий родитель пытается утешить своего плачущего ребенка, так и Всевышний не оставляет нас без поддержки. Все мы дети Господа, и если мы обращаемся искренне, то мы получаем ответы на свои вопросы.
А как же быть, если у вас все же остались сомнения, если у вас, к примеру, есть вера в нескольких духовных учителей? Его Святейшество Джаяпатака Свами дает нам в помощь следующие критерии, позволяющие понять, что выбранный гуру – действительно наш.
Если этот духовный учитель вдохновляет вас своим энтузиазмом и решимостью, чувствами в преданном служении и вы хотите проникнуться тем же духом и приобрести те же качества.
Если его лекции, общение и беседы усиливают ваше стремление к духовному продвижению.
Если вы верите, что его слова несут чистое сознание Кришны, и вы хотите принимать их.
Если у вас есть желание помочь духовному учителю в его конкретной миссии в служении Шриле Прабхупаде.
Если этот гуру больше других заботится о вашей духовной жизни и особо добр к вам.
Если вы хотите установить отношения с этим духовным учителем и хотите, чтобы эти отношения были вечными.
Если этот гуру помогает вам развивать более глубокую веру и преданность Шриле Прабхупаде.
Если вы явственно чувствуете, что Кришна и Шрила Прабхупада говорят с вами через этого духовного учителя.
Если проповедь духовного учителя рассеивает ваши сомнения и устраняет все нежелательные материальные устремления, оскверняющие сознание.
Если вы можете открыть духовному учителю сердце и установить с ним позитивные отношения в сознании Кришны. Быть может, это внешняя причина, но это очень важный момент, являющийся одним из аспектов бхакти.
Если вы считаете, что он имеет качества, воспетые в «Шри Шри Гурваштаке».
Если вы доверяете ему и уверены, что он будет давать вам советы и наставления строго в соответствии с гуру, садху и шастрами и не уведет вас с пути, данного Шрилой Прабхупадой и Кришной.
Если вы чувствуете большую привязанность именно к этому гуру и испытываете тоску в разлуке с ним.
Если этот духовный учитель прививает вам лучшие качества преданного и может вдохновить вас поднимать ваш уровень в преданном служении.
Если, следуя наставлениям этого гуру, вы чувствуете, что становитесь ближе к Кришне.
Когда мы выбрали духовного учителя, когда убедились, что приняли его всем сердцем, необходимо попросить его, чтобы он принял нас. Наш выбор должен быть осознанным и серьезным: ведь связь с гуру происходит в глубине сердца и означает огромную ответственность для обоих.
Основано на статье Джаяпатака СвамиСпасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта